НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Филатова А. С., Зимина Е. А., Сухобочёнок Л. Н. Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка с ОВЗ

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети правильно произносят различные звуки вследствие хорошей подвижности органов артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть). Впоследствии дети учатся складывать звуки в слова. Если с четкостью произношения слов имеются проблемы, может помочь ребенку артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.
Методом воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии: М.В. Фомичевой, Л.С.Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и д.р.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Подвижность губ также играет важную роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество. Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка с ОВЗ, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Артикуляционная гимнастика служит для того чтобы разработать речевой аппарат. Ребенок благодаря артикуляционной гимнастике, в игровой форме, отрабатывает определенные звуки, учится их правильно и четко произносить.
Дети с ОВЗ любят, когда артикуляционная гимнастика сопровождается в стихотворной форме со стороны взрослого и с опорой на картинки. С помощью картинок ребенку интереснее выполнять упражнения, особенно если они будут красочные.
Проводится артикуляционная гимнастика систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись. Сначала упражнения проводятся перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть себя и вас, затем перед индивидуальным зеркалом, где будет видеть только себя. Как только ребенок овладеет движениями, зеркало нужно убрать, чтоб ребенок самостоятельно без опоры на зеркало мог осуществлять контроль над положением органов речевого аппарата.
Каждый ребенок, овладевая речевыми навыками, подражает взрослому. Ребенку с ОВЗ нужно чаще показывать, как делать то или иное движение, приучая его смотреть на взрослого и подражать ему. Если даже у ребенка не получается какое-то движение, не нужно показывать своего огорчения. Наоборот ребенка нужно хвалить за старание, даже за самые маленькие успехи. Выполняя упражнения ребенок повторяет его много раз до автоматизма, что приводит к правильной артикуляции того или иного звука.
Работу над развитием артикуляционного аппарата с детьми с ОВЗ я начинаю с простых артикуляционно-двигательных и мимических упражнений: «Часики», «Качели», «Окошко», «Грибок». Цель этих упражнений: разогреть мышцы артикуляционного аппарата для последующей работы. Затем детей знакомлю с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредствам подражания взрослому, потом – перед зеркалом, при этом следует следить за характером движений (быстро, медленно, четко, спокойно), за положением органов артикуляции (вперед-назад, вверх-вниз, за зубками). После простых упражнений знакомлю детей со сложными упражнениями: «Гармошка», «Чашечка», «Лопаточка» и д.р. В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о веселом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя. Сочетание сказочного сюжета и разнообразных артикуляционных упражнений позволяют оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного произношения.
Артикуляционную гимнастику провожу как в начале, так и в конце логопедического занятия. Она позволяет активизировать внимание детей, воспитывает усидчивость и терпение, гимнастика полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.
Правильное выполнение артикуляционной гимнастики научит говорить правильно, красиво и четко.
Список литературы:
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (5).
Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/ авт.-сост.
А.Ф. Рыбина. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 110 с.: ил.
Полный справочник. Настольная книга логопеда./ Поваляева М.А. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 608 с.


2021