Библиографическое описание:
Бредихина А.Е. Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) на тему «Волшебный сундучок Деда Грамотея» в старшей группе // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Цель: обучение грамоте через знакомство с понятиями «звук», «слог».
Задачи:
- Образовательные: формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры; формировать правильное речевое дыхание; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; развивать умение делить слово на слоги, закрепить знание гласных и согласных звуков, стимулировать зрительно-поисковую активность.
- Развивающие: развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление, интонационную выразительность.
- Воспитательные: воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Методы и приемы:
Практические: физминутка «Буратино», пальчиковая гимнастика «Домик»; атикуляционная гимнастика, задания Деда Грамотея.
Наглядные: рассматривание картинок, гостинцев.
Словесные: беседа, загадки, вопросы, уточнения, словесные игры.
Игровые: путешествие в страну АБВГДейки.
Предварительная работа:
На прогулке: наблюдения за ветром, листопадом; рассматривание следов птиц, осенних листьев.
В группе: рассказ педагога о временах года, об осенних месяцах, рассматривание иллюстраций об осени; чтение стихотворений и рассказов об осени, осенних явлениях, о поведении животных и птиц. Показ презентаций: «Осенний лес»,
Дидактические игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши».
Используемое оборудование: волшебный сундучок с шестью замками, ключами, письмо от Деда Грамотея, письма.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карточки с картинками и схемами, карандаши синие и красные, дидактический материал.
Форма организации деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Место проведения: групповая комната
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Дети, утром зашла в группу и увидела сундук и письмо, на котором написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей»
Воспитатель: Вот это да! Интересно узнать, что находится в сундучке?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Зеленеет, и растет,
И всю жизнь лишь воду пьет.
Место жительства – горшок,
А зовут его …. (Цветок)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1
Дыхательная гимнастика: «В лесу».
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо (5-6 раз).
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением постройки. Как называется эта постройка?
Дети: Дом.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Дом. Какой первый звук?
Дети: Д-д-д…
Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?
Дети: Зубы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Дом?
Дети: Д-оооо-м! Звук О.
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Ответы детей (Гласный).
(Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поётся, а значит он согласный).
Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Дети «вставляют» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание).
Задание №2
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
1) Всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).
2) В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?... (Мышка).
3) Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это… (снегири).
4) Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это… (сова).
5) Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
6) Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол)
7) Где обедал воробей?
В зоопарке у… (зверей)
8) Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно… (ёлки)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Я хорошая игрушка,
-Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. (Кукла)
(Дети достают ключ, он находится в игровом уголке)
Задание №3
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила кататься с горки, что во дворе. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Та - ня!, На - та - ша!, Да - ша!, Ма - ри - на!, Га - ля!. Подружки услышали, прибежали и начали все вместе весело кататься с горки».
Вопросы к детям:
1) Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
2) Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся,
Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся,
Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся.
Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать. Вылепить букву А)
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5
Игра «Определи место звука в слове» (Задание 5 маханева)
Гласный звук «А» по схеме будем обозначать красным квадратом.
Определить место звука «а» в названии нарисованных предметов.
закрасить красным цветом тот квадрат, который соответствует месту звука.
Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением арбуза?
(В начале, потому что в слове арбуз звук «а» слышится в начале слова.)
Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением банта?
(В середине, потому что в слове бант звук «а» слышится в середине слова.)
Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением белка?
(В конце, потому что в слове белка звук «а» слышится в конце слова.)
Пальчиковая гимнастика: «Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Каждый ребенок выбирает картинку и пишет слово в схеме с помощью фишек, выделяя согласный и гласный звуки фишками.
Воспитатель дает задания:
- Сосчитайте, сколько букв в слове?
- Сколько гласных? Согласных?
Сколько слогов в слове?
После выполнения задания, детям предлагают назвать картинки и нарисовать столько кружков, сколько слогов в слове. (Арбуз, бант, белка).
Далее воспитатель предлагает выложить из ниток букву «а».
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «а». Что вы купите?
Ответы детей (сахар, сухари, колбаса, свекла, капуста, картошка, какао).
Воспитатель: А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите?
Ответы детей (сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста).
