НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Карина Т.Н. Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей подготовительного возраста с ТНР

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительного дошкольного возраста с ТНР направлено на развитие коммуникативных способностей детей как самостоятельной деятельности, которые необходимы для успешной социальной адаптации. Театрализованная деятельность может выступать средством формирования коммуникативных навыков [1]. По мнению С.М. Максимовой «в процессе театрализованной деятельности моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь, являющаяся необходимым условием адаптации ребенка в обществе. У детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой. Кроме того, особо выделяется универсальный характер театрализованной деятельности, поскольку она способствует формированию различных знаковых систем, развитию познавательной, двигательной и эмоциональной сфер, а также успешной социализации детей» [4, с. 824].

Театрализованная деятельность выступает «оптимальным условием для решения задач, связанных с развитием у ребенка ценностей сострадания, милосердия, человеколюбия и способов их проявления, тем самым, формируя опыт жизнедеятельности, создавая целостную картину мира» [4, c. 824].

Игры-театрализации ориентированы на пополнение словарного запаса, нахождение ключевых слов в предложениях и текстах, способствуют нормированности, грамотности, четкости речи. В процессе данной работы изменяется внешняя сторона детской коммуникации: дети приобретают навыки использования собственного голоса, разнообразной интонации в речи, свободного и правильного дыхания, выражения различных эмоциональных состояний [5].

Как отмечает Е.О. Мальцева «драматизация многофункциональна: она помогает развивать детскую память, мышление, воображение, формирует систему моральных ценностей, способствует познавательной активности, самостоятельности, толерантности, формирует культуру чувств» [5, c. 58]. Но главное предназначение драматизации — создание коммуникативной среды (реальной или условной), которая способна наиболее успешно формировать коммуникативные компетентности дошкольников подготовительного возраста с ТНР.

Театрализованные игры – это, прежде всего, разыгрывание в лицах различных литературных произведений. Главная особенность театрализованных игр – готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом определена текстом произведения.

Форма драматизации зависит от разных аспектов: «во-первых, ориентируясь на количество участников, можно говорить об индивидуальной, парной, групповой, коллективной деятельности; во-вторых, драматическое общение может строиться в форме монолога, диалога и, наконец, по степени включенности в коммуникацию детей творческой составляющей выделяются такие ее виды, как имитация, выразительное чтение, инсценировка, ролевая игра и спектакль» [5, c. 59].

Организационно-педагогическими условиями развития коммуникативных навыков детей подготовительного дошкольного возраста с ТНР в ситуативно-личностной форме общения выступают следующие: оптимальная организация предметно-игровой деятельности, в том числе посредством включения игр-театрализаций; организация общения посредством игр-театрализаций в специально организованной деятельности на занятиях и при осуществлении режимных моментов; организация эмоционально-практического общения в играх-театрализациях; взаимодействие работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в обозначенном направлении.

Развитие коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности с учетом организационно-педагогических условий на основе комплекса специальных мероприятий с использованием театрализованных игр позволяет успешно преодолеть имеющиеся нарушения коммуникативных навыков дошкольников 6-7 лет с ТНР. Использование театрализованных игр в работе с детьми подготовительного возраста с ТНР способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, если их взаимодействие и уровень общения организован посредством использования ситуативно-личностной формы общения.

Список литературы

1. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. - Волгоград, 2001. - 168 с.

2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: Сфера, 2006. - 165 с.

3. Кожемякина О.А. Эмпатия и межличностные взаимоотношения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья// Развитие человека в современном мире материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ Под редакцией Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2016. С. 183-190.

4. Максимова С. М. Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 824-826. — URL https://moluch.ru/archive/117/32334/ (дата обращения: 29.03.2018).

5. Мальцева Е. О. Элементы драматизации как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/archive/117/32693/ (дата обращения: 29.03.2018).

6. Ярышева А.А. Межличностные отношения как социально-психологическая детерминанта наркозависимого поведения у подростков// Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4. С. 221-223.
2022