Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Загоскина Р.В. Интерактивные формы работы с педагогами коррекционных классов школ как фактор повышения качества образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Задачи:
- просвещение взрослой аудитории с психо - эмоциональными особенностями развития ребенка;
- принятие и осмысление особенностей каждого;
- гармонизация детско - взрослых отношений;
- освещение вопроса самопомощи.
Назначение: переход между просматриваемой работой в коррекционных классах (совместная работа педагогов, специалистов и воспитанников) к практической части.
Концепция: работа строится на принципах развивающего обучения. Просматривание работы по развитию ребенка на разных возрастных этапах, начиная с 1 класса.
Место проведения: МБОУ г. Мурманска СОШ № 21, актовый зал.
Адресуемая аудитория: педагоги коррекционных классов.
Психолог: здравствуйте, дорогие участники. Я знаю, что все вы очень любите своих детей. И я не ошибусь, что нам не всегда бывает с ними просто. Согласны?
Тогда сейчас я приглашаю сюда 6-х:
- самых профессиональных;
- самых красивых;
- самых терпеливых;
- самых справедливых;
- просто самых СВОИХ для детей.
(вышеуказанные обозначения ведущий называет для снятия напряжения у участников, мотивируя их к игре)
Сегодня я предлагаю вам на время самим стать детьми, и посмотреть, каково это: быть ребенком? Хотите?... (участники высказывают согласие) И для этого мы отправимся с вами в небольшое путешествие во времени. Итак, начали!
1. Упражнение «Запеленутый ребенок» (1 класс )
Необходимые материалы: несколько мягких шарфов
Цель: ознакомление взрослых с особенностями взросления каждого ребенка, принятие во внутренний опыт вероятности расширения воспитательных воздействий.
Ход упражнения: вызывается доброволец из присутствующих взрослых. По очереди добровольцу завязываются платком: руки, ноги, глаза, уши, рот. При этом психолог сопровождает комментариями эти действия желанием предотвратить наступление возможных травм для ребенка. Ошибка родителей: никто никогда не учится, не приобретая собственный опыт. Задача для психолога: донести до родителей мысль о предоставлении детям большей свободы.
Вот наш ребеночек родился, и пока он лежат, вроде бы все хорошо. Но вот ребенок начинает делать свои первые шаги….Что мы начинаем делать? Пытаться оградить его от всего вредного и опасного.
Психолог: потом ребенок подрастает, и мы говорим ему: – НЕ БЕРИ! Это помимо всяких «заглушек» (в это время завязываем участнику руки и затем осведомляемся о том, как он себя чувствует).
Психолог (грозит пальцем) – НЕ ХОДИ! А потом, позже - не ходи к этим друзьям, не так одетым, по этой улице, в это время. (в это время завязываем участнику ноги и затем осведомляемся о том, как он себя чувствует)
И для этого многие взрослые, например, сажают его … в «манеж».
Психолог: Проходит совсем немного времени, и мы понимаем, что очень много опасностей окружают нашего малыша, Мы же хотим ему самого лучшего, и из самых лучших побуждений мы говорим ему: НЕ СМОТРИ!!! Психолог повязывает участнику глаза и затем осведомляемся о том, как он себя чувствует).
Психолог: Да, наша жизнь кишит всякими неидеальностями, и мы решаем сделать вот это. Мы говорим ему: НЕ СЛУШАЙ! (Психолог завязывает участнику уши и затем осведомляемся о том, как он себя чувствует).
Психолог. Наш ребенок растет, и совсем быстро приходит время, когда мы хотим сделать вот это (завязывает рот участнику). НЕ ГОВОРИ! (Психолог завязывает участнику рот и затем осведомляемся о том, как он себя чувствует).
Психолог: посмотрите на нашего воспитанника. Я думаю, комментарии излишни.
Психолог: А как узнать, что чувствует и думает ребенок? Я предлагаю вам способ, который работает всегда и с любым возрастом. Итак, попробуем.
2 Упражнение Неоконченные сказки ( 2 класс)
Пояснительная записка
Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное - внутренний мир. Как на ребенка влияют происходящие события, какие выводы он из них делает о жизни и о себе? Что чувствует, что его беспокоит? Спросите напрямую - не ответит. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснять причины своих импульсов. И не каждому взрослому такое под силу.
В таких случаях можно использовать сказку. Сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Именно с помощью образного языка можно общаться с ребенком на очень глубоком уровне. К тому же сам факт общения на языке ребенка, языке сказки, уже терапевтичен. Кроме того, вас ждет удивительный мир совместного творчества, который преодолевает все преграды.
Суть приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?
Два важных момента. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь у него выведать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы ребенка. Постарайтесь их подробно запомнить, а потом записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.
Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, краснеет или бледнеет, если он отказывается отвечать на вопрос - все это признаки остроты проблемы.
«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты - ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы - отсчитывать время.
А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно... Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды...»
Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.
3. Психолог: Так часто нам не хватает немного терпения ну совсем как нашим подопечным. А вот теперь мы с вами отправляемся в 3 класс группу. Мы заходим в дверь…..
3 Упражнение Улитка (Н. Кряжева)
Цель: развитие выдержки и самоконтроля. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 8-9 лет.
Количество играющих: 6
Описание игры: играющие становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее ого­воренному месту, причем нельзя останавливаться и раз­ворачиваться. Побеждает пришедший к финишу послед­ним.
Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало уси­лий, так как они активны и подвижны.
4. Психолог: наши дети подрастают, и вот мы уже учимся быть внимательными. Мы с вами в 4 классе
4 Упражнение Игра «Согласованные действия»
Цель: акцентировать внимание родителей на необходимости в сотрудни­честве с детьми.
Участники встают в круг, разбиваются на пары, получают карточку с зада­нием - совместно изобразить без слов некоторое действие. Другие участники смотрят и пытаются отгадать.
Варианты заданий: пилка дров, перетягивание каната, передача хрусталь­ного стакана, гребля в лодке, перемотка ниток, парный танец, забить гол в во­рота (хоккей), кабинет врача (стоматолог).
Психологический комментарий: обязательное условие обучения ребенка са­мостоятельной деятельности - сотрудничество со взрослым.
5. Психолог: Устали? Присядьте. А теперь о нас, любимых. Придя на работу, мы часто не можем сразу понять и почувствовать наших детей, и нам мешают обыденные вещи. Я хочу вам подарить небольшие приемы, которые помогут в самых непредвиденных ситуациях. Действуют всегда и везде, мгновенно.
4 Серия Упражнений «Почувствуй себя здоровым» Я покажу вам точки особого назначения, их массируют для решения определенных проблем. И только когда нужно.
Благодаря массажу этих точек активнее вырабатываются гормоны покоя. Этим стоит воспользоваться, когда тебе надо снять напряжение.
Держать себя за палец 20 секунд
Японские целители считают, что руки являются проводниками энергии, которая протекает по энергетическим каналам, проходящим через тело человека.
Прикладывая ладони к отдельным местам на теле и складыванием пальцев в различные мудры, можно направлять энергетические потоки к определенному органу.
Психолог:
Большой палец: тревога и головные боли
Большой палец напрямую связан с такими состояниями, как депрессивность и тревожность, так же он «контролирует» состояние селезёнки и желудка. Если вы заметили, что в последнее время стали более подвержены неврозам или страдаете от частых головных болей, сожмите большой палец ладонью другой руки.
Сожмите палец достаточно сильно, но и не пережимайте тоже. Задержитесь в таком положении 3-5 минут. Это отлично влияет на мозговую деятельность
Указательный палец: разочарование и мышечные боли
Этот палец «отвечает» за возникновение страха и смятения, а также «контролирует» работу почек. Также это помогает облегчению мышечной и болей в спине.
Средний палец: усталость и гнев.
Если вы чувствуете себя уставшими и раздражёнными, сожмите крепко средний палец.
Это поможет не только избавиться от негативных эмоций, но и положительно скажется на работе печени. Кроме того, это упражнение способствует понижению кровяного давлению и снижению тревожности.
Безымянный палец: проблемы с пищеварительной системой и пессимизм
Желаете избавиться от негативных эмоций и неуверенности в себе? Сконцентрируйте свои силы и энергию на безымянном пальце.
Мизинец: стресс и нервозность.
Этот пальчик «контролирует» самооценку. Если вы чувствуете, что в последнее время она у вас необоснованно низкая, возможно, мизинцу не хватает энергии и концентрации крови. Массируя этот палец, сконцентрируйтесь на том, что делаете, отбросьте все лишние мысли, думайте только о хорошем. Это упражнение также отлично подойдет тем, кто страдает от проблем с нервной системой или болей в грудной клетке.
Ладонь: напряжённость, тошнота.
Надавите на центр ладони, сделайте 3 полных вдоха и выдоха, ослабьте давление и повторите этот цикл снова. Делайте это несколько раз, по меньшей мере, до того, как почувствуете, что чувство тошноты проходит.
Сжатые вместе ладони: стабилизация состояния ума и нормализация кровотока.
Обязательно попробуйте эти советы. Они действительно прекрасно работают. Не стоит терпеть болевые ощущения, ведь их можно побороть при помощи нескольких движений пальцами. Поделитесь этим методом со своими друзьями, подарите им здоровье и хорошее настроение!
Психолог: Мы немного отдохнули, и я хочу вам подарить еще одну находку. Я думаю, что любому из нас необходимо услышать эти слова. Я попрошу закрыть глаза и расслабиться.
Психолог произносит по очереди следующие фразы:
Я слышу тебя, я чувствую тебя, я понимаю тебя, мне не все равно.
Затем она прощается с родителями, уходит.
2020