Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гончарова И. В., Громова Т. В. Лексико-стилистическая работа на уроках обучающих изложений

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (32) https://f.almanah.su/32.pdf

В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, большую роль играют изложения - традиционный вид работы по развитию связной речи. Под влиянием языковых особенностей исходного текста учащиеся начинают в своей речи использовать более разнообразные грамматические конструкции. Анализируя содержание, школьники учатся выделять главное и второстепенное, делить текст на смысловые части, устанавливать между ними связь, составлять план. Это важные общеучебные умения, овладение которыми необходимо для учебной работы и, что очень важно, при сдаче выпускных экзаменов. Учитывая, что написание изложения является неотъемлемой частью ОГЭ, учащиеся готовятся к нему еще в начальной школе, и в 5- 6 классах мы продолжаем развитие навыков и умений подобной работы.
Работа по развитию связной речи предполагает при подготовке к изложению систематическое проведение различных упражнений обучающего характера. Подготовительные упражнения (упражнения по орфографии, пунктуации) дают возможность на самом уроке изложения сосредоточиться на главном: на осмыслении содержания и построения исходного текста, на индивидуальных особенностях языка и стиля писателя. Как показывает наш опыт, включение в предварительные упражнения отдельных предложений, ключевых слов и экономит время на уроке, и готовит почву для предстоящей работы. В тексте изложений часто встречаются слова, написание которых в связи с неизученностью определенных правил затрудняет учащихся. Мы предлагаем разные варианты работы с данными написаниями: предварительное знакомство с трудными написаниями, запись слов на доске и в специальных словариках, замена сложных для написания слов синонимами.
Основная работа по лексике и стилистике должна проводиться на уроке самого изложения в связи с анализом содержания особенностей языка и стиля исходного текста.
Первый этап работы на уроке написания изложения начинается с осмысления содержания текста. Учащиеся должны усвоить основную мысль рассказа или отрывка, отделяя главное от второстепенного; запомнить основные факты, их последовательность, установить свое отношение к происходящим событиям. Оптимальному восприятию содержания текста способствует выразительное чтение его учителем, использование звукозаписи или презентации, акцентирующих внимание учащихся на особенностях содержания и построения текста. При подготовке к проведению обучающего изложения важно содействовать интеллектуальному развитию учащихся, пробудить стремление к творческому выражению своей индивидуальности в языке.
Приведем пример изложений для 6 класса и заданий к ним.
Текст «Династия Морозовых» имеет большую воспитательную ценность: показывает пример трудолюбия нескольких поколений Морозовых и их стремления служить России.
Крестьянин деревни Зуево Савва Ва­сильевич Морозов устроил на своём подворье простейший ручной ткацкий ста­нок. На нём он изготавливал очень кра­сивые цветные ленты и шёлковую ажур­ную ткань. Работал только своим семей­ством: сам, жена, подрастающие сы­новья и дочери. Всю неделю все у этого стана. В ночь же на субботу или воскре­сенье Морозов складывал всё наработан­ное в заплечный берестяной короб и шёл пешком в Москву. Всю дорогу рысцой, чтоб побыстрее. Утром придёт в перво­престольную, на базаре свои изделия вы­ложит, а то и прямо по домам разнесёт.
Морозовские ткани были лучше тка­ней других производителей, и покупали их очень хорошо. Выдающимся человеком был Савва Васильевич Морозов. А от него и сы­новья, и вся мощнейшая Морозовская династия пошла, давшая России неверо­ятно много. Это Морозовы основали текстильный город Орехово-Зуево, стро­или десятки самых современных по тем временам фабрик, финансировали издание крупнейших российских газет, воз­вели целый клинический городок на Де­вичьем поле, ныне Пироговской улице, жертвовали немалые средства на нужды Строгановского училища, Музея изящ­ных искусств на Волхонке (ныне музей имени А. С. Пушкина). (По А. Рогову).
Предварительное задание на дом:
1. Записать ключевые слова и словосочетания из текста: династия Морозовых, крестьянин деревни Зуево, ткацкий станок, морозовские ткани, шел пешком, продавал, фабрики, строили, финансировали, жертвовали, клинический городок, музей на Волхонке, училища, Московский художественный театр.
2. Объяснить правописание слов и словосочетаний.
