НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гжегульска Н. А., Дудкина Л. Ф. Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы, посвящённый народному чувашскому обряду появления первой травы «Наши родники природы»

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


Цель:
Приобщать детей к чувашскому народному фольклору. Вызвать интерес к миру растений. Приобщать детей к здоровому образу жизни. Воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:
Карточки с изображением цветов, трав, магнитные доски, «палки - кони», ориентиры-конусы, цветные ленты для аппликации, игровое оборудование для игры «Карусель», шумовые музыкальные инструменты.
Оформление зала:
«Весенний луг».
В центе на расшитом ковре сидит сказочница Салампи. Вокруг собрались дети и слушают рассказ о древних обрядовых весенних праздниках.
Салампи:
Угощайтесь, гости! Попробуйте весенний суп из крапивы и сныти.
Давным-давно, когда я была маленькой, наблюдала интересный обряд, в народе его называли - «Курак» - праздник первой травы. Представьте начало апреля. Ранним утром начинался сбор весенних съедобных трав, для вкусного супа салма. А вечером молодые парни и девушки собирались на игры и гулянье и забавные состязанья. Затем, расстилали на поляне, вот так, как мы с вами сейчас сидим скатерти, и обедали, принесённым из дома кушаньем. А уже поздно вечером, с венками и букетами, расходились по домам. Давайте посмотрим на экран. (детям предлагается видеосюжет о проведении обрядового праздника)
Девочка:
Я бы, хотела побывать на таком празднике!
Салампи:
Хорошо, я знаю старинные волшебные слова. Повторяйте их за мной, и мы попадём в это время. Под звуки загадочной музыки Салампи произносит волшебные слова, дети повторяют:
Покрывало, слушай нас!
Сделай так, чтоб в тот же час
Оказались мы с друзьями
На старинной, на поляне
Праздник «Курак» отмечали.
Под звучание чувашской народной музыки выходят дети в костюмах цветов: мать и мачехи, фиалки, медуницы, примулы, ландыша, одуванчика, сон- травы, незабудки. Дети – цветы, жмутся друг к другу, пытаясь согреться.
Салампи:
Ребята, посмотрите сколько весенних цветов на этой весенней волшебной поляне?
Но, чтобы эти цветы выросли быстрее, чего– то не хватает.
Слушайте загадку:
Утром добрая девица
В каждый дом попасть стремится,
Что бы стало всем светло,
И уютно и тепло.
Ну, а вдруг раздухарится,
Эта рыжая девица,
Будет и жара и зной,
Не поспорите со мной!
Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(Ответы детей)
Под спокойную музыку входит, потягиваясь, заспанное Солнце.
Солнце:
Зачем меня разбудили?
Салампи:
Здравствуй, солнце!
1 ребёнок:
Без твоего тепла земля не может согреться.
2 ребенок:
Без твоего тепла цветы и травы не могут взойти.
Салампи:
Праздник ««Курак»» не можем начинать без твоего тепла.
Солнце:
Ну что же, пожалуй, помогу, если сможете сон мой разогнать, да игрой позабавить.
Салампи:
Наши ребята знают замечательную чувашскую игру, которая так и называется «Солнышко».

Проводится чувашская народная игра «Солнышко»

Дети говорят закличку:

Рады звери, птицы тоже

Плакать нынче нам не гоже

В небе солнышко сияет,

Поиграть нас приглашает.

Все на улицу, бегом!

Поиграем всем двором!

Ход игры: Среди игроков выбирают водящего - солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берутся за руки и водят хоровод:

Гори, солнце, ярче -

Лето будет жарче,

А зима - теплее,

А весна - милее.

Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Горячо!» - и догоняет их. Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим. Игра продолжается.

По окончании игры звучит музыка пробуждения Солнца.

Салампи:
А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось
Солнце:
Раскрываю почки в зелёные листочки,
Как искусница – швея, деревья одеваю,
Поля вновь засеваю.
Салампи:
Посмотрите, как наши цветы оживились и заговорили
Исполняется танец цветов «Весеннее пробуждение»

 1.Мать-и-мачеха.

Солнечные капельки

На стебельке мохнатом.

Словно лампочки зажгла.

Посмотри, весна пришла!

2.Фиалка

Я – лесная фея.

Всех я разбудила,

Всех весенней силой

Щедро наделила.

3.Медуница.

Я, цветочек, не простой

Знаю способ колдовской

Цвет могу менять я свой

Кто померится со мной?

4.Примула.

«Ключики весенние»

Так меня прозвали

Богатство витаминное

С листочка собирали.

5.Ландыш.

