Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Сафронова С.Е. Использование здоровьесберегающих приёмов как средство сохранения и улучшения состояния здоровья, успешности обучения и развития младших школьников

Библиографическое описание:

Сафронова С.Е. Использование здоровьесберегающих приёмов как средство сохранения и улучшения состояния здоровья, успешности обучения и развития младших школьников // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Актуальность

Сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и большая учебная нагрузка. Это определяется резким понижением уровня здоровья детей школьного возраста, что подтверждается многочисленными данными исследований. Отсюда возникает проблема «как сохранить и улучшить состояние здоровья школьника и помочь ему стать успешным в учёбе». На наш взгляд, решить данную проблему поможет методическое пособие, которое включает в себя здоровьесберегающие приёмы, которые помогут учителям начальных классов сохранить и улучшить состояние здоровья младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данная разработка создана в помощь учителям начальных классов и содержит информацию из опыта работы об эффективном использовании здоровьесберегающих приёмов как средство сохранения и улучшения состояния здоровья младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Ведь что может быть важнее здоровья ученика?

Приём «Подвижная математика».

Тема: Решение задач на сравнение.

Задача: Коля отжимается каждый день на турнике 12 раз, а Игорь 7 раз. На сколько больше отжимается Коля, чем Игорь?

Можно решить эту задачу традиционным способом.

А можно «оживить» эту задачу движениями.

Правило «Если в задаче стоит вопрос на сколько больше или на сколько меньше, то нужно из большего числа вычесть меньшее» сопровождаем движением.

(Если «больше» дети встают, если «меньше» дети приседают).

· Приём «Задачи на здоровье»

Дети очень любят решать задачи в стихах на тему: «Ты и твоё здоровье»:

Играли вечером в хоккей

Артёмка, Игорь и Евсей.

На лёд пришли 4 брата,

Сколько теперь хоккеистов, ребята?

· Приём «Живые построения»

На уроках математики дети сравнивают количество девочек и мальчиков путём построения парами и нахождения лишних, т.е. без пары. Так происходит знакомство с понятиями «столько же», «больше», «меньше». Живые построения геометрических фигур.

· Приём «Узнай на практике»

При изучении темы «Квадратный метр», родители с детьми вырезают квадратный метр дома, приносят его в класс. В лицее учитель с детьми выходят в коридор, расстилают этот квадратный метр, садятся на него, танцуют на нём и так далее. То есть при изучении правил мы (учитель и дети) стараемся двигаться.

· Приём «Всем друзьям – физкультпривет!» - гимнастика до занятий.

Наш день в лицее начинается с зарядки (в хорошую погоду - на свежем воздухе). Она служит прекрасным организационным и мобилизирующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений. Выполняется в течение 5-6минут.

· Приём «Отдыхай, играя»- подвижные перемены.

Ежедневно проводятся динамические, подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характеры, направленные на предотвращение, преодоление утомления, апатии. Важным условием является регулярность и систематичность. К любимым играм 3И класса можно отнести такие игры как «Пустое место», «Гномики, домики, землетрясение», «Карлики-великаны», «Молекулы», «Робот».

В качестве физической разрядки на перемене в классе я часто использую фасоль, которую высыпаю по рядам и, кто больше соберет фасоли, тот и выиграет. Дети выполняют целый комплекс физических упражнений, даже не догадываясь об этом.

Игра «Гномики, домики, землетрясение».

Все игроки делятся на тройки, в каждой из которых два человека изображают «домик», взявшись за руки и образуют круг, а третий — гномика, который живет в домике (находится внутри круга из рук). Ведущий говорит: «Гномики меняются домиками!» После этих слов гномики покидают домики, и ведущий старается занять один из освободившихся домиков. Если у него это получилось, то он становится «гномиком», а бездомный «гномик» — ведущим. Игра продолжается. Если ведущий говорит: «Домики меняются местами», то гномики остаются на месте, а домики, не расцепляя рук, ищут нового хозяина, в том числе и ведущего! Если ведущий говорит: «Землетрясение», то образуются новые домики с гномиками внутри!

