Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Потапова В.А., Потапова Н.И. Военно-патриотическое воспитание как аспект формирования гражданской позиции воспитанников военно-патриотического движения «Застава»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А. Н. Толстой

Одной из важнейших задач современного образования является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Происходящие в последнее время события в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания детей, подготовки его к защите Родины. Обществу нужны здоровые, грамотные, смелые, инициативные, мужественные, дисциплинированные граждане, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить её интересам, гордость за свой народ. Это неразрывно связано с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. «Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе» - Президент Российской Федерации Владимир Путин
Быть патриотом – это значит разделять духовно-нравственные ценности нашего народа, быть верным идеалам отцов и дедов, знать и любить историю и культуру страны.
В связи с этим патриотическое воспитание остаётся актуальной задачей воспитания вне зависимости от политической или социально-культурной ситуации в государстве. Главная задача общества и школы на данном этапе состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, потому что Россия на протяжении всей своей истории всегда была духовно сильным государством.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором большое значение отводится подготовке к военной службе, почетной обязанности гражданина РФ. Создание всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармии» дало толчок к формированию военно-патриотических клубов в школах. Основной целью, которых вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев, а также члены клубов в свободное от учёбы время могут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи.
В связи с этим на базе МБОУ «СОШ №99» города Новокузнецка Кемеровской области 2017 году создано военно-патриотическое движение «Застава», где подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Цель деятельности военно-патриотического движения «Застава» - развитие интереса у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев, укрепление здоровья членов военно-патриотического клуба «Застава», пропаганда воинской службы по охране государственной границы, знакомство с пограничными специальностями, несение воинской службы на границе и, как следствие, профориентационная работа среди молодежи, пропагандирующая здоровый образ жизни.
Приоритетными задачами программы «Застава» являются:
·          изучить историю создания и традиции Вооруженных Сил РФ и пограничных войск, правовые основы службы в Вооруженных Силах РФ;
·          воспитывать у участников клуба чувство ответственности за защиту Родины; чувство гордости за службу в Вооруженных Силах РФ и пограничных войсках;
·          развивать чувство взаимопомощи, уважения и требовательности друг к другу; создавать дух товарищества, пресекать случаи ущемления личного достоинства, нарушения дисциплины, порядка и правил взаимоотношений между воспитанниками.
·          сотрудничать с пограничной заставой в с. Октябрьское Карасукского района Новосибирской области.
Для достижения задач и цели программы «Застава» руководители движения тесно сотрудничают с пограничным отделением (заставой) в Новосибирской области, с военно-спортивным центром «Патриот». Для полноценной работы привлечены учителя физической культуры, ОБЖ, завуч по воспитательной работе.
Работа с воспитанниками ведется по нескольким направлениям:
1)       основы исторических аспектов и военного дела.
Цель данного направления - приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа, формирование патриотического чувства, гордости за Отечество и желания служить Родине.
По данному направлению ведется работа по изучению Устава воинской службы, Конституции РФ, символов воинской чести, государственные символы. Истоки Российского государственного герба, флага, гимна. Боевое знамя воинской части. Современные награды России.
Беседы и диспуты на исторические темы, где воспитанники движения высказывают свои мнения на определенный исторический факт, например: «О роли русских полководцев».
Просмотр и обсуждение фильмов военно-исторического содержания.
Встречи с офицерами-пограничниками, членами военно-патриотических клубов, ветеранами Вов, воинами афганской и чеченских войн.
Владение элементарной военной терминологией. Изучение основ следопытства, топографии.
2)       физическая подготовка воспитанников.
Уроков физкультуры явно недостаточно для полноценного развития школьников, поэтому в программу входят занятия в секциях рукопашного боя, стрелковых клубах, периодическая сдача нормативов по нормам ГТО.
Формирование основ строевой подготовки, сборка и разборка автомата АК-70, приемы стрельбы из пневматической винтовки. Участие в военно-спортивных играх.
3)       основы первой доврачебной помощи.
Практические и теоретические занятия по оказанию первой помощи при ранениях, переломах, ушибах, при ожогах, отморожениях, отравлениях и тд. Способах переноски пострадавшего.
За столь небольшой срок существования военно-патриотического движения проведено несколько мероприятий:
- вступление воспитанников движения в ряды Юнармейского движения, на котором почетными гостями были ветеран ВОВ, представитель военкомата, руководитель военно-спортивного центра «Патриот».
- участие в военно- спортивных играх «Следопыт» и «Огневой рубеж».
4) волонтерство.
Оказание помощи ветеранам ВОв и труженикам тыла, организация мероприятий для участников боевых действий, шефство над памятниками.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. В нашем движении «Застава» воспитанники разных возрастов от 11 до 17 лет, разного пола: с удовольствием занимаются девочки и мальчики разных национальностей, с различными интересами. Но все они граждане одной страны. Воспитанники научились находить «общий язык» друг с другом, умению подчиняться и выполнять команды, договариваться друг с другом, брать ответственность на себя.
Главная цель патриотического воспитания — формирование у детей чувства тесной связи со своим народом, осознание ответственности за безопасность, процветание Родины. Патриотическое воспитание – это способ углубления социального воспитания, при котором формируются не просто чувства, сознание, навыки, но прежде всего нравственная, мировоззренческая ценность.

Библиографический список

1. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка./В.И. Даль – В 4-х т. – М.,1978
2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html
3. Н. Мазыкина. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности. / Н. Мазыкина// Воспитание школьников. - 2002. - № 6
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Юнармия
2018