Актуальные вопросы дошкольного образования

Бредихина А.Е. Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) на тему «Волшебный сундучок Деда Грамотея» в старшей группе

Библиографическое описание:
Бредихина А.Е. Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) на тему «Волшебный сундучок Деда Грамотея» в старшей группе // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

Цель: обучение грамоте через знакомство с понятиями «звук», «слог».

Задачи:

- Образовательные: формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры; формировать правильное речевое дыхание; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; развивать умение делить слово на слоги, закрепить знание гласных и согласных звуков, стимулировать зрительно-поисковую активность.

- Развивающие: развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление, интонационную выразительность.

- Воспитательные: воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «Буратино», пальчиковая гимнастика «Домик»; атикуляционная гимнастика, задания Деда Грамотея.

Наглядные: рассматривание картинок, гостинцев.

Словесные: беседа, загадки, вопросы, уточнения, словесные игры.

Игровые: путешествие в страну АБВГДейки.

Предварительная работа:

На прогулке: наблюдения за ветром, листопадом; рассматривание следов птиц, осенних листьев.

В группе: рассказ педагога о временах года, об осенних месяцах, рассматривание иллюстраций об осени; чтение стихотворений и рассказов об осени, осенних явлениях, о поведении животных и птиц. Показ презентаций: «Осенний лес»,

Дидактические игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши».

Используемое оборудование: волшебный сундучок с шестью замками, ключами, письмо от Деда Грамотея, письма.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, карточки с картинками и схемами, карандаши синие и красные, дидактический материал.

Форма организации деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Место проведения: групповая комната

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Дети, утром зашла в группу и увидела сундук и письмо, на котором написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей»

Воспитатель: Вот это да! Интересно узнать, что находится в сундучке?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Зеленеет, и растет,

И всю жизнь лишь воду пьет.

Место жительства – горшок,

А зовут его …. (Цветок)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

Задание №1

Дыхательная гимнастика: «В лесу».

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо (5-6 раз).

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением постройки. Как называется эта постройка?

Дети: Дом.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Дом. Какой первый звук?

Дети: Д-д-д…

Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?

Дети: Зубы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Дом?

Дети: Д-оооо-м! Звук О.

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: О-о-о…

Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Ответы детей (Гласный).

(Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поётся, а значит он согласный).

Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Дети «вставляют» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание).

Задание №2

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!

1) Всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь).

2) В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?... (Мышка).

3) Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это… (снегири).

4) Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это… (сова).

5) Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

6) Михаил играл в футбол

И забил в ворота… (гол)

7) Где обедал воробей?

В зоопарке у… (зверей)

8) Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно… (ёлки)

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Я хорошая игрушка,

-Буду девочкам подружкой.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Я прошу меня любить,

Не ронять меня, не бить. (Кукла)

(Дети достают ключ, он находится в игровом уголке)

Задание №3

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

«Зина любила кататься с горки, что во дворе. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Та - ня!, На - та - ша!, Да - ша!, Ма - ри - на!, Га - ля!. Подружки услышали, прибежали и начали все вместе весело кататься с горки».

Вопросы к детям:

1) Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?

2) Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся,

Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,

Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.

Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №4

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать. Вылепить букву А)

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5

Игра «Определи место звука в слове» (Задание 5 маханева)

Гласный звук «А» по схеме будем обозначать красным квадратом.

Определить место звука «а» в названии нарисованных предметов.

закрасить красным цветом тот квадрат, который соответствует месту звука.

Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением арбуза?

(В начале, потому что в слове арбуз звук «а» слышится в начале слова.)

Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением банта?

(В середине, потому что в слове бант звук «а» слышится в середине слова.)

Где нарисован квадрат в прямоугольнике под изображением белка?

(В конце, потому что в слове белка звук «а» слышится в конце слова.)

Пальчиковая гимнастика: «Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Каждый ребенок выбирает картинку и пишет слово в схеме с помощью фишек, выделяя согласный и гласный звуки фишками.

Воспитатель дает задания:

- Сосчитайте, сколько букв в слове?

- Сколько гласных? Согласных?

Сколько слогов в слове?

После выполнения задания, детям предлагают назвать картинки и нарисовать столько кружков, сколько слогов в слове. (Арбуз, бант, белка).

Далее воспитатель предлагает выложить из ниток букву «а».

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «а». Что вы купите?

Ответы детей (сахар, сухари, колбаса, свекла, капуста, картошка, какао).

Воспитатель: А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите?

Ответы детей (сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста).

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
2024-03-05 12:23 2023