Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Вессель М. А., Майорова Н. Е., Щепеткова Е. Е. Тема Великой Отечественной войны в ДОУ (для детей старшего дошкольного возраста)

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории всего человечества. О них пишут книги, сочиняют стихи и музыку. Но самое главное, что о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение, и не дает померкнуть далеким дням и событиям.
Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. В День Победы - 9 мая чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался в живых…
Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей дошкольного возраста. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из–за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированной временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный, конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. Поэтому следует, уделить особое внимание эмоциональному восприятию детьми темы войны – темы борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, детям надо чувствовать… Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, досуговая деятельность.
В нашем детском саду из года в год проводятся мероприятия посвященные теме Великой Отечественной войны: Дню снятию Блокады, празднованию Великой Победы. И этот год не был исключением, в этом году также состоялись мероприятия, посвященные этим двум знаменательным датам.
В День снятия Блокады, для детей старшего дошкольного возраста, проводилось занятие по формированию целостной картине мира на тему: «Блокадные дни Ленинграда. Кольцо Блокады». Рассказ был начат с того, что детям объяснили, что значит словосочетание - Блокадный Ленинград? Сформировали представление о тяжелых военных годах, проведенных в нем, о том, как люди жили, с какими тяжелыми моментами им приходилось сталкиваться, как поступало продовольствие через Дорогу Жизни. Привели детям пример родного дедушки воспитателя Майоровой Н. Е. - Бабочкина Алексея Ивановича (показали фотографии), который в своем детстве (в возрасте 6-8 лет) оказался в кольце Блокады. Рассказали, как со слов Алексея Ивановича, приходилось голодать, укрываться от бомбежек, как жителям города приходилось есть траву, добывать воду из рек и каналов нашего города, какие суровые морозы были в те года и как им приходилось выживать в то время. Наглядно построили небольшой город, охваченный кольцом, используя конструктора – кубики. Благодаря этому ребятам удалось чуть легче представить и визуализировать Кольцо Блокады. Мы вместе также построили - Дорогу Жизни (опять же наглядный пример). Дети слушали рассказ с большим интересом, по ходу рассказа задавали вопросы, на которые мы старалась отвечать максимально доступно. Ребята удивлялись, сострадали, осознавая насколько это серьезная тема. Затем им показали, дали рассмотреть медали, которые получил Алексей Иванович и другие ветераны ВОВ («Жителю Блокадного Ленинграда», «В честь полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады», «Городу - герою слава» и прочие награды). Так же предложили поиграть в словесную игру: «Какой должен быть настоящий солдат», направленную на развитие речи, мышления, воображения. И в заключение, нашего тематического занятия мы предложила ребятам нарисовать ту самую Дорогу Жизни. Дети с большим удовольствием принялись рисовать, очень старались передать детали рисунка, были аккуратными, очень заинтересованными и активными.
Итак, была поставлена и реализована цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей Блокадного Ленинграда, познакомить детей с жизнью людей в то тяжёлое время, развивать у ребят различные способности; такие, как умение чувствовать, сопереживать, слушать окружающих, воспитывать в себе чувство патриотизма.
Также в этом учебном году, был проведён обязательный тематический досуг, посвящённый Дню Победы. До мероприятия с детьми проводились беседы с показом демонстрационного материала - «Их именами названы улицы», «Моя родословная», «Страна, в которой мы живём», «Мой прадедушка», «Пришла весна – весна Победы!», «Дети – герои войны», ребят знакомили с названиями и достопримечательностями городов – героев Великой Отечественной войны. На занятиях и во время бесед дети узнали о героях войны, о подвигах детей в военное время. Ребята слушали рассказы о войне, сопереживали героям произведений, учили стихи, пели песни. Так дети разучили стихотворения «Майский праздник» С. Белозёрова и «Что такое день победы» А. Усачева, слушали песни о победе и ВОВ. Дети пели на занятиях песни «Катюша», «С дедом на парад». Репетиции перед тематическим досугом проводились на занятиях музыки в музыкальном зале.
Праздник «День Победы» стал итогом мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. В ходе мероприятия дети знакомились с патриотическими музыкальными произведениями, закрепляли певческие навыки, слушали рассказы о войне.
Мы считаем, что патриотическое воспитание детей очень важно. Данные проведенные мероприятия помогают воспитывать детей в духе патриотизма, воспитывать любовь к Родине, сохранять в детских душах память о героях Великой Отечественной войны и их бессмертных подвигах…
 
2021