Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Остапенко В.В. Обучение устной речи на уроках английского языка в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf

В современном мире важную роль играет знание  иностранных языков. Это способствует повышению мотивации к изучению английского языка. Таким образом, обучение иностранному языку лучше начинать в раннем возрасте.
Практическая цель обучения английскому языку в школе - это развитие навыков устной монологической речи, и выражение мыслей в устной иноязычной форме. Довольно часто учителя сталкиваются с  тем, что учащиеся не могут  самостоятельно сделать сообщение,  в котором было бы  несколько фраз,  связанных между собой. На начальном этапе обучения мы часто сталкиваемся с этой проблемой. Письменная и устная форма – это основы общения на английском языке в младших классах. Большую роль играет формирование графических, произносительных, орфографических, лексических и грамматических навыков на уроках. Английский язык тесно связан с другими гуманитарными предметами, которые делают обучение языку более познавательным и интересным. Каким образом можно организовать работу по развитию монологической речи в начальной школе? Во-первых, для младших школьников характерна постоянная работа механической памяти. Это стоит учитывать при обучении монологу.  Во-вторых, для учеников начальной школы характерно наличие богатого воображения, но его нужно корректировать и упорядочивать.
Детям следует регулярно отрабатывать артикуляцию, правильно расставлять ударение в словах и выделять главную мысль. Важно уметь различать английскую речь на слух, а также формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. С этой целью необходимо постоянно вовлекать учащихся в  диалог на уроке и заставлять анализировать восприятие речи, как собственной, так и своих одноклассников. 
 Конкретное и образное мышление с яркой эмоциональной окрашенностью присуще ученикам начальной школы. Для детей данного возраста характерна большая двигательная активность, и если эта потребность не удовлетворяется, у учащихся пропадает интерес к обучению и времяпрепровождению в школе в целом. Кроме того игнорирование этой особенности приводит к быстрой утомляемости и к проблемам со здоровьем у детей.
Давайте рассмотрим одно из упражнений по теме «Внешность» в игровой форме. На доске вывешивается картинка с изображением мальчика с мячом с одной стороны и различными прилагательными с другой стороны. Дети стоят полукругом. Учитель берет в руки мяч, кидает мяч ученику и называет прилагательное. Ученик должен поймать мяч и сказать предложение, которое описывает картинку с использованием прилагательного названного учителем. Упражнение составляется с учетом количества детей (рисунок 1).
Учитывая психологические особенности младших школьников, можно сделать вывод о том, что при обучении  общению на начальном этапе лучше использовать наглядный материал, а также разнообразные игры, которые помогают ребенку воспроизводить и копировать сцены, которые он видел и слышал сам. В процессе этого он может осознанно усваивать необходимые нормы поведения, которые кажутся младшему школьнику интересными. Следует учитывать, что в процессе этого усваиваются  и речевые нормы.
В качестве примера можно взять игру «Запомни движения». На начальном этапе учитель называет глагол и показывает движение. Затем учитель называет глагол и предлагает ребенку продемонстрировать это движение. Остальные дети должны проследить правильность выполнения этого действия. В результате выполнения упражнения, дети учатся воспроизводить и копировать действия другого человека.
 При построении монологической речи необходимо увеличивать объем устного и письменного высказывания за счет добавления второстепенных членов предложения. В связи с этим у школьника расширяется словарный запас. Таким образом, его речь становится более лаконичной и рассудительной.
 Исходя из выше сказанного, можно сделать  выводы: во-первых, необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал для работы с учащимися и, во-вторых, грамотно использовать его, стараться, как можно раньше вводить упражнения, которые приучают младших школьников  к видоизменению и сопоставлению усвоенного языкового материала.
Как правила выделяют разные уровни монологического высказывания:
1) слово
2) словосочетание
3) фраза
4) сверхфразовое единство
5) текст
Игра очень важна при обучении устной речи на уроках английского языка. Она является одним из наиболее эффективных средств, при обучении в начальной школе и делает учебный процесс более интересным и увлекательным. Игра заставляет младших школьников  в процессе обучения воображать, думать, волноваться и сопереживать.
Давайте рассмотрим игру «Угадай загадку». Сначала учитель дает образец загадки детям. Затем ученикам в качестве домашнего задания предлагается составить свою загадку на основе данного шаблона. На последнем этапе ребенок должен без подготовки, по картинке, составить собственную загадку, которую другие дети должны отгадать (рисунок 2).
 Игра – активизирует все виды речевой деятельности. Она способствует формированию и развитию навыков коммуникации. Игра помогает усвоению норм поведения и всесторонне развивает обучающихся. Помимо этого, ученики начальной школы в ходе игры усваивают общественные нормы поведения и развиваются всесторонне. Несомненно, игра требует активизации мыслительной деятельности.
 Тренировочные упражнения на развитие навыков и умений говорения служат и для отработки лексических и грамматических навыков. Как правило, с этой целью используют упражнения на повторение, подстановку, изменение и соединение речевых образцов. Очень важно на этих этапах уроков включать игры на отгадывание, игры с элементами информационного пробела и игры на умение составлять правильную логическую цепочку. Подобные игры способны превратить обычное задание в интересное соревнование. Следует эти задания выполнять с использованием аудиозаписей.
  Устная монологическая речь – это сложный вид речевой деятельности, который предполагает высказывание, обусловленное  ситуацией общения. Обучающимся нужно уделять больше времени при подготовке к монологической речи, так как это сложный и трудоемкий процесс. Правильное и грамотное общение является одним из важных умений при изучении иностранных языков. Если  это умение уже сформировано на начальном этапе, то учащиеся могут сформировать другие виды речевой деятельности.

Библиографический список

1.                Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. М.: Просвещение, 1983.
2.                Гальскова  Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М.: Айрис-пресс, 2004.
3.                Сталкин  В. Л. Коммуникативные упражнения. М.: Просвещение, 1987.





Приложение

Рисунок 1

strong

nice

brave

small


 Рисунок 2
Riddle
1. I am an animal.
2. I am very small.
3. I can jump.
4. I can sit.
5. I can swim.
6. I am green.
7. I am nice.
8. What am I?

Riddle
1. I am an animal.
2. I am not small.
3. I am very big.
4. I can go and run.
5. I can stand and swim.
6. I can not sit.
7. I have a long nose
8. I am grey.
9. What am I?


2022