Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Петрова Д.И. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Важнейшем фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного, социального, физического и психологического благополучия.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И.Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребенка.
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Актуальность проблемы на современном этапе

Личная гигиена дошкольника заключается в основном в поддержании чистоты кожных и волосяных покровов, гигиене полости рта, соблюдении чистоты и аккуратности в одежде, в поддержании чистоты постели, порядка на рабочем месте, в шкафу с игрушками. Нужно приучить дошкольников мыть лицо, шею, уши каждый день утром и вечером, а руки несколько раз в день по мере необходимости: перед едой или когда они грязные.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание нужно уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем несложно. Здесь важна, прежде всего, последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок – сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство.
Надо научить детей правильно пользоваться носовым платком, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. При насморке не следует заставлять ребенка сморкаться часто: воспаленная слизистая оболочка от частого сморкания еще больше раздражается. Но надо внимательно следить, чтобы он вовремя вытирал нос.
Следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например, прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий.
Воспитание Культурно – гигиенических навыков является важнейшей задачей физического воспитания, так как, ребенок с раннего возраста овладевает культурно – гигиеническими навыками. В основе Культурно – гигиенических навыков лежит навык.
Навык – система условных рефлексов, динамических стереотипов (физиологическая основа навыка). Навык – способ действия, усвоенный путем упражнения. Привычка – потребность выполнять то или иное действие.
У детей дошкольников навык образуется довольно легко и быстро и это объясняется особенностями детей дошкольников ( высокая пластичность нервной системы мозга, быстрая восприимчивость, подражательность). В начале формирования навыка у детей наблюдается много лишних движений. Но постепенно под руководством воспитателя лишние движения исчезают, и образуется привычный навык, единые действия.
Навык у детей формируется в результате многократных упражнений. На успешность формирования навыков влияют следующие особенности (интерес, подражательность, внимание)
Значения культурно – гигиенических навыков:
1.       Приучая детей к чистоте, мы охраняем их от заболеваний.
2.       Воспитание культурно – гигиенических навыков повышает культуру поведения ребенка, организует его, приучает к порядку, самостоятельности.
3.       Культурно – гигиенические навыки тесно связаны с развитием движений.
4.       В процессе знакомства с культурно – гигиеническими навыками ребенок получает знания о свойствах вещей и его качестве.
5.       Культурно – гигиенические навыки в развивают и формируют нравственные качества: чистоплотность, дисциплинированность, аккуратность, бережливость.
Условия воспитания Культурно – гигиенических навыков:
1.       Рациональная организация обстановки в группе (в умывальной комнате должно быть достаточно много места, для того чтобы можно было разместить раковины небольшого размера, на каждой из которой мыло; полотенце размещается с учетом роста детей над полотенцем должна быть картинка).
2.       Соблюдение режима дня, потому что режим обеспечивает многократное повторение культурно – гигиенических навыков и упражнений.
3.       При формировании навыка не должно быть раздражителей (ремонт, слесарь).
4.       Важное условие - опора на сознание детей.
5.       Очень важно обеспечить интерес, положительное и эмоциональное состояние ребенка, поэтому надо организовать все гигиенические процедуры интересно.
6.       Очень важно постоянство требований со стороны детского сада и семьи.
7.       Обязательно должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку.
Воспитание Культурно – гигиенических навыков в первой младшей группе (2-3года)
Продолжать учить детей самостоятельно (с помощью взрослого) мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо вытирать лицо и руки полотенцем, вытирать нос; пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, горшком); вытирать ноги у входа; опрятно есть, тщательно пережевывать пищу; держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.
Воспитание Культурно – гигиенических навыков во второй младшей группе (3-4)
Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо; правильно, пользоваться мылом, расческой; сухо вытираться, вешать полотенце на свое место. Своевременно, пользоваться носовым платком, чистить зубы. Формировать навыки еды: не крошить хлебом, пережевывать пищу с закрытым ртом, учить правильно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Воспитание Культурно – гигиенических навыков в средней группе (4-5)
Продолжать воспитывать у детей опрятность, следить за внешним видом. Научить самостоятельно, умываться, одеваться, мыть руки с мылом, перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Учить детей чистить зубы. Закреплять умения пользоваться расческой носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно. Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.
