Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Харченкова О. А. Авторская составляющая работы классных руководителей как структурный элемент эффективной воспитательной работы школы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


1.Обоснование темы проекта
  1.1.Актуальность проекта
  В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.
В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуться  к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.
Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.
В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика. На наш взгляд, современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.
Однако, к сожалению, социальные, бытовые и материальные проблемы мешают классному руководителю в полной мере соответствовать этим требованиям.
Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.
Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Этими положениями диктуется вывод, что вследствие противоречий современная идеология требует переосмысления целей, подходов к воспитанию школьников.
Эти и другие положения  дают нам основания считать актуальной данную проблему.
 1.2. Нормативно - правовое обеспечение инновационного проекта
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989;
 -Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с      семьей (приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16);
-Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 03.02.2006г. № 21).
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, от 15 октября 2012 г. № 1916;
- Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»;
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).
 1.3.  Проблема решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы
  Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
  Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.  
  Знание семьи - условие правильного воспитания, основа оказания помощи родителям в решении задач семейной педагогики. Можно сказать кратко: чтобы помогать, надо знать. Поэтому изучение семьи не самоцель, не самостоятельная проблема в работе классного руководителя. Это обязательное условие (одно из многих) успешности его деятельности. Вот почему экономичность, эффективность методики, т. е. ее рациональность является одной из главнейших задач организации труда классного руководителя в работе с родителями.
"Знать семью" - означает для классного руководителя умение оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития, которые она создает как первичный коллектив, определить положительные стороны семейного воспитания, найти психолого-педагогические основы установления контактов с семейным коллективом.
школа, учитель семье помогают.
  Незаинтересованность учащихся  кружками и секциями, большое количество свободного времени приводит к тому, что появляются «трудные» дети. Знание классным руководителем интересов каждого ребенка позволит эффективно воспитывать и развивать личность учащегося и коллектива в целом. Задача классного руководителя в данном проекте, используя авторский подход, создать такую воспитательную среду, которая была бы максимально эффективна в работе с учащимися и их родителями.
2.Программа инновационной деятельности
2.1.Цель, объект, предмет инновационной деятельности
   Исходя из актуальности темы, мы определили:
Объект исследования: система воспитательной работы МОБУ СОШ №20 г. Сочи  им.И.В. Гапанца.
Предмет исследования: деятельность классного руководителя по формированию коллектива между учащимися, родителями в рамках авторской составляющей.
Целью инновационной деятельности является создание условий для развития эффективной воспитательной системы через внедрение в ее структуру программы «Авторская составляющая работы классного руководителя»;
Гипотеза нашего исследования основывается на предположении эффективной работы классного руководителя с родителями  школьников при: условии учета современных условий и подходов; создание конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя в достижении качества успеваемости и воспитанности учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие основные задачи:
1. Изучить, проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Уточнить технологии воспитания и роль личности классного руководителя в работе с родителями школьников.
3. Выявить наиболее эффективные формы и методы организации деятельности классного руководителя по внедрению инновационных подходов в работу с родителями по повышению творческой активности школьников и повышению качества успеваемости учащихся.
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы исследования:
изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
педагогические наблюдения;
тестирование;
анкетирование;
педагогический эксперимент 3-х видов (констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическую основу данного исследования составили положения классиков педагогической мысли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, монографий ряда современных педагогов-ученых: Зимней И.А., Н.П. Иванова, Бондаревской Е.В. и др., так как они нацеливают педагогов-практиков на гуманизацию педагогического процесса в сложных социокультурных условиях.
Задачи и перспективы реализации проекта
- организация единого эффективного воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников через внедрение авторской составляющей классного руководителя;
-организация работы классных руководителей в системе авторской составляющей;
-внедрение современных воспитательных технологий в воспитательный процесс школы;
-предоставление самостоятельности школьникам в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- обеспечение возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности.
Принципы реализации программы:
Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.
Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации
Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта
Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».

