Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Румянцева Е.А. Включение студентов с нарушениями слуха в образовательную среду среднего специального учебного заведения


Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf

На сегодняшний день широкое распространение получает процесс инклюзивного образования, который не обходит стороной и средние специальные учебные заведения. Лица с ОВЗ и инвалиды, в том числе имеющие нарушения слуха, окончив школу, стремятся получить профессию, которая в будущем даст им возможность профессионального роста и развития, несмотря на имеющиеся заболевания. Колледжи и техникумы в настоящий момент меньше, чем школы готовы к реализации инклюзивного образования, поэтому специалистам данных учреждений требуется поддержка со стороны профессионалов.
Первым шагом на пути инклюзии является создание специальных условий для развития и социальной адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью и их сверстников.
Реализация этого шага возможна при решении следующих задач:
1. создание условий для освоения учебной программы всеми студентами группы;
2. адаптация студентов с нарушением слуха в группе сверстников и сообществе учебного заведения в целом;
3. коррекционное сопровождение студентов-инвалидов, психологическое, социальное, консультативное и методическое сопровождение участников образовательного процесса;
4. повышение профессиональных компетенций педагогов и других специалистов, реализующих программу инклюзивного обучения.
Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое, интеллектуальное, личностное развитие человека, играет важную роль в познании окружающего мира и является одним из ведущих факторов в процессе коммуникации. Снижение слуха часто приводит к инвалидизации и социальной дезадаптации. Тем не менее, при наличии сенсорного нарушения глухие и слабослышащие дети способны достигать высокого уровня развития, становиться полноценными членами общества.
В практике средних специальных образовательных учреждений студенты с нарушениями слуха находятся в условиях, приближенных не просто к полноценной жизни в обществе, а к реальным условиям профессиональной деятельности в той сфере, которую они избрали.
Для реализации профессиональной подготовки и социализации студентов с нарушениями слуха среднее специальное учебное заведение в лице администрации и педагогического состава должно обратить внимание на следующие факторы, способствующие успешному включению таких студентов в образовательную среду:
1. «Безбарьерная среда».
Для студента с нарушениями слуха основным источником информации является зрение, поэтому максимальное количество информации в колледже/техникуме должно быть визуализировано. Это могут быть стенды, экраны, табло «бегущая строка» с информацией о расписании занятий, предстоящих и прошедших мероприятиях, текущие объявления и пр. Полезной будет установка световой индикации о начале и окончании урока в аудиториях и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.), что позволит ориентироваться в пространстве и самостоятельно организовывать свое учебное время.
Наличие доступного интернета (Wi-Fi) позволит таким студентам легко и беспрепятственно общаться со сверстниками, педагогами, родителями посредством смс-сообщений и бесплатных мессенджеров (Viber, WatsApp).
Для лиц с нарушенным слухом рекомендуется организовать комнату отдыха, где они смогут «отключить» слуховой и зрительный анализатор.
В процессе проведения аудиторных занятий студента с нарушенным слухом следует посадить на первую парту, чтобы он имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одногруппников. Также такому студенту удобно, если справа от него будет сидеть слышащий партнер, который поможет в организационных моментах занятия (запись дат, номеров, при смене задания и т.п.).
Для включения студентов с нарушениями слуха в учебный процесс необходимо оснастить аудитории различными видами аппаратуры - доска, мультимедиа-проектор, ноутбук, компьютер, Internet, USB накопители, МФУ, что позволит педагогу дублировать устную информацию видеорядом, текстом, иллюстрациями.
2. Кадры.
Обязательным условием для преподавателей, воспитателей и других педагогических работников является прохождение курсов повышения квалификации по работе с лицами, имеющими нарушение слуха, участие в семинарах, вебинарах, лекциях, чтение специализированной литературы. Большую помощь окажет введение в штат тьютора для работы с данным контингентом лиц.
3. Методическая помощь.
Методическое сопровождение всех участников образовательного процесса профессионалами и экспертами в данной области позволяет сделать адекватный выбор технологий обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха в колледжах и техникумах. Обязательным элементом программно-методического обеспечения образовательного процесса является разработка, апробация и внедрение специальных методов, приемов и средств работы с глухими и слабослышащими студентами в СПО.
В качестве первой помощи педагогу, впервые столкнувшемуся с необходимостью работы со студентами с нарушенным слухом можно дать следующие рекомендации:
1. Студентам с нарушениями слуха необходимо давать больше времени на выполнение различных видов работ.
2. В процессе обучения информация слабослышащему студенту должна подаваться так, чтобы он смог ее воспринять как с помощью слуха, так и с помощью зрения.
3. При смене задания следует убедиться, что студент вас понял.
4. Во время занятия не должно быть постороннего шума в кабинете. Это негативно влияет на студентов с нарушениями слуха: невозможность восприятия информации, быстрая утомляемость и пр.
5. При устной подаче материала педагогу следует повторить ключевые моменты несколько раз.
6. Если педагог задает вопрос, то следует выяснить, точно ли студент его услышал и понял, можно попросить повторить вопрос. Сам вопрос должен быть поставлен четко и корректно.
7. В процессе общения со студентом на уроке следует прибегать к таким способам помощи как: повторение фразы, запись ключевых или непонятных слов или фраз на доске.
Использованные источники:
1. Методические рекомендации по включению детей с нарушениями слуха общеобразовательные школы / Под.ред.Е.В.Кулаковой. – М.:МГППУ, 2012.-76с.
2. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности инвалидов с нарушениями слуха / автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» / под общ. ред. Л. М. Беткер. – Ханты-Мансийск, ИРО, 2017. – 48 с.
2019