Работа на уроке.
После прочтения текста изложения учащиеся выделяют те слова, которые кажутся им непонятными, а, может, и вовсе не знакомыми: «династия», «подворье», «производитель», «меценаты», «финансировали», «пожертвовали», «текстильный», «клинический», «изящных искусств». Далее ученики выясняют их лексическое значение. С этой целью они обращаются к толковым словарям.
Беседа с учащимися по тексту:
−         Что преобладает в тексте: повествование или описание?
В процессе анализа прочитанного отрывка школьники приходят к выводу, что перед ними повествование-рассказ о том, с чего началась благотоворительная деятельность известной в России семьи.
Следующий этап работы - определение главной мысли текста. В результате обобщения ответов делается вывод, что возможны два варианта выражения главной мысли: 1) История великой династии Морозовых и 2) Мощнейшая морозовская династия дала России невероятно много. На наш взгляд, оба варианта возможны. Выражение главной мысли разными способами заслуживает всяческого поощрения, так как способствует более углубленному проникновению в содержание текста, исключает шаблонный подход.
После этого начинается работа над планом. Рассказ читается по частям, определяются микротемы.
План может быть таким:
1. Работа семейства Морозовых на ткацком станке.
2. Пешком в Москву.
3. Морозовские ткани были самыми лучшими.
4. Мощнейшая династия, давшая России невероятно много.
Работа над языковыми средствами может проводиться как параллельно с чтением отрывка, так и после составления плана. Например, обратим внимание на глагол «возвели». Выясняется, что это слово имеет несколько значений: «поднять кверху», «соорудить», «возвысить». Далее выявляем синонимический ряд, в который входит этот глагол: «соорудить», «воздвигнуть».
Без особого труда ребята объясняют значение глагола «жертвовали», однако они испытывают затруднения в подборе синонимов. Возникает необходимость в привлечении к словарю синонимов. Шестиклассники убеждаются, что принадлежащие к данному синонимическому ряду (дарили, жертвовали) объединены общим значением: «отдавали безвозмездно».
Раскрывая семантику встретившегося существительного «подворье», учитель предлагает школьникам определить значение приставки –по- в этом слове, обращается внимание к составу слова, закрепляет ими знания о приставках как о значимых частях слова.
Полезно предупредить и ошибки типа повторов слов. С этой целью необходимо поработать над контекстуальными синонимами: «династия», «семейство», «ряд поколений».
После того как анализ текста и работа над языком закончена, целесообразно остановиться на словах и предложениях, трудных с точки зрения орфографии и пунктуации.
Изложение любого типа может осложняться определенными творческими заданиями: дать описание природы или внешности героев, придумать какую-либо из частей или выразить свое отношение к проблеме, которая ставится в исходном тексте. Такая работа вызывает особый интерес у ребят, развивает творческое начало и самостоятельность. Покажем это на примере.
Изложение по тесту сказки Е.Пермяка «Березовая роща» для 6 класса проводится в конце учебного года, когда изучены все разделы из курса русского языка и начинаются уроки повторения. Данный текст представляет большие возможности для работы над языком.
Отгорело жаркое летичко. Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.
Проспали семена до теплых весенних дней и пошли в рост. Репейник живехонько вымахал. Ну, а про Крапиву и говорить нечего. Березовые семена тоже зеленую поросль дали. Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша, — все же росточки о три листочка поднялись. Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? Надо расти. На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.
— Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.
А годика так через три, через четыре Березки переросли Крапиву. Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. Знали, что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не отнять соки земли. Их устрашали, а они росли……………………………………
Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. И была она густая и ровная, разговорчивая и дружная. Росла в ней и Крапива, и Репейник рос. Только никто эту Рощу репейной, крапивной не называл, хотя они и произрастали в Роще.
Задание: напишите изложение близко к тексту, придумав пропущенный фрагмент, употребив слова и словосочетания: Гадюка, старая Жаба, зловредные слова, ядовитые слова, жгучие слова, колкие слова, Крапива, Репейник.
Предварительные упражнения.
1.        Сгруппируйте слова в соответствии с правилами правописания. Сделайте словообразовательный анализ 2-3 слов (по выбору учащихся). Отгорело, хлопотливая, сдувать, семена, росточки, поросль, расти, сдувать, поднялись, тесновато, живехонько, переросли, произрастали, никакому, нечего, никакой, зашелестела.