Очень нежный я цветок

Белый – белый колпачок

Обо мне стихи слагают

И романсы распевают.

6.Одуванчик

Поднимаю шляпку я

Первым, с самого утра

А вечернею порой

Спать ложусь я с детворой

7.Сон-трава или прострел.

Я - уважаемый цветок!

Под снегом появляюсь

Пушистый тонкий стебелёк

Подснежник –называюсь.

8.Незабудка

Голубые глазки

Голубой цветочек

Зовусь я незабудкой

Ты, не забудь, дружочек.


Салампи:
Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. А сейчас мы с вами поиграем в старинную игру, которая символизировала таяние снега. Встаньте парами мальчик и девочка, возьмитесь за руки и поднимите их вверх, чтобы получился ручеёк.
Дети образуют ручеек. Под музыку 1 ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару.
Проводится игра «Ручеёк»
По окончании игры звучит тревожная музыка и появляются недовольные Крапива и Сныть
Я - крапива. Жгучка-злючка!
Я - Сныть – меня не истребить! Вместе:
Вы про нас совсем забыли?
Нас на праздник пригласили?
Вот за это мы сейчас
Спрячем Солнышко от вас.
Снова холод, темнота
Здесь наступит навсегда! Уходят, забирают с собой Солнце.
Салампи:
Что делать, как нам быть
Как нам Солнце воротить?

Дети собираются в кружок и советуются.

Мальчик:
Мы решили не скучать
Нужно барабаны взять
Громко заиграем, дружно
Проучить таких гостей нам нужно.
Мальчики исполняют на мелодию Людмилы Кинер
Выбегают в панике Сныть и Крапива.
Сныть и Крапива:
Ой- ой – ой! Сколько шума, кто наш покой нарушает? Ага, опять эти дети? Ну раз вы такие настойчивые, тогда докажите, что вы сильные и смелые!
Проводится эстафета «Юный скакун».

Мальчики разбиваются на 2 команды. Задание: прямым галопом проскакать на «палке-коне» до ориентира, и обратно, передать «коня» следующему участнику.

Сныть и Крапива:
Вы большие молодцы и лихие скакуны.
А теперь проверим вас, что вы знаете о нас?
Ответы детей:
1.Ребёнок: «Жгучая крапива родится, да в щах уварится».
2.Ребёнок: «Кто ест весной зеленую крапиву- предохранен на целый год ото всех болезней»
3.Ребёнок: «Дожить бы до сныти!», «Сныть – не даст голодать и от болей ныть».
Сныть:
Неказистый мой цветок
Крапива:
Жгуч, колюч мой лепесток
Сныть и Крапива (вместе)
Но заслуга у нас есть
Витаминов в нас – не счесть!
Салампи:
В таком случае, нам необходимо подружиться. Вы нам очень пригодитесь: нам ведь витамины нужны для роста.
Сныть и Крапива:
Мы вам Солнышко вернём
Праздник ««Курак»» все начнём!
Салампи:
Замечательно! В гостях у бабушек по старинной народной традиции угощают весной супом из крапивы и сныти. Вот наши дети сейчас покажут из чего же сварен этот суп.
Предлагаю поиграть в игру:
Проводится эстафета «Весенний витаминный суп»
Игра двумя командами. На магнитных досках прикреплены таблички с названием супов.
Задача: Выбрать нужные продукты для весеннего супа и прикрепить на свою доску. На столе приготовлены карточки с изображением продуктов для супов: овощей, фруктов, изделия из домашнего теста (клёцки, салма, лапша и т. д.), сныти и крапивы.
Салампи хвалит детей за выполненное задание и приглашает всех участников на поляну для совместного исполнения песни

Исполняется «Песня о весне».

Все дети и гости выстраиваются полукругом. По окончании песни Салампи предлагает оживить цветочную поляну. Участникам раздаются цветные ленты, тесьма. Дети, совместно с родителями выкладывают аппликации из цветов.

Изготовление аппликации «Разноцветная поляна» Появляется Солнце с лучиками. Все берутся за его лучики (ленточки). Солнце встаёт на середину поляны. Салампи прощается с детьми. Праздник заканчивается аттракционом «Карусель КУРАК»
Литература.
1. Федоров Ф.В. Дикорастущие пищевые растения. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989.
2. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.
3.Чувашские детские песни. Составитель И. С. Карлин. – Чебоксары: «Новое время», 2016. – 88 с.
4. Захарова Г. П., Захаров Л. Л Чувашская музыка в детском саду. Учебное издание – Чувашское книжное издательство, 1995
5. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет.сада /Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988
2020