Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Селюнина С.В. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы в колледже все большее распространение приобретает проектная и исследовательская деятельность обучающихся, как образовательная технология, направленная на приобщение к активным формам получения знаний.
Метод проектов в своей педагогической деятельности использую уже несколько лет. В проектную деятельность стараюсь вовлечь студентов практически с первых занятий. Это позволяет выявить самых талантливых.
Метод проектов был опробован на первых курсах и студентам были предложены исследовательские проекты различной тематики. В дальнейшим с этими проектами студенты принимают участие в мероприятиях различного уровня.
Приведу примеры проектов, которые выполнялись студентами:
1. Исследовательский проект на тему: "Физика и театр"
Цель: установить точки соприкосновения физики и театра.
Задачи:
1.       Расширить знания о составляющих театра.
2.       Выявить особенности отражения физических явлений в театре.
3.       На конкретных примерах пояснить связь науки и искусства.
4.       На основе результатов установить необратимую связь физики и театра, как науки и искусства.
В теоретической части можно рассказать: что такое театр, какие виды бывают и все составляющие театра.
В практической части можно показать связь физики и театра на конкретных примерах. Например, для того чтобы осветить любой предмет, в современном театре используются всевозможные световые приборы. Существуют приборы, которые создают рассеянный свет, и определённый лучевой поток. Для того чтобы управлять световыми пучками, т.е. изменять направление лучей, применяют специальные приборы, основной частью которых является линза. Линзы бывают двух видов: выпуклые и вогнутые. Если на выпуклую линзу направить пучок параллельных лучей, то после преломления в линзе они соберутся в одной точке. При прохождении лучей через вогнутую линзу они выйдут расходящимся пучком.
Для регулирования освещенности на сцене в театре применяются три вида затемнителей: реостаты, трансформаторы и автотрансформаторы.
Для театра не менее важна акустика. Правильно замечание одного физика, что аудитория поглощает речь оратора в самом прямом смысле слова, то не менее верно, что пустой зал неприятен для оратора также в непосредственном смысле слова. Поэтому уровень звукового давления – один из главных моментов в театре, на который стоит обратить внимание при расчёте акустической системы. Для театров, этот параметр должен находиться в диапазоне 92-94 дБ.
2. Исследовательский проект на тему: "Чудеса лазера"
Цель: определить возможности лазера опытным путем.
Задачи:
1. Изучить устройство и принцип действия лазера.
2. Выяснить, может ли обойтись человек без лазера в современном мире.
3. Выполнить опыты в домашних условиях.
В теоретической части можно рассказать, что означает слово "лазер", а так же можно показать какие существуют виды и классификации лазера, в каких областях его применяют и какую опасность они несут если не соблюдать правила использования.
Чтобы определить возможности лазера, в практической части можно провести следующие опыты.
Опыт №1: «Луч лазера в струе воды»
Приборы: Лазер, пластиковая бутылка с водой, ножницы, чашка.
Ход работы: С помощью ножниц аккуратно вырезать маленькое отверстие в бутылке диаметра примерно 5мм.Затем налить воды и закрыть крышкой бутылку, чтобы вода не вытекала. Установить и сфокусировать лазер на уровне отверстия бутылки. Луч лазера должен четко проходить сквозь сосуд. Далее поставить на пол чашку, чтобы вода стекала в неё. Затем открыть крышку и можно увидеть, что вода стекает ровной струей по дуге.
В следствии опыта определили, что луч лазера отражается в струе воды.
Лазер, попадая в воду, изменил направление и рассеялся.
Опыт №2 «Перенаправление луча лазера»
Приборы: Лазер, небольшие зеркала.
Ход работы: Сначала установить зеркало неподвижно. Последующие зеркала установить, меняя угол наклона и направление, так, чтобы при попадании, луч лазера отражался в каждом зеркале.
Из этого опыта следует, что используя лазер и зеркала, можно перенаправить отражение луча в любую сторону, огибать препятствия и отправлять в совершенно любом направлении, и в любую точку.
Опыт №3 «Поджег спички лазером»
Приборы: Лазер, стакан воды, спички обычные, спички охотничьи.
Ход работы: Зафиксировать спичку, затем направить луч лазера на головку спички. Если реакция не происходит, изменять расстояние между спичкой и лазером. При зажигании потушить в стакане с водой. Проделать эти действия со всеми спичками.
В этом опыте можно доказать, что действительно зажигаются спички при достаточной мощности лазера.
В заключение хочется сказать, что исследовательская деятельность обучающихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.
Библиографический список
1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. - 2005. №6. - с.4-29.
2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: уч.пособие - 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр "Академия", 2014г.
2019