2.        Проспрягайте глагол «вымолачивать». Объясните его лексическое значение.
3.        Разберите по членам предложение. Объясните постановку знаков препинания. Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.
Работа на уроке.
1. Определите стиль и тип текста.
Ученики замечают, что стиль текста- художественный и отмечают характерные признаки: разговорные слова, метафоричность и образность языка, указывают на обилие выразительных средств. Тип речи- повествование с элементами описания. Отмечают, что язык автора необычный- сказочный. Вспоминают, что в каждой сказке есть нравоучение. Школьники отмечают, что главные герои-сорняки и Березка- написаны с большой буквы, а значит, под ними автор может подразумевать людей, и ситуацию, описанную в сказке, можно считать жизненной.
Вопросы для обсуждения в классе:
1. Как называется такой художественный прием? (аллегория)
2. Какова его основная мысль?
Приходим к выводу, что это небольшое произведение в аллегорической форме учит терпению, выносливости, целеустремленности, несмотря на трудности и происки завистников.
3. Раскройте значение понятий: «целеустремленность», «выносливость». Приведите примеры из жизни, подтверждающие ваши рассуждения.
4. Разделите текст на части, озаглавьте их. Перед работой над планом отмечаем, что в любом изложении требуется передать стиль автора, то есть сохранить язык сказки.
После составления плана обращаем внимание учеников, что 3 часть текста изложения дети сочиняют сами, добавив новых героев: Гадюку и Жабу.
Затем в процессе беседы подготавливаются рабочие материалы к изложению.
−         Какие образы природы вызвали у вас симпатию, а какие недовольство и возмущение? Почему? (Березовые семена: отважные, упрямые, целеустремленные. Крапива и Репейник: вредные, зловредные, колючие, жгучие. Жаба и Гадюка: мерзкие, злые, полные ненависти)
Работа над языковыми средствами.
1. С какой целью автор использует обилие разговорных слов? Назовите их. Перечислите суффиксы, с помощью которых слова становятся разговорными.
2. Объясните лексическое значение слова вымолачивать, хоронить, живёхонько, пожаловала. Подбираем к ним нейтральные и контекстуальные синонимы: вымолачивать-выбивать, вытряхивать; хоронить - сажать; живёхонько - быстро; пожаловала- пришла.
3. Предупреждаем повторы слов, подбирая контекстуальные синонимы: роща, лесок, деревья, поросль-ростки, крапива-сорняки.
После того как анализ текста и работа над языком закончена, приступаем к отработке правил орфографии и пунктуации, которые были заданы предварительно. На последнем этапе ученики предлагают примерный вариант творческого задания:
В Крапиве и Репейнике сидели злая Гадюка и мерзкая Жаба. Они-то больше всего знали ядовитых и колких слов. Выглядывали они из темноты сорняков и надсмехались над крошечными деревцами:
−         Засыхайте уже, слабые в этом мире никому не нужны. Без вас нам лучше будет. Нам нужны только сорняки.
А Березки становились все выше и выше. Не слушали они эти зловредные слова.
После обсуждения вариантов творческой части ученики приступают к написанию изложения.
Мы попытались показать несколько возможных вариантов лексико-стилистической работы при проведении обучающего изложения. При этом решались и некоторые вопросы современной дидактики: слияние обучения и воспитания в единый процесс, расширение познавательных интересов учащихся и их кругозора, связь между уроками русского языка, литературы, биологии и истории. Все это способствует развитию интереса к предмету и оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся.
Такие уроки развития речи соответствуют требованиям ФГОС, в основе которых лежит принцип метапредметности. В процессе выполнения таких заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении житейских проблем. Это умение работать с понятиями, вести диалог, решать проблемные ситуации, обобщать и систематизировать.

Библиографический список

1.        Давид Э.М., Чижова Т.И. Лексико-стилистическая работа при проведении изложения с элементами описания // Русский язык в школе. № 5, −1997. − С. 30−32.
2.        Ивченков П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений. // Русский язык в школе. № 5 −1990. − С. 26−28
3.        Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. − М.: Издательство «Эйдос», 2012. С. 6−7.
2020