НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бусло Л.А. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми 6-7 лет «Друг в беде не бросит»

Библиографическое описание:

Бусло Л.А. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми 6-7 лет «Друг в беде не бросит» // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.

Программные задачи:

Ø Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;

Ø Раскрывать значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии;

Ø Формировать ценностное отношение детей к себе и к окружающим людям.

Предварительная работа:

1. Разучивание пословиц и поговорок о дружбе;

2. Проведение беседы на тему «Что такое дружба?»;

3. Просмотр мультфильма «крокодил Гена и его друзья».

Материалы: аудиозапись «Шаги», игрушка Чебурашка, ноутбук, проектор, интерактивная доска, видеозапись фрагмента мультфильма «Димка и Тимка», детский стул, украшенный разноцветными лентами, заколка, набор игрушек для обыгрывания ситуации, чемоданчик, клей, цветная бумага, картон, ленточки, бантики, бусины, детские ножницы, фломастеры.

Содержание

1.Организационный момент. Проигрывается звук шагов

Воспитатель: - Ребята, вы слышите? Что это за звук? Кажется, к нам кто-то идёт? Заходит Чебурашка.

- Это же Чебурашка, наш друг и сказочный герой!

- Здравствуй, Чебурашка.

Чебурашка: - Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть и кое-что новое приготовил для вас!

2.Просмотр фрагмента из мультфильма «Димка и Тимка»

Чебурашка: - Посмотрите на экран, мы с вами посмотрим небольшую часть из мультфильма «Димка и Тимка»

Воспитатель: - Ребята давайте вместе с героями мультфильма споём любимую песню Чебурашки «Настоящий друг» (из мультфильма «Димка и Тимка музыка Б. Савельева).

1.Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

2.Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

3.Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту —

Вот что значит настоящий верный друг.

Чебурашка: - Как хорошо иметь верных и надёжных друзей! У меня такой друг есть - это Крокодил Гена.

Воспитатель: - Да, ты верно отметил, Чебурашка.

3.Прослушивание рассказа Л. Толстого «Два товарища»

Воспитатель: - Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Послушайте рассказ «Два товарища», который написал Л. Н. Толстой.

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, взлез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, сто он мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Воспитатель: - Что произошло с мальчиками в лесу? (На них выбежал медведь.)

- Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем? (Он очень сильно испугался, что медведь может его сильно поранить.)

- Что значит «быть плохим другом»? (Это значит, быть таким другом, который не поможет, не поддержит тебя в трудную минуту и др.)

- Как бы вы поступили в такой ситуации? (Остался бы с другом, позвал на помощь, помог другому мальчику тоже залезть на дерево и др.)

- Молодцы, правильно!

Чебурашка: - Ребята, наверное, поэтому существует эта поговорка «Дружба дружбе, а иную хоть брось». Если у вас есть «плохой друг», то не стоит с ним дальше дружить. Давайте повторим вместе поговорку. Мне бы хотелось, чтобы у вас были только верные и надёжные друзья! (Спасибо, Чебурашка.)

4.Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу».

Воспитатель: - Ребята, а сейчас внимательно послушайте отрывок из стихотворения Г. Остера «Советы непослушным детям»

- Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лёжа в луже,

Ты ничуть не огорчён –

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Воспитатель: - Вам понравились советы настоящим друзьям? (Нет.) Почему? (Мне не понравились советы, потому что смеяться над упавшим другом нельзя, это неправильные советы и др.)

- Как правильно поступить в этой ситуации? (Нужно помочь другу встать, поправить одежду, если есть раны, обратиться за помощью и помочь дойти до дома.)

- Молодцы, нужно помогать не только друзьям, но и окружающим, если вы увидели, что кто-то оказался в беде.

- Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе? (Друг, это не только человек, с котором можно весело проводить время, играть, но и тот, кто в любой беде тебе поможет и поддержит.)

5. Игра «Волшебный стул»

Чебурашка: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «волшебный стул». Встаём в круг. Внутри круга, у края, стоит стул. Вы будите идти по кругу и говорить такие слова:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На волшебный стул садись!

После того, как закончите произносить слова, тот, кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый из вас, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

6.Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

Воспитатель: - Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. Послушайте её внимательно.

«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошёл к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».

- Что случилось у Кристины? (Кристина потеряла свою заколку во время прогулки на площадке.)

- Она расстроилась? (Кристина очень расстроилась и почти заплакала.)

- Кто-нибудь из ребят это заметил? (Да, Максим.)

- Что сделал Максим? (Он подошёл к Кристине и успокоил её.)

- Как он успокаивал её? (Максим успокаивал Кристину ласково.)

- Как он помог Кристине? (Максим предложил вместе поискать заколку.)

- Молодцы, ребята!

Воспитатель: - Ребята, давайте с вами обыграем эту историю, и придумает ей продолжение. Кристиной будет…Максимом будет…Все остальные будут другими ребятами.

- Как здорово у вас получилось! Давайте будем учиться сопереживать, поддерживать друг друга в трудную минуту.

Чебурашка: - У меня для вас есть несколько советов:

ü Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя, попросят помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.

ü Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию;

ü Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

- Я надеюсь, что вы их заполнили и будете им следовать!

7.Изготовление подарка для друга

Чебурашка: - Ребята, у меняв чемоданчике есть цветная бумага, клей, разные листочки, бантики, ленточки. Давайте сделаем подарок для своих лучших друзей! Если у кого-то что-то не получается, можно попросить помощи у соседа, у друга.

Идёт самостоятельная работа детей, воспитатель следит за её выполнением и оказывает помощь.

Чебурашка: - Какие замечательные подарки у вас получились! Вашим друзьям они очень понравятся! А мне пора возвращаться к своим друзьям. Мне было очень интересно и весело с вами. Не забывайте мои советы! До новых встреч!

Воспитатель и дети: - До свиданья, Чебурашка! Будем ждать новой встречи!

8.Итог занятия:

- Чем мы с вами сегодня занимались?

- Что нового узнали?

- Что особенно запомнилось?

- Какие советы дал Чебурашка?

Библиографический список:

1.Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.

2.Семенка С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2003. – 79 с.
2023