Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Матвеева О. В. Применение цифровых образовательных ресурсов как способ повышения эффективности урока математики в школе, реализующей АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf

Современные подходы к обучению математике в школе, реализующей АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для адаптации в социуме, продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление; учатся применять математические знания при решении задач практического содержания и оценивать полученные результаты. И все это ученик должен усвоить в ходе обучения в школе. Но предметная область «Математика» трудна для изучения обучающимся с нарушением интеллекта. Как же добиться высокого и эффективного результата?
Работая в классе с умственно отсталыми детьми учителю за 40 минут необходимо плодотворно поработать с разными категориями детей, успеть объяснить и закрепить учебный материал, как с одной категорией детей, так и с другой. Учителю необходимо искать такие методы и приемы работы, которые позволят осуществлять учебный процесс в полном объеме.
Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР). В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники, учебные видеофильмы и звукозаписи – всё это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках математики предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий, выстроенных как в традиционных, так и в инновационных формах. А в классе с умственно отсталыми детьми позволяет распределить время урока так, что у учителя появляется больше время для индивидуальной работы, а у детей – возможность получить полноценное образование по предмету.
Система образования претерпевает в настоящее время качественные изменения, направленные на модернизацию всех её элементов. Информационные технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.
В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационно-коммуникационных технологий при обучении математике в школе, реализующей АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая тесно связана с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения ИКТ рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов.
Применение ИКТ дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной материал предмета, помогает учащимся более творчески решать задачи и тесты, изучать новый материал.
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, рационально распределить время для работы с каждой категорией детей. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Применение в образовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) требует необходимого технологического обеспечения, поэтому с реализацией Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», появилась возможность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики.
Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Они облегчают труд педагога, позволяют разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования.
Использование ЦОР в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств по сравнению с традиционными средствами обучения.
Рассмотрим применение ЦОР из моей практики.
1.       Применение программы Microsoft Word для создания ЦОР на уроках математики.
Программа Microsoft Word очень проста в использовании. Составлять тесты, кроссворды, контрольные работы, викторины и другие ЦОР очень просто, достаточно знать эту программу на начальном уровне. Например, чтобы составить кроссворд, надо уметь рисовать таблицу, набирать текст. Поэтому учитель может дать ученикам в качестве самостоятельного задания создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, развивается творческое воображение, формируются навыки самостоятельной работы.
2.       Применение программы Microsoft Power Point для создания ЦОР.
Программа Microsoft Power Point традиционно используется как инструментальная среда для подготовки презентаций. Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.
Текстовый материал с использованием анимации позволяет компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. На уроке можно дать такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без ЦОР.
3.       Применение конструктора тестов от А.Н. Комаровского для создания ЦОР.
Конструктор не требует от пользователя знания программирования.
Эта авторская разработка позволяет создавать как проверочные тесты, так и обучающе-контролирующие ресурсы. Количество заданий – от одного до тысячи и более. Преимуществом создания тестов в среде PowerPoint является возможность разместить визуальные объекты. Конструктор А.Н. Комаровского позволяет создавать различные виды тестов:
ü с выбором единственного правильного ответа (с переключателями);
ü с выбором нескольких правильных ответов (с флажками);
ü тест на установление соответствия (с перемещаемыми объектами);
ü тест на установление правильной последовательности.
В конструкторе нет жесткой привязанности к определенному количеству заданий. В любой момент разработчик теста может добавлять или удалять слайды с заданиями и информационные слайды, произвольно менять их порядок следования.
Ведется учет времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчета. Время на информационных слайдах можно остановить. До истечения времени тестирования можно вернуться к предыдущим слайдам и исправить ответ.
Созданный «Менеджер тестирования» позволяет формировать электронный учет тестов через локальную сеть, с последующей автоматической их обработкой и обобщением.
4.       Использование Яндекс Учебника.
Использование Яндекс Учебника для организации дифференцированного обучения вплоть до построения индивидуальных образовательных траекторий. Образовательная платформа Яндекс Учебника позволяет выдавать разные задания разным группам детей вплоть до индивидуальных. Кроме того, те задания, которые учитель выдаёт ученикам, они автоматически проверяются системой. Учителю остаётся лишь воспользоваться результатами этой проверки.
Дифференцированная работа состоит не только в том, чтобы выдать разным группам детей разные задания и проверить их, но и в том, чтобы выделить по какому признаку можно разделить детей на группы, чтобы активизировать учебный процесс, спланировать работу для каждой из этих групп с учетом их особенностей. В этом и помогает учебная аналитика. Учебная аналитика – это исследование, основанное на компьютерном сборе анализе и представлении данных об учащихся и их действиях с целью понимания и оптимизации учебного процесса.
Какие же ответы может получить современный учитель, используя учебную аналитику? Учебная аналитика описывает текущую ситуацию и позволяет обнаружить отклонения. Посмотрим как это происходит на Яндекс Учебнике.
Зарегистрироваться на платформе, проанализировать библиотеку заданий, выбрать задание, которое соответствует целям и выдать их своим ученикам. И как только ученики приступят к выполнению заданий, тут же видна в режиме онлайн статистика по этому занятию: сколько учеников уже приступили к заданию, кто из них над чем работает.
Кроме того учитель видит общее время, затраченное на выданную им группу заданий и можно проверить сколько времени тратят дети на выполнение домашнего задания. Можно детализировать эту аналитику и посмотреть информацию по каждому заданию: с какой попытки было выполнено задание, успешно или неуспешно. Можно посмотреть на то решение, которое давал ученик, а также время, затраченное на каждое задание (таблица 1).


(таблица 1)

Анализируя занятие, получаем ответ на вопрос какие задания вызвали затруднения у большинства учащихся? Можно разобрать эти задания во фронтальном режиме и именно с теми учениками, у которых эти трудности возникли. Можно выделить еще одну группу детей, которые успешно справились со всеми заданиями. Действительно, для них можно подобрать более сложное задание, чтобы они не ждали своих одноклассников. Это задание выдавать детям по желанию.
Учитель, который выдает ученикам занятие на Яндекс Учебнике, получает письма автоматического анализа занятия с рекомендациями. Выделяется несколько групп детей. Например, письмо может содержать информацию о тех детях, которые все задания решили с первой попытки.
Выделяется группа детей, которые были активны, но допустили ошибки