Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf
В современном российском сообществе дополнительное образование детей является важнейшей частью образовательного пространства. Оно социально востребовано, так как вполне гармонично сочетает в себе и воспитание, и обучение, и развитие личности ребенка. Творческое развитие личности и формирование его эстетически-чувственного диапазона в системе дополнительного образования происходит благодаря определенным педагогическим технологиям, включающие школьника в социальную, познавательную, активную среду. Окружающая среда формирует ребенка, поэтому важно, чтобы она способствовала культурно-эстетическому росту личности. Литература, музыка, театр являются сильными средствами воздействия на чувственный мир ребенка. Заставляя волноваться, мечтать и радоваться, искусство выполняет миссию проводника в социальный смысл жизненных явлений, и побуждает к милосердию, осуждению зла, полету мысли. А.Ж. Овчинникова считает, что существует так называемая духовная фаза систематизации чувственных образов, которая связана с эстетическим катарсисом, «открытием», выявлением нового качества в творческой деятельности детей. [1]
По мнению С.П.Баранова, процесс формирования эстетического чувственного познания, запущенный в школьный период, способствует становлению активной социально значимой позиции ребенка. Данная позиция культивируется в системе дополнительного образования благодаря таким направлениям как художественно-эстетическое и социально-педагогическое. [2]
Внедренный в 2014 году в педагогическую практику социально-педагогический проект «Книжное содружество», способствует развитию и становлению чувственного познания школьников. Проект осуществляется в Липецкой области на базе центра развития творчества «Левобережный» и культурно-развивающего центра «Спартак». Его целевое назначение – это популяризация книг и чтения среди детей. Школьники, которые становятся участниками проекта, втягиваются в мир искусства посредством различных социальных акций, воздействующих и раскрывающих положительные эмоции ребенка.
За четыре года реализации проекта выпущено четыре сборника творческих работ школьников. Что побуждает детей писать стихи и прозу? Какие темы раскрывают юные литераторы? Анализируя творчество школьников, представленное в сборниках, можно сделать вывод о том, что их волнуют темы, связанные со страной, природой, семьей, домашними животными, то есть социальная сторона жизни в творчестве детей выходит на первое место. А как же эмоции, чувства юных авторов? Дело в том, что участники проекта в каждую строку своего творения вкладывают свой чувственно-познавательный опыт. Попытка рассказать о большой любви у ребят вуалируется в сказочную историю про двух влюбленных, которые ради своих искренних чувств готовы на все испытания судьбы. Осознание смысла жизни также находит свое отражение в небольших рассказах. Так, пятнадцатилетняя Мария Б. откровенно пытается через переживания своего героя, обратить внимания и на свой внутренний мир, на свои переживания, связанные с познанием большой жизни. Ее рассказ с самого начала заставляет напрячься от множества вопросов главного героя. «Для чего я живу?» - думал пассажир одинокого поезда. Какую цель себе ставит человек нашей эпохи? Образование, работа, любовь, женитьба, дети, дом, дерево, внуки, желание оставить что-то после себя? И это «что-то» просто надгробный камень с буквами и фотографией? Разве в этом заключается смысл жизни? Никто точно не может сказать в чем он….[3] Такие рассказы не единичны, они как лакмусовая бумажка способны обнажить чувства юных писателей. Еще один рассказ-рассуждение от имени главного героя, автором его является тринадцатилетняя Александра Л.:
Он думал о многом и погружался в какой-то удивительный мир, грустной, затерянной в повседневной жизни поэзии. Строки не прекращали литься из его уст. В памяти всплывали лица с темными и злобными на весь мир глазами, с улыбками, нарисованными одиночеством и тоской. Часто задавались вопросы иного расклада жизни, но он видел кучу проблем, которые невозможно было исчерпать. Что же вызвало у всего мира гнев и презрение? [3]
Ребята помладше не философствуют о смысле жизни, их волнуют присущие людям качества: доброта, милосердие, понимание взрослыми проблем детей. Так, одиннадцатилетний Александр К. в своем рассказе знакомит читателей с лесником, который помог заблудившемуся мальчишке добраться до города, а девятилетний Егор М. с удовольствием поведал о прекрасных взаимоотношениях главного героя с родителями, в процессе взаимного поиска логики в учебе.
Лев Николаевич Толстой в своей статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» предложил приемы раскрытия писательского таланта детей, которые и сегодня не потеряли своей актуальности:
- разнообразный выбор тем, не выдумывая их для детей;
- за образец предлагать только детские сочинения, так как они всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых;
- не делать замечания по написанию текста;
- постепенность тем заключаться должна в механизме писательской деятельности.[4]
Современные дети – это маленькие таланты, которые наблюдая за жизнью, делают свои первые выводы, приобретают житейский опыт, излагают увиденное и обдуманное в своих рассказах и стихах.
По мнению Л.Н.Толстого ребенок является образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. [4, с.31]
Педагогам, родителям надо лишь помочь раскрыть всю глубинную красоту писательского дара детей.
Детское творчество уникально, так как оно правдиво, оно эмоционально и четко ориентировано на познание себя и окружающего мира.
Литература
1. Баранов С.П., Овчинникова А.Ж. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа. М., 2003.
2. Баранов С.П. Гносеологические основы начального обучения детей в школе. М., 2005.
3. new.eduidea.ru/file/document/4847
4. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15. С.31, 33.