НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вельменко А.И. Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

Библиографическое описание:

Вельменко А.И. Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Аннотация. Данная статья посвящена кинезиологическим упражнениям, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия, речи, памяти, пространственных представлений у дошкольников с нарушениями зрения.

Ключевые слова: дошкольники, кинезиологические упражнения, межполушарное взаимодействие.

Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением числа детей с нарушением зрения и сопутствующими нарушениями развития у данной категории.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. У детей с нарушениями зрения, как правило, имеются различные отклонения, например, снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть зрительной недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо в их дисфункции. Тренировка ручной ловкости совершенствует интеллектуальные и мыслительные процессы: развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Именно поэтому для успешной коррекции, обучения и развития ребенка с нарушенным зрением можно использовать кинезиологические упражнения.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С.Лейтеса доказали взаимосвязь манипуляций рук и движений вообще с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.

В рамках практической деятельности предложен комплекс кинезиологических упражнений, который позволяет активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Благодаря двигательным упражнений для пальцев происходить компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует развитию детской стрессоустойчивости. В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Комплекс № 2 разработан для слабовидящих детей.

Комплекс №2.1 разработан для слепых детей.

Приступать к комплексу упражнений №2 и №2.1 нужно после усвоения комплекса упражнений №1 и №1.1. Если дети усвоили частично упражнения из комплекса №1 и 1.1, то возможно частично заменить их упражнениями из второго комплекса соответствующего раздела.

Комплекс №1 (для слабовидящих детей)

Самомассаж ушных раковин. «Взяли ушки за макушки» (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади):

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… Вниз до мочек добежали. (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придём. (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

Упражнение на растяжку.Упражнение «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание). Упражнение выполняется в положении сидя. Одна рука расположена на грудной клетке, другая на животе. Предложите ребенку вдохнуть через нос, так, чтобы живот надулся как мячик (следите, чтобы плечевой пояс был неподвижен, грудная клетка не поднималась), выдох через рот.

Подышите с ребёнком по следующей схеме под счёт:

1. Вдох 1,2,3 - выдох 1, 2, 3 - 3 раза (обычное дыхание)

2. Вдох 1,2,3,4 - выдох 1, 2, 3, 4 - 3 раза

3. Вдох 1, 2, 3,4,5 - выдох 1, 2, 3, 4, 5 - 3 раза

Вдох делается через нос, а выдох через рот.

Глазодвигательные упражнения, лежа.К работе подключается язык, следите за тем, чтобы рот у ребенка был открыт, а язык спокойно лежал на нижней губе. Ребенок следит за яркой точкой на конце ручки (карандаша).

Ручка находится на расстоянии вытянутой руки ребенка, над переносицей. Перемещаем ее вправо, задерживаем на несколько секунд, затем влево – снова остановка, по такому же принципу производится перемещение вверх и вниз. В конце ручка перемещается к переносице малыша и задерживается на 1-2 секунды и удаляется на исходную позицию, где снова делается остановка.

Это первый уровень сложности. Второй уровень предполагает те же самые правила выполнения, но на уровне руки, согнутой в локте. Третий уровень – около переносицы ребенка.

Телесные движения.Упражнение «Мычание». Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла. Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.

Упражнение «Напряжение и расслабление рук». Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко т равномерно, крепок сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли. Опустите руки так, чтобы они свободно повисли вдоль тела. Расслабьте мышцы рук. Полностью расслабьтесь. Медленно вдыхайте и выдыхайте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести и тепла в ваших руках, затем откройте глаза. Если ваши руки не стали теплыми, повторите упражнение. Оно поможет вам достичь быстрого физического расслабления, снять раздражение и беспокойство.

Упражнения для релаксации «Дирижер». Встань, потянись, и приготовься слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из нас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (используется музыка для релаксации).

Вслушивайся в музыку и начинай в такт ей двигать руками, как будто ты управляешь оркестром. Двигай теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые тобой звуки каждый раз по – новому. Ты можешь гордиться тем, что у тебя такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Открой глаза и устрой себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Для лучшего достижения эффекта расслабления рекомендую фоном включить спокойную музыку для релаксации. https://melodia.space/muzika-dlia-meditaciy.html

Комплекс №2.1 (для слепых детей).

Самомассаж ушных раковин. «Взяли ушки за макушки» (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади):

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… Вниз до мочек добежали. (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

И к макушкам вновь придём. (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

Упражнение на растяжку. Упражнение «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дыхательные упражнения (диафрагмальное дыхание). Упражнение выполняется в положении сидя. Одна рука расположена на грудной клетке, другая на животе. Предложите ребенку вдохнуть через нос, так, чтобы живот надулся как мячик (следите, чтобы плечевой пояс был неподвижен, грудная клетка не поднималась), Выдох через рот.

Подышите с ребёнком по следующей схеме под счёт:

1. Вдох 1,2,3 - выдох 1, 2, 3 - 3 раза (обычное дыхание)

2. Вдох 1,2,3,4 - выдох 1, 2, 3, 4 - 3 раза

3. Вдох 1, 2, 3,4,5 - выдох 1, 2, 3, 4, 5 - 3 раза

Вдох делается через нос, а выдох через рот.

Упражнение на развитие тактильных ощущений. Упражнение «Что это такое?». Взрослый раскладывает перед ребенком несколько предметов разной фактуры. Ребенку нужно потрогать предметы, назвать их и рассказать об их свойствах – холодные - теплые, гладкие - шершавые, мягкие - твердые и т.п.

Телесные движения. Упражнение «Мычание». Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла. Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.

Упражнение «Напряжение и расслабление рук». Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко равномерно, крепок сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли. Опустите руки так, чтобы они свободно повисли вдоль тела. Расслабьте мышцы рук. Полностью расслабьтесь. Медленно вдыхайте и выдыхайте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести и тепла в ваших руках, затем откройте глаза. Если ваши руки не стали теплыми, повторите упражнение. Оно поможет вам достичь быстрого физического расслабления, снять раздражение и беспокойство.

Упражнения для релаксации «Дирижер». Встань, потянись, и приготовься слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из нас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (используется музыка для релаксации)

Вслушивайся в музыку и начинай в такт ей двигать руками, как будто ты управляешь оркестром. Двигай теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые тобой звуки каждый раз по – новому. Ты можешь гордиться тем, что у тебя такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Открой глаза и устрой себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Таким образом, специальные кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Значение кинезиологических упражнений: укрепление физического здоровья; улучшение памяти, внимания; развитие речи и пространственных представлений; снижение утомляемости и повышение способностей; развитие межполушарного взаимодействия. Специально подобранные кинезиологические игры и упражнения, позволяют успешно решить проблему по формированию моторных навыков.

Список использованных источников

1.Курочкина, Т.А. Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников кинезиологическими упражнениями / Т.А. Курочкина, А.В. Огнева // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук, 2021. – С. 181-182. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47406750

2.Марычева, О.И. Гимнастика для ума [Текст]: сборник упражнений для активизации умственной деятельности / К.А. Габараева, О.И. Марычева // под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 20 с.

3.Семенова, Э.В. Влияние кинезиологических упражнений на познавательное развитие дошкольников / Э.В. Семенова, М.В. Масленникова // Дошкольное детство: вопросы, гипотезы, ответы, 2022. – С. 121-125.

4.Терлецкая, О.В. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовании дошкольников с ограничеснными возможностями здоровья / О.В. Терлецкая, Е.Н. Шляпина // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования, 2018. – С. 479-484. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=363917425.Хохленко, Г.Г. Кинезиология, как инновационная технология всестороннего развития ребенка / Г.Г. Хохленко // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС, 2022. – С. 127-128.
2023