Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Несколько десятков лет назад воспитанию патриотических чувств у детей уделялось большое внимание. В патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Отечеством, любовь к Родине, трудовой подвиг. Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни воинов. С ребятами старшей группы мы знакомились с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, направляла их внимание, взаимоотношение в игре на отражение мирных будней нашей Армии. Эти игры помогают воспитать у них таких качества, как смелость, ловкость, товарищество. В своей работе считаем важным знакомить детей с народным искусством, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. В ходе совместной работы с детьми, помогаем им стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. Сейчас, к сожалению, вопрос воспитания граждан своей Родины стал неактуальным. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. У детей изменились представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Помните, как раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны?.. А что сегодня? Сегодня материальные ценности стали более важными, чем духовные. Несмотря на это, трудности нашей жизни не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Патриотизм это чувство любви к Родине, к ее природе и истории, желание трудиться на ее благо и готовность защитить ее от врага. Это высокое чувство, которое связывает нас со многими поколениями, которые были до нас и будут жить после. Наша задача, как можно раньше зародить любовь к родной земле в душе ребенка, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому. Семья –первое окружение ребенка, где он себя выражает равноправным членом, преподнося каждый день, что-то новое в семейное дело. Это ощущение «родительского дома» оставляет отпечаток в основе любви к Родине, к Отчизне. На Традициях семьи, привычках, основывается опыт ребенка, и остается в нем как приятные воспоминания детства. В нашей группе осуществляется близкое сотрудничество с родителями, по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Родители в первую очередь помогают не только детскому учреждению, но и становлению личности своего ребенка. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, развивающиеся и спортивные мероприятия с участием родителей. В старших и подготовительных группах мы знакомились с родословной семьи. Так возникли семейные проекты: «Генеалогическое древо», «Герб семьи». Родители принимают участие в жизни детского сада, благоустройства территории, оформление игровых- учебных комнат. Для привлечения детей к общественной жизни, мы предлагаем родителям участвовать на прогулках и экскурсиях с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. Детский сад вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой воспитателей. У детей зарождается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, я стараюсь объяснить детям понять смысл важности работы каждого из персонала их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, интересной деятельностью. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в группе сверстников, делают для ребенка детский сад- вторым домом. С улицы, на которой живет ребенок, где находится его детский сад, начинается воспитание любви и привязанности к своему родному городу. Мы знакомимся с достопримечательностями нашего города, памятными местами, узнаем о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Также благодаря нашему маленькому музею «патриотический уголок», находящемуся в детском саду, дети имеют реальную возможность познакомиться с историей своего края, узнать историю вещей, при всем при этом принять участие, а также привлечь своих родителей в оформлении уголка. Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, таких как День города и 9 Мая. Любить свой город, значит и любить природу в нем. Через прогулки на территории детского сада, прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных виды деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края. Постепенно мы подходим к знакомству с родной страной. Расширяем представления детей о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России. Так же в нашей группе создан уголок национальной культуры, в котором собран большой материал по ознакомлению детей с родным краем, городом, страной, с многочисленными иллюстрациями и фотографиями. Мы также использую разнообразные методы, средства, формы работы с детьми. В результате их деятельности решаются задачи по воспитанию патриотов, защитников нашей Родины.
Список литературы:
1. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008. 2. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008. 3. Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы. 4. Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч. № 6 – 2003г 5. Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) 6. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»