· Игра «Кубик Здоровья» (новизна)

На каждой грани кубика весёлые задания. Ученики по очереди бросают кубик и выполняют задание, указанное на выпавшей грани. Например, положи кубик на голову и пройди 10 шагов.

· Приём «Осанка Победителя» - упражнения для формирования правильной осанки.

1. Сидя или стоя: руки в замке тянем вниз, грудь тянем вверх и вперёд, голова тянется вверх, шея длинная.

2. Сидя, руки - упор в стул сзади, упираемся руками и выталкиваем грудную клетку вперёд, задерживаемся на 30 секунд (4 длинных вдоха-выдоха).

Выполняем компенсацию: руки вытягиваем вперёд на 7-10 сек. округляя грудной отдел.

3. Книга на голове на 2-3 минуты, 5-7 раз в день. Применять и дома, и в лицее.

4. Отжимания от стола, подоконника. Минимум в день – 3 подхода по 15 раз.

5. Упражнение «Кораблик»: Стоим в дверном проёме 3 раза в день по 1 мин. Ноги и таз в дверном проёме, а вытянутые руки за наличники, грудью тянемся вперёд.

6. Приседания. Минимум в день – 3 подхода по 15 раз.

7. Наклоны с ровной спиной вперёд около стола, подоконника, грудью опускаемся вниз. Тянем заднюю поверхность бедра и икроножную мышцу.

· Приём, предложенный доктором медицинских наук Владимиром Филипповичем Базарным-«Полёт бабочки» - упражнения для укрепления зрения.

Что мы видим, зайдя в любой класс начальной общеобразовательной школы? Многие ребятишки в очках. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук Владимиром Филипповичем Базарным.

Над классной доской вывешен лист ватмана, на котором изображены фигуры (овалы, прямые линии, «восьмёрка») с толщиной линии 1 см. Дети «пробегают» глазами вверх-вниз, влево-вправо по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмёрки». Каждая траектория имеет свой цвет: коричневый, красный, голубой, зелёный. В этом случае положительный эффект на глаза оказывает смена цветов.

-Ребята, пожалуйста, «пробегите» глазами вверх-вниз, влево-вправо по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмёрки». Смотри на рисунок.

Каждая траектория имеет свой цвет: коричневый, красный, голубой, зелёный. В этом случае положительный эффект на глаза оказывает смена цветов.

· Приём «Здоровая разминка».

1. Работа над дыханием.

-Сели правильно. Спинки выпрямили. Руки положили на колени. Дыхание ровное и спокойное.

Вдох носом-выдох ртом.

Вдох и выдох порциями.

Упражнение «Роза».

-Встаньте, пожалуйста.

Представьте, что вы увидели красивую розу, наклонились к ней. Вдыхаем нежный аромат носом, а выдыхаем ртом. Вдох, выдох.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать внимание детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.

2. Работа над речевым аппаратом

Упражнение для губ:

«Улыбочка»

Растягиваем губы в улыбке. Зубы не видны.

«Трубочка»

Вытягиваем губы вперед длинной трубочкой. Зубы не видны.

Упражнение для языка:

А) Почистим зубки.

Рот раскрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

Б) Футболист.

Рот закрыт. Языком упереться то в одну, то в другую щёку. Забиваем гол влево, вправо.

В) Работа со скороговорками.

Повторим скороговорки- я начну- а вы продолжите.

От топота копыт- пыль по полю летит.

Наш Полкан - попал в капкан.

У ежа ежата, у ужа ужата.

А сейчас познакомимся с новой скороговоркой.

Игрались Вовка с Игорьком,

Скатились с горки кувырком.

-прочитаем скороговорку медленно вместе со мной;

- быстро;

- очень быстро;

- начинаем читать тихо, а заканчиваем громко.