2.2. Основная идея инновационного проекта
   Основная идея нашего проекта основывается на организации эффективной работы классного руководителя с родителями школьников при: учете современных условий и подходов; создании конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя. Авторская составляющая воспитательной работы классного руководителя – воспитательная программа класса, которую разрабатывает классный руководитель совместно с учащимися и родителями класса.
  Классный руководитель является автором и соавтором творческих коллективных и индивидуальных проектов своих детей, которые внедряются в общую систему воспитания. Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Классный руководитель принимает во внимание уровень воспитанности учащихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных отношений. Деятельность классного руководителя направлена на работу с учащимися своего класса, на взаимодействие с учителями предметниками, школьным психологом, сотрудничество с педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, сотрудничество с библиотекарем и медицинским работником.     Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному определению, самостоятельному выбору.
  Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных воспитательных технологий.
Существует множество современных воспитательных технологий
среди которых  можно выделить:
- личностно-ориентированную технологию;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающую технологию;
- технологию коллективных творческих дел;
- тьюторство – технология педагогической поддержки;
- технология создания ситуации успеха;
- проектная технология;
- шоу-технология;
- ситуативные технологии;
- информационно-коммуникационная технология.
 Все эти технологии применяются для организации воспитательной работы в школе, в классе.
  В условиях модернизации российского образования меняется сама цель деятельности классного руководителя, это - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классному руководителю сегодня необходимо быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности.
Для повышения эффективности работы кл. руководителей нами была разработана Программа «Авторская составляющая работы классных руководителей», которая органично вписывается в структуру воспитательной работы школы, как ее структурный элемент
       Система воспитательной работы классных руководителей (авторская составляющая ) выстроена в соответствии с направлениями воспитательной работы школы ,при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, практически- действенной.
Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений
В ходе реализации данного структурного элемента воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность молодого поколения.
       Программа «Авторская составляющая работы классного руководителя», суть её сводится к предоставлению возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.
Таким образом авторская составляющая становится частью воспитательной системы школы т.е. её структурной составляющей.
2.3.Обоснование новизны и практической значимости инноваций
Новизна нашей работы состоит в том, что мы внедряем инновационный структурный элемент в воспитательную систему школы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что лучшие программы классов, реализация которых приведет к видимому положительному результату, будут использованы как методический материал воспитательной преемственности в школе, а также опубликованы для всеобщего доступа на сайте школы в сети интернет. Накопленный материал может быть использован классными руководителями ОО и станет способствовать повышению профессионального мастерства педагогов.
2.4.Описание продуктов инновационной деятельности и целевых групп, на которые они ориентированы
  Продуктом деятельности станут проекты/программы, разработанные классными руководителями в своих классах совместно с детьми и их родителями по различным направлениям работы.
3.Состав работ
3.1.Проектируемые этапы инновационного процесса

Задача
Действие (наименование мероприятия)
Срок реализации
Полученный (ожидаемый результат)
Этап 1. Подготовительный 2020-2021

1.Опредедение объекта, предмета, цели и задач проекта, выявление проблем и поиск их решений;






























2.Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации, определение содержания деятельности всех участников проекта;

3.Разработка Программы «Авторская составляющая работы классных руководителей»;

4.Подготовка классных руководителей к работе по авторской составляющей.
1.Создание творческой группы;

2. Мониторинг состояния воспитательной работы МОБУ СОШ №20 им. И.В. Гапанца;
3. Определение темы и актуальности проекта;
4. Сбор информации по теме проекта;
5.Составление плана по реализации проекта;

6.Документально-организационная работа;
7. Диагностическая работа:
-опросы, анкетирование, тестирование школьников, родителей и классных руководителей;
- классные собрания учащихся;
-родительские собрания (изменение формата);

1.Работа творческой группы над программой «Авторская составляющая работы классных руководителей».






1.Работа методического объединения классных руководителей;
2.Обучение классных руководителей в рамках работы по программе «Авторская составляющая работы классных руководителей»;
сентябрь 2020

сентябрь-октябрь 2020



октябрь 2020

ноябрь 2020

декабрь 2020


декабрь 2020

январь-февраль 2021













январь-февраль 2021











в течение года








в течение года





-Объект, предмет, цели и задачи проекта,
-выявленные проблемы, принятые решения;











































-Программа «Авторская составляющая работы классных руководителей»;
-готовность классных руководителей к работе по авторской составляющей
- Методические материалы подготовки классных руководителей;
- Авторская работа над темами проектов.





Этап2.Основной 2021-2022


1.Внедрение программы «Авторская составляющая работы классных руководителей в воспитательную систему школы;
2.Работа с детьми, взаимодействие с родителями;





































3.Презентации творческих и исследовательских проектов и мероприятий, подготовленных как классными коллективами, так и отдельными учащимися.
1. Подготовка каждым классом проекта (проектов) по направлениям воспитательной работы школы:
-5«А»«Нашлюбимый КСМ»(А.А.Середич);
 -5«Б»«Эколята» (И.А. Соколова);
-5«В»«Мы ВОЛОНТЕРЫ»(И.А. Чередниченко);
-5 «Г» «Победа деда-наша Победа»(Л.Р. Саркисян);
-6 «А» «Музейные ценности ВОВ»(А.С. Терзян);
-6 «Б» «ЮИДД» (В.В. Арутюнова);
-6 «В» «Культурный норматив школьника»;
-6 «Г» «О спорт, ты-мир!» (А.К. Кульмурзаев;
7 «А», 7 «Б», 7 «В», 8 «А», 8 «Б», 8 «В»- коллективный проект национальных культур «Весь мир на ладошке»;
9 «А», 9 «Б», 9 «В», 10 «А», 11 «А» - социальный проект «Все в твоих руках».

2.Проведение классными руководителями индивидуальных консультаций для учащихся и их родителей;

1.Презентации классных творческих работ в рамках программы «Авторская составляющая работы классных руководителей» (мероприятия на открытых площадках микрорайона КСМ).
в течение года






в течение года






































в течение года
Системная работа в рамках авторской составляющей;
-Мероприятия, проекты, презентации





-Значимые районные(КСМ) и общешкольные мероприятия по проектам учащихся, родителей и учителей.
Этап 3.2022-2023 Обобщающий

-Проведение мониторинга полученных результатов;





-Анализ собственной деятельности
Тестирование, анкетирование, опрос учащихся, родителей, жителей микрорайона по вопросам эффективности воспитательной работы школы

Создание перспективного плана эффективной работы школы на2022-2023 годы.
в течение года








апрель-май 2023
Эффективная воспитательная системы школы







Перспективный план эффективной работы школы.






3.2. Ожидаемые результаты
  В результате внедрения программы «Авторская составляющая работы классных руководителей» в воспитательную систему школы», мы предполагаем, что повысим её эффективность и будем воспитывать высоконравственную, творческую, активную личность на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры, содружества учителей, родителей и учеников разных возрастов.
  В результате реализации программы мы ожидаем:
-Овладение учащимися способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха;
-Обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата в образовательном учреждении;
-Приобретение социального опыта детьми;
-Обеспечение равноправного взаимодействия всех участников образовательного процесса в образовательной политике школы;
-Развитие сетевого взаимодействия в условиях современной стратегии воспитания;
-Разработка модели управления воспитательной системой, адекватной задачам программы;
-Расширение границ социокультурного образовательного пространства;
-Достижение целевых установок концепции воспитательной системы школы;                              
Индикаторы эффективности внеурочной деятельности
Критерии
Показатели

Сроки
Ответственные
1.Включённость учащихся в деятельность
Количество школьников, участвующих во внеурочных мероприятиях, (ученик  – кто он: участник, организатор, зритель)  

В течение года
Зам.дир.по ВР;
классные руководители
2. Критерий успеха
удовлетворенность учащихся внеурочной деятельностью, своим участием в данной деятельности; удовлетворение интересов учащихся 

начало и конец года
Зам.дир.по ВР
3. Наличие различных форм внеурочной деятельности
количество различных форм;
эффективность их применений
в течение года
Зам.дир.по ВР.
4. Наличие системы дополнительного образования
наличие и качество программы дополнительного образования;
охват детей;
использование дистанционных форм.
отчёты руководителей кружков о проделанной работе
начало и конец года
Директор ОУ;
Зам.дир.по ВР, руководители кружков
5.Наличие системы социального партнёрства
количество партнёров;
эффективность взаимодействия
в течение года
Директор ОУ;
Зам.дир.по ВР

3.3. Ресурсное обеспечение и материально-техническая база
Ресурсное обеспечение :
n   Нормативно – правовая база (положение о мониторинге, план воспитательной работы на год, положение об ученическом самоуправлении)
n   Финансирование программы (финансирование за счёт бюджетных и внебюджетных средств)
n   Информационно – методическое (информационные стенды, сайт школы)
n   Кадровое (подготовка педагогов, связанная с освоением новых воспитательных технологий, ориентированных на педагогику успеха)
n   Материально – техническое (улучшение материально-технической базы дополнительного образования).
n   Мотивационный (разработка положения о стимулировании деятельности учащихся и педагогов)
Кадровое обеспечение: заместитель директора по ВР, социальный педагог, 2 педагога психолога, классные руководители, учителя – предметники, родители, органы самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе – разрабатывает план воспитательной работы, отвечает за реализацию программы воспитательной работы.
Классные руководители - планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся.
Учителя – предметники – строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех.
Родители - оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы.
Органы самоуправления  – влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем
Материально-техническая база
·         наличие кабинета информатики и информационных технологий;
·        актовый зал;
·        два спортивных зала;
·        современная библиотека с читальным залом;
·         наличие компьютерной техники в предметных кабинетах;
·         наличие единой локальной сети в школе;
·         наличие высокоскоростного подключения к сети Интернет в кабинете информатики и предметных кабинетах;
·         наличие необходимого проекционного оборудования (медиа-проектор);
·         наличие множительной и копировальной техники;
·         аудио, видео, печатные материалы;
·        Медиатека;
·        электронные учебные издания;
·        предметы реальной действительности и их иллюстративные изображения;
электронные мультимедийные материалы (ЭСО, презентации, электронные варианты текстов).

Библиографический список

1.    А.С. Сиденко – «Как создать авторскую педагогическую разработку» М. Ассоциация учителей физики 2000 стр47;
2.    Г.К. Селевко – «Современные образовательные технологии» М. «Народное образования»1998 стр 255
2022