НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сарафанова И.Г. Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности

Библиографическое описание:
Сарафанова И.Г. Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Аннотация. Современные подходы к дошкольному образованию все чаще подчеркивают значимость раннего развития активной речи у детей. Особое место в этом процессе занимает театрально-игровая деятельность, которая предоставляет уникальные возможности для комплексного развития речевых навыков. В данной научной статье рассматривается влияние театрально-игровой деятельности на развитие активной речи детей дошкольного возраста. Исследование основывается на анализе психолингвистических и педагогических теорий, а также на данных эмпирических наблюдений и экспериментов, проведенных в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: активная речь, дошкольное образование, театрально-игровая деятельность, речевое развитие, педагогические методы, лексический запас, эмоциональная выразительность.

Речь, как психический познавательный процесс соединяет воедино различные линии психического развития человека – мышление, восприятие, воображение, память, внимание. Развитие речи в дошкольном возрасте, формирование активного словаря, закладывает основу успешного обучения в школе. Понимание речевого развития начинается с изучения фундаментальных процессов освоения языка. Дети, начиная с младенчества, проходят через несколько стадий: от предварительного языкового этапа с бормотанием и игривыми звуками до формирования слов и простых фраз. Этот процесс сопровождается развитием фонологического восприятия (способность различать и воспроизводить звуки речи), расширением лексического запаса и постепенным освоением грамматических структур. Важным аспектом является и понимание того, как дети учатся использовать речь для выражения эмоций, желаний и вопросов, что является краеугольным камнем социального взаимодействия и познавательного развития [2].

Театрально-игровая деятельность служит мощным инструментом для развития речи у детей дошкольного возраста. Через роль игры и импровизацию дети активно участвуют в языковом обмене, практикуя новую лексику и грамматические конструкции в контексте, который им знаком и интересен. Этот вид деятельности также способствует развитию фонетической осознанности, поскольку дети учатся контролировать свою речь, чтобы она соответствовала роли или ситуации. Кроме того, театральные игры улучшают эмоциональную выразительность речи: дети учатся выражать различные чувства и эмоции через интонацию, темп и силу голоса, что важно для полноценного общения.

Театрально-игровая деятельность предлагает широкий спектр методов и приемов, способствующих развитию активной речи у детей дошкольного возраста. Эти методы направлены на стимуляцию лексического запаса, грамматической структуры, фонетической осознанности и эмоциональной выразительности.

Ролевые игры позволяют детям вживаться в различные персонажи, что способствует развитию лексического запаса и грамматических навыков. Дети учатся использовать новые слова и выражения в контексте, который делает обучение языку более естественным и увлекательным. Драматизация сказок, историй или повседневных событий помогает детям понимать различные социальные ситуации и адекватно использовать язык для их описания.

Импровизационные упражнения побуждают детей выражать свои мысли и чувства, используя навыки активной речи. Это не только стимулирует творческое мышление, но и позволяет детям экспериментировать с языком, отрабатывать правильное произношение и интонацию, а также учиться адаптировать свою речь к различным обстоятельствам и слушателям.

Игры с рифмами, стихами и песнями значительно улучшают фонетическое восприятие и осознание звуков языка. Через ритм и мелодию дети лучше усваивают новые слова и выражения, а также развивают чувство языковой гармонии. Это также способствует развитию эмоциональной выразительности, поскольку музыка и стихи часто передают определенные чувства и настроения.

Применяя эти методы и приемы в театрально-игровой деятельности, педагоги могут создавать богатую и стимулирующую среду, которая не только способствует развитию активной речи, но и обогащает общее когнитивное и эмоциональное развитие детей.

Доказано, что речевое развитие ребенка может осуществляться в повседневной жизни, во всех режимных моментах детского сада, в рамках определенной деятельности. Развитию речи дошкольников способствует образовательная деятельность, направленная на формирование картины мира, на художественно-эстетическое развитие, на ознакомление ребенка с художественной литературой. Следует обратить внимание на успешное усвоение грамматических конструкций дошкольниками второй младшей группы при подготовке к проведению праздников, утренников, тематических развлекательных и образовательных мероприятий.

Исследования, проведенные в различных образовательных учреждениях, показывают положительное влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей. Особенно заметен прогресс в обогащении словарного запаса, улучшении грамматической структуры и повышении эмоциональной выразительности. Дети, регулярно участвующие в таких занятиях, чаще используют сложные и разнообразные предложения, лучше понимают нюансы языка и быстрее налаживают коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Учителя и воспитатели, применяющие театрально-игровые методы, часто отмечают повышение интереса и мотивации у детей. Такой подход позволяет сделать обучение более динамичным и вовлекающим, что способствует активному участию детей и улучшению их речевых навыков. Педагоги также замечают, что через ролевые игры дети лучше осваивают социальные навыки, такие как эмпатия, слушание и сотрудничество.

Многочисленные примеры из практики показывают, как разнообразные формы театрально-игровой деятельности могут быть интегрированы в образовательный процесс. Например, драматизация сказок и историй позволяет детям глубже погрузиться в содержание и лучше понять использованные в них языковые структуры. Импровизационные упражнения и игры на развитие словарного запаса мотивируют детей экспериментировать с языком и расширять свои речевые возможности.

Несмотря на положительные результаты, существуют и определенные вызовы, такие как необходимость индивидуального подхода, обучение педагогов и интеграция театрально-игровой деятельности в структуру учебного дня. Рекомендации включают разработку гибких программ, которые можно адаптировать под разные условия и потребности, обеспечение профессионального развития учителей в области театральных методик и создание поддерживающей среды для творческого выражения детей.

В заключение, исследование влияния театрально-игровой деятельности на развитие активной речи детей дошкольного возраста показало значительные положительные результаты. Театральные методы и приемы, такие как ролевые игры, драматизация, импровизация и поэтические упражнения, способствуют всестороннему развитию речевых навыков у детей, включая расширение словарного запаса, улучшение грамматической структуры, фонетическую осознанность и эмоциональную выразительность.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность представляет собой ценный ресурс для дошкольного образования. Она открывает новые возможности для развития речи и коммуникативных навыков, что является критически важным для успешного социального и когнитивного развития детей. Представленные в статье исследования и рекомендации могут служить основой для дальнейшего развития педагогических стратегий и методов, направленных на обогащение речевого опыта детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.

Литература

1.Богатырева А.В., Герасимова Л.А. Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи // Психология и педагогика. 2021. - № 3. - С. 45-49.

2.Петрова Е.Г. Театральная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2018. - № 7. - С. 34-38.

3.Смирнова М.А. Роль игровых техник в стимулировании речевого развития ребенка // Современное дошкольное образование. 2020. - № 2. - С. 58-62.

4.Федорова Л.В. Музыкально-ритмические игры как фактор развития речи детей дошкольного возраста // Вестник практической психологии образования. 2019. - № 1. - С. 72-76.

5.Чернышова Л.Б. Эффективность применения драматизации в обучении речи дошкольников // Научный журнал о новых исследованиях. 2022. - № 10. - С. 112-116.
2024