· Приём «Здоровье и ум (развитие) на кончиках пальцев» (новизна)

Проверим, как вы хорошо помните падежи.

Для этого нам в помощь вот такой массажный шарик – Су-Джок.

Покатайте его между ладоней до ощущения тепла и лёгкого покалывания. В середине ладоней находится энергетический центр организма, отвечающий за уровень иммунитета. При частых простудных заболеваниях и упадке сил необходимо использовать массажный шарик не менее 1-2 раз в сутки.

Этот шарик с секретом. Откройте его аккуратно. Внутри шарика колечки. Возьмём одно колечко, будем массажировать первый пальчик и повторять: И.п. вопросы: кто? что?

второй пальчик массажируем и повторяем Р.п. вопросы нет кого? чего?

третий пальчик- Д.п- дать кому? чему?

четвёртый пальчик- В.п. вижу кого? что?

пятый пальчик – Т.п. доволен кем? чем?

шестой пальчик- П.п.-думаю о ком? о чем?

Итак, мы повторили падежи при помощи массажного шарика.

Массаж пальцев рук и стоп дает общеукрепляющий и оздоровительный эффект, активизируя работу органов тела.

Этот массажёр можно использовать при изучении, повторении практически любой темы: части речи, склонение, члены предложения и так далее.

· Приём «Умный мячик» или «Профессор мячик».

А также на уроках русского языка мы часто используем теннисные мячики.

Тот, кому я бросаю мяч и говорю слово, должен вернуть мяч мне, подобрав к моему слову своё другое слово, но близкое по значению моему, например, белый – светлый, ходить – шагать, созидать-строить, красный – алый, кушать – есть, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, грусть – печаль, ненастный – пасмурный, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод, товарищ-друг, аккуратный-опрятный, храбрый-смелый.

Молодцы! Как называются слова, которые вы сейчас подбирали?

Синонимы. Слова-друзья, слова, близкие по смыслу.

Такую же работу можно организовать и с антонимами, пословицами, фразеологизмами.

Вот так в игровой форме дети изучают или повторяют новую тему.

· Приём «Дирижирование словарных слов» (новизна)

-Ребята, а вы знаете кто такой дирижёр?

-Правильно, это музыкант, управляющий оркестром.

-Давайте представим себя дирижёрами. Только мы будем управлять гласными в словарных словах.

Буква А - рука вниз, буква О - рука вверх, буква Е - рука вправо, буква И - рука влево.

-Продирижируйте слова - одежда, костюм, свитер, пальто, платок, сапоги, ботинки, коньки.

Даже, если ученик просто машет руками, то он двигается.

· Дневник Здоровья (новизна).

Хочу представить вашему Дневник Здоровья. Это наш результат за 3 года совместной работы с родителями и детьми. Благодаря Дневнику, ученик познаёт основные правила ЗОЖ, при чём на основе собственных наблюдений. Выполняя задания, ребёнок вовлекает и родителей. Еженедельно Дневник проверяется и каждому ученику выдают рекомендации. Например, «Почему утром хорошо есть каши?», «Почему нужно ложиться раньше спать?», «Чем полезны прогулки на свежем воздухе» и так далее. Вот такая совместная работа.

· Создание клуба И-ЗОЖ совместно с родителями и детьми (новизна).

Клуб для совместных прогулок, бега, выполнения комплекса упражнений на свежем воздухе. Младший школьник чрезвычайно подражителен и, если родители, учителя следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем же правилам и законам, которые приоритетны в его семье.

Список литературы для педагога и родителей

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья М.: Вако, 2004. (Текст) Стр.4-7.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе М.: Вако, 2004. (Текст) Стр.37-39, 62-65, 114-137.

3. Ковалько В.И. Школа физкульминуток М.: Вако, 2007. (Текст) Стр.129-130.

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы М.: Вако, (Текст) 2007. Стр.132-133.

Список литературы для детей5. Артюхова И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни, М.: Русское слово, 2017.

6. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни, М.: Русское слово, 2017.
2023