Актуальные вопросы начального общего образования

Дунаева Н. С. Метод ассоциативного анализа на уроках литературы

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Основу литературного образования составляет формирование устойчивой потребности в чтении. Сегодня много говорится о положительной мотивации, читательской грамотности, развитии творческого мышления. Курс функциональной грамотности обосновывает важность чтения любых текстов для успешной социализации учащихся. Это с одной стороны, а с другой стороны находится ребёнок, ученик, который не хочет читать и не читает. Парадокс в том, что маленькие дети очень любят книги, ждут с нетерпением, порой, заученные наизусть истории. В школе картина обратная. Как же вернуть читателя и активного слушателя в школы? Этот вопрос волнует каждого учителя- словесника.
На мой взгляд, самая большая ошибка заключается в том, что на уроках литературы произведение не читается, а изучается. Дидактизм на уроках литературы убивает Слово, а оно должно не просто жить, а развиваться, обрастать новыми смыслами, погружать в мир, созданный автором. В своей работе я активно использую метод ассоциативного анализа. Именно ассоциации позволяют расширить границы понимания художественного слова и, что самое главное, вовлечь ученика в активный процесс творчества.
Обращение к эмоциональной сфере личности, к фантазии, ассоциативному мышлению — всему тому, что в большей степени относится к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения - это то, что может помочь, не только понять, но прочувствовать художественное слово. Главный принцип анализа: от слова - к образу, от прямого значения слова к его многозначности, от формы - к содержанию. Искусство анализа в конечном счете становится не самоцелью, а средством развития - эстетического, интеллектуального, творческого. (3)
Именно в этом направлении работали и работают приверженцы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, методисты и авторы учебников В.Г. Маранцман, Г.С. Меркин. (2) В основу обучения анализу художественного текста должна лечь такая особенность нашей психики, как способность к ассоциативному мышлению. Психологическая наука со времен Аристотеля знает разные виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности. Для глубокого восприятия произведения искусства очень важен особый вид ассоциаций, о котором, подробно говорит Лев Семенович Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте». Это ассоциации «по эмоции», то есть объединение между собой тех или иных представлений, образов, предметов, событий не по их реальному сходству, не по каким-то связям, существующим в действительности, а лишь по общности эмоций, которые они вызывают. Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — всё равно мы должны позаботиться, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Только - то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру».(1)
К. Паустовский отмечал, что у человека, одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций». Они обладают свойством волновать, бередить душу, вызывать наплывы чувств. Особенно сильно этот процесс проявляется, если ассоциации несут в себе какой-то личностный смысл, связаны с чем-то значимым для человека. Ни один учитель не может точно сказать, как и каким именно должен родиться на свет тот или иной образ в работе ученика. Активное творческое воображение, ассоциативное мышление не может быть прямым следствием усвоения и повторения чего-то. Это — самостоятельное создание новых, оригинальных образов.
Процесс обучения и воспитания на уроках анализа художественного текста основывается на организации диалогического пространства урока.
Так, в 5 классе изучается стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Сергеевича Тургенева. Понять идею стихотворения помогают ассоциации. Работа строится по следующему алгоритму: в тексте стихотворения определяются совместно ключевые образы, они могут быть соотносительны, а могут быть полярны. Затем к ним подбираются ассоциации, у каждого свои, но в результате обсуждения выбираются самые интересные, неожиданные, которые помогают глубже понять идею произведения. См. Таблицу 1.

Таблица 1.

Чужбина
ассоциации
Родина
ассоциации
Сомнения
Раздумья
Тягость
Душа болит
Недоверие
Переживания
Жалость
беспокойство

Моя
Судьба
Поддержка
Великий
Правдивый
Народ
Любовь
вера

Родная
Жизнь
Помощь
Мощь
Истина
Общество
счастье
будущее

Когда таблица завершена, используя слова- ассоциации, ученики могут попробовать рассказать, в чем же основная мысль стихотворения: вдали от Родины русский человек не перестает переживать за судьбу своего народа, ведь душа несмотря на расстояния остается в родных местах, которые и дают силы пережить разлуку и укрепляют веру в то, что даже в самые тяжелые времена нужно верить в лучшее.
Полученный результат позволяет сделать вывод, что такой анализ смог приблизить ученика к замыслу автора, тем проблемам, которые его волновали, причем понять это каждый смог через собственное эмоциональное восприятие.
Несомненный плюс данного алгоритма анализа в его универсальности и доступности. Каждый дойдёт до собственной глубины, но каждый при этом придумает свои ассоциации, даст свою интерпретацию прочитанному.
Причём сделает это с интересом, а значит, с удовольствием!

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:М.: 1991.
2.Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998.
3.С.Л.Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников: М.: Русское слово. 2006.
2021