НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чайкина Т.Б. Используем инновационные технологии

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf

На сегодняшний день коллективы педагогов, дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий.
В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ? Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.
Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
·           здоровьесберегающие технологии;
·           технологии проектной деятельности;
·           технологии исследовательской деятельности;
·           информационно-коммуникационные технологии;
·           личностно-ориентированные технологии;
·           игровые технологии.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Формами работы являются: ортопедическая гимнастика; гимнастика для глаз; релаксация; гимнастика дыхательная; гимнастика пальчиковая; корригирующая гимнастика; подвижная и спортивная игра; динамическая пауза, физкультурное занятие; коммуникативная игра; игротерапия, Сказкотерапия; цветотерапия; арт-терапия.
Несколько слов о технологиях проектной деятельности. В детских садах проектная деятельность осуществляется педагогами совместно с их воспитанниками. Использование инновационных технологий в ДОУ в целом, и работа над различными проектами, в частности, приводят к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.
Учебные проекты можно классифицировать следующим образом: «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума. «Повествовательные» - посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д. «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить лучок и др. Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным.
В чем заключается технология исследовательской деятельности? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления. Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. (Примеры: «Почему у человека два уха?», «Можно ли увидеть звук?», «Как определить силу ветра?», «Что легче?», «Живительная влага».
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение».
Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».
Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, сенсорное оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, развивающих обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
·           которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
·           которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
·           которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
·           которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ помогает перевести сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Заключение

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Применение инновационных педагогических технологий способствует:
·          сохранению и укреплению здоровья воспитанников;
·          повышению качества обучения и воспитания.
·          повышению качества образования;
·          повышению квалификации воспитателей;
·          использованию компьютерных технологий воспитанниками;
И закончить свою статью я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. / М.: АРКТИ, 2003.
2.       Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. / СПб, 1996.
3.       Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. /Новокузнецк: ИПК, 2000.
4.       технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ
5.       Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. – 1993. – №3.
6.       Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - /М., 1997.
7.       Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента. /Учитель. - 2004.
8.       Бычков, А. В. Инновационная культура. Профильная школа. - 2005.
9.       6.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность /М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997.




2018