Воспитание Культурно – гигиенических навыков в старшей группе (5-6 лет)
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрывать рот носовым платком, отворачивать в сторону. Научить быстро аккуратно, одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в шкафу, опрятно убирать постель.
Совершенствовать навыки еды: пользоваться столовыми приборами ( вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Воспитание Культурно – гигиенических навыков в подготовительной группе (6-7 лет)
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот утром и после еды. Мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расческой, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.
При воспитании Культурно – гигиенических навыков используются следующие приемы:
1.        Показ, объяснение, пример, помощь, контроль, поощрение, игровые методы и приемы, художественное слово.
Важное место занимает показ в культурно – гигиенических навыках. Этот метод относиться к наглядным методам. Показ должен быть сделан не торопливо.
Алгоритм умывания:
1.        Закатать рукава.
2.        Открыть кран.
3.        Пустить воду.
4.        Подставить руки под струю воды, смочить.
5.        Взять мыло, намылить каждый пальчик.
6.        Смыть.
7.        Еще раз намылить
8.        Смыть
9.        Сжимаем руки в замочек, но не разбрызгиваем.
10.    Берем полотенце и вытираем тщательно каждый пальчик.
11.    Кладем на стол полотенце. Складываем его аккуратно и кладем на место.
Показ бывает индивидуальный и коллективный.
Коллективный показ – используется тогда, когда у детей нет навыка; наблюдается типичная ошибка (не правильно держат ложку, не правильно едят).
Приемы воспитания культурно – гигиенических навыков:
1.       Упражнения:
Выполнение культурно – гигиенических навыков – это повторение одних и тех же действий. Дети упражняются в культурно – гигиенических навыках много раз в течении дня (умываются, убирают игрушки). Важным методическим приемом является помощь воспитателя ( в помощи нуждаются особенно младшие группы). У малышей недостаточное развитие мелкой моторики, мускулатуры, координации движений и поэтому им трудно зашнуровать ботинки, завязать ленточки у шапки, застегнуть пуговки. Широко используется прием, как контроль со стороны взрослых. Отсутствие должного контроля приводит к тому, что у детей формируются не правильные навыки (небрежно складывать одежду, не правильно держать ложку).
В дошкольном возрасте дети склонны к подражанью, поэтому в формировании навыков большую роль играют взрослые. Очень важно опираться на хороший прием детей. Воспитатель обращает внимание на тех сверстников, которые умеют мыть хорошо руки, аккуратно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
2.       Педагогическая оценка.
Это положительные или отрицательные суждения педагога об отдельных поступках в поведении ребенка.
Больше всего педагог в своей работе пользуется положительной оценкой: одобрением, похвалой, поощрением. Положительная оценка дается в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.
Малыш самостоятельно надел рубашку, застегнул пуговицы, нужно обязательно похвалить его, чтобы малыш лучше осознавал свои новые умения, нужно сравнивать его теперешние действия с прошлыми действиями, в присутствии других детей.
3.       Игровые приемы.
Они занимают одно из ведущих мест в работе с дошкольниками. Они помогают лучше усваивать материал.
Игровые приемы – это внесение разных предметов, игрушек.
В младших группах: зайчики, куклы.
В старших группах: герои сказок.
Среди игровых приемов важное место занимают дидактические игры. Хорошо иметь дидактическую куклу с сезонной одеждой, мебелью, посудой.
4.       Чтение художественной литературы.
5.       Использование художественного слова (стихи, сказки).
6.       Рассматривание иллюстраций, картин на тему культурно – гигиенические навыки. Картинки можно рассматривать, как часть занятия, так же и в режимных моментах.

Заключение:

Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении все его последующей жизни. Формируя у детей дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребенка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Личная гигиена дошкольника заключается в основном в поддержании чистоты кожных и волосяных покровов, гигиене полости рта, соблюдении чистоты и аккуратности в одежде, в поддержании чистоты постели, порядка на рабочем месте, в шкафу с игрушками.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать важность, легко, быстро и правильно выполнять.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает это обязательным. В семье, где родители, старшие братья и сестры, не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становиться законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходиться уделять специальное внимание.
В детском саду происходит закрепление полученных в семье умений поддерживать личную гигиену. Об этом должен заботиться воспитатель, а кроме того, дети учатся друг у друга, на примере таких же детей, которые быстрее усвоили нужные навыки.
Таким образом, воспитание у детей культурно-гигиенических навыков – забота и родителей, и воспитателей. Это процесс длительный и целенаправленный.
2019