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
Бредихина А.Е. Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) на тему «Волшебный сундучок Деда Грамотея» в старшей группе // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Цель: обучение грамоте через знакомство с понятиями «звук», «слог».
Задачи:
- Образовательные: формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры; формировать правильное речевое дыхание; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; развивать умение делить слово на слоги, закрепить знание гласных и согласных звуков, стимулировать зрительно-поисковую активность.
- Развивающие: развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление, интонационную выразительность.
- Воспитательные: воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Методы и приемы:
Практические: физминутка «Буратино», пальчиковая гимнастика «Домик»; атикуляционная гимнастика, задания Деда Грамотея.
Наглядные: рассматривание картинок, гостинцев.
Словесные: беседа, загадки, вопросы, уточнения, словесные игры.
Игровые: путешествие в страну АБВГДейки.
Предварительная работа:
На прогулке: наблюдения за ветром, листопадом; рассматривание следов птиц, осенних листьев.
В группе: рассказ педагога о временах года, об осенних месяцах, рассматривание иллюстраций об осени; чтение стихотворений и рассказов об осени, осенних явлениях, о поведении животных и птиц. Показ презентаций: «Осенний лес»,
Дидактические игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши».
Используемое оборудование: волшебный сундучок с шестью замками, ключами, письмо от Деда Грамотея, письма.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карточки с картинками и схемами, карандаши синие и красные, дидактический материал.
Форма организации деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Место проведения: групповая комната
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Дети, утром зашла в группу и увидела сундук и письмо, на котором написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей»
Воспитатель: Вот это да! Интересно узнать, что находится в сундучке?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Зеленеет, и растет,
И всю жизнь лишь воду пьет.
Место жительства – горшок,
А зовут его …. (Цветок)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1
Дыхательная гимнастика: «В лесу».
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо (5-6 раз).
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением постройки. Как называется эта постройка?
Дети: Дом.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Дом. Какой первый звук?
Дети: Д-д-д…
Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?
Дети: Зубы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Дом?
Дети: Д-оооо-м! Звук О.
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Ответы детей (Гласный).
(Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поётся, а значит он согласный).
Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Дети «вставляют» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание).
Задание №2
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
1) Всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).
2) В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?... (Мышка).
3) Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это… (снегири).
4) Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это… (сова).
5) Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
6) Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол)
7) Где обедал воробей?
В зоопарке у… (зверей)
8) Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно… (ёлки)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Я хорошая игрушка,
-Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. (Кукла)
(Дети достают ключ, он находится в игровом уголке)
Задание №3
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила кататься с горки, что во дворе. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Та - ня!, На - та - ша!, Да - ша!, Ма - ри - на!, Га - ля!. Подружки услышали, прибежали и начали все вместе весело кататься с горки».
Вопросы к детям:
1) Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
2) Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся,
Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся,
Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся.
Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать. Вылепить букву А)
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5
Игра «Определи место звука в слове» (Задание 5 маханева)
Гласный звук «А» по схеме будем обозначать красным квадратом.
Определить место звука «а» в названии нарисованных предметов.
закрасить красным цветом тот квадрат, который соответствует месту звука.
Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением арбуза?
(В начале, потому что в слове арбуз звук «а» слышится в начале слова.)
Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением банта?
(В середине, потому что в слове бант звук «а» слышится в середине слова.)
Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением белка?
(В конце, потому что в слове белка звук «а» слышится в конце слова.)
Пальчиковая гимнастика: «Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Каждый ребенок выбирает картинку и пишет слово в схеме с помощью фишек, выделяя согласный и гласный звуки фишками.
Воспитатель дает задания:
- Сосчитайте, сколько букв в слове?
- Сколько гласных? Согласных?
Сколько слогов в слове?
После выполнения задания, детям предлагают назвать картинки и нарисовать столько кружков, сколько слогов в слове. (Арбуз, бант, белка).
Далее воспитатель предлагает выложить из ниток букву «а».
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «а». Что вы купите?
Ответы детей (сахар, сухари, колбаса, свекла, капуста, картошка, какао).
Воспитатель: А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите?
Ответы детей (сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста).
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!