Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Степанова И.В. Использование приемов арт-технологии на уроках русского языка и литературы

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


В настоящее время активно внедряются в практику современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, соответствующих деятельностному подходу в обучении, являются арт-технологии. Мне как педагогу оказались очень близки идеи арт-педагогики, ее обращение к чувствам ребенка. Методы арт-педагогики развивают эмоциональность, креативность и воображение детей, помогают приобрести опыт творческой работы в коллективе, дают возможность ребенку понять себя и окружающий мир через образы искусства, способствуют социализации и творческой самореализации.
Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, общекультурной и др. В основе арт-технологий лежит творческая деятельность.
Арт-технологии имеют ряд особенностей: демократичность (возможность учащимся, не имеющим особенных способностей, создавать что-то новое); возможность самовыражения (школьник открывает свои эмоции, настроения, переживания, идеи); возможность коммуникации (эта особенность очень важна для одиноких, замкнутых детей).
К арт-технологиям относится: создание фотографий, картин, карикатур, диаграмм, коллажей, слайдов, инсталляций; сказок; песен; стихотворений; игр; кинематографических работ; театральных постановок; танцев и т.д.
Структура занятия с применением арт-технологии состоит из следующих основных этапов:
·          Вводная часть. Вначале снимается внутренняя напряженность (для этого используются упражнения на релаксацию, создание позитивных мысленных образов, соответствующее музыкальное сопровождение).
·          Мотивация. В зависимости от цели занятия вначале можно использовать либо игры с изобразительным материалом, либо импровизацию на тему зрительного образа или метод направленного воображения (художественный текст с описанием, несколько фраз для последующего фантазирования, музыкальный фрагмент, отражающий какие-либо эмоциональные состояния, сказки, метафоры). Важно использовать музыку, которая наиболее полно определяет эмоциональный настрой выбранной темы.
·          Выполнение творческой работы. Творческая реализация замысла может быть исполнена в групповой, индивидуальной или коллективной форме. Интерпретация услышанной музыки, рассказанной сказки или созерцание красочного пятна пробуждает фантазию и воображение детей, становится основой для размышления и переживания эмоций. Детям предлагается выбрать технику и материал для более полного выражения возникших ассоциаций.
·          Рефлексия. Дети делятся своими впечатлениями о получившемся образе, придумывают названия своим работам. Вопросы, которые задаются детям, должны помочь осознанию испытанных чувств.
На основе многолетней практики могу сказать, что наиболее подходящими для таких занятий являются инсталляция, монотипия, коллаж, «набрызг», работа «от пятна», фроттаж, отпечатки различных предметов (смятая бумага, ластик, крышки разных диаметров и т. д.).
Коллаж – это вид творческой работы, прекрасно вписывающийся в урок русского языка и литературы. Подростки с удовольствием работают с иллюстрациями, фотографиями, вырезают из цветной бумаги, создают изображения из ткани, фольги и других материалов. На уроках литературы такую работу целесообразно проводить после прочтения большого произведения, на уроках русского языка – после анализа текста. Очень интересные коллажи получаются на уроках изучения лирики. Поэтические образы рождают различные ассоциации у подростков, это дает им возможность проявить себя, выразить свое мнение.
Замечу только, что сам термин коллаж в работе с детьми я использую в широком значении, хотя порой то, что мы создаём, правильно называть иными словами – декупаж, фотомонтаж или др.
Перед созданием коллажа необходимо провести следующую работу с текстом:
1. Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Используйте заголовок, если он имеется.
2. Выделите ключевые слова, образы, главные картины в стихотворении.
3. Выделите цветовые прилагательные, другие части речи, обозначающие цвет.
4. Расположите автора и название стихотворения на основе.
5. Приступите к созданию коллажа.
Работа над коллажем предполагает определенный алгоритм, я использую инструкцию, которую предлагают мастера коллажа: любое творческое дело начинается с поиска идеи. Что вы хотите рассказать с его помощью? Продумайте, какие элементы коллажа (картинки и т.п.) могут символизировать эту идею. Выбираем основу для коллажа. Обычно это бумага или картон – с такими материалами очень просто работать. Теперь подготовьте части вашего коллажа. Включайте в него слова. Основную часть картинок подрежьте так, чтобы сократить ненужные пустоты при совмещении этих картинок. В коллаж можно включить целую картину, разделив ее на несколько частей. Попробуйте рвать края картинок. Иногда такой прием дает очень красивый эффект. Поэкспериментируйте с прямыми или округлыми краями. Любая деталь коллажа должна нести определенный смысл. Прежде чем поместить деталь в коллаж, хорошо подумайте, зачем она здесь? Если без нее можно обойтись – значит, эта деталь здесь не нужна. А теперь поиграйте, передвигая детали вашего коллажа по основанию. Выберите наиболее удачный, на ваш взгляд, вариант, подчеркивающий основную идею вашей работы. Вот теперь можно клеить. Совсем не обязательно промазывать клеем всю поверхность элемента целиком, можно проклеить только вершины. Вы можете мять бумагу или ткань, для того, чтобы получить интересную акцентную структуру. После того как основной коллаж высох, добавьте ему различных декоративных деталей: трехмерных сложных или блестящих – по вашему вкусу. Может быть, хотите что-нибудь написать? Или приклеить бусинки, кольца, бобы, сухие цветы и т.п.
Использовать приемы арт-технологии можно на любом занятии, но наиболее эффективны они на уроках гуманитарного цикла, где происходит соприкосновение с эмоциональной сферой подростка: русском языке, литературе, МХК, истории, обществознании. На уроках литературы и русского языка подросток непосредственно соприкасается художественным текстом. Арт-технологии помогают интерпретировать текст, помогают избежать монотонности и скуки, мотивируют подростков на повторное чтение и более глубокое погружение в художественный мир мастера. Уместно использование приемов арт-технологий при изучении биографий поэтов и писателей. Они могут быть одним из видов домашней работы.

Библиографический список

1.Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – CПб, «Речь», 2007. – 336 с.
2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002
3.Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии // Дидактика. – 2000. – № 1.
4.Хащанская М.К. Современные образовательные технологии освоения культурного наследия.//Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции – СПб. 2011. – 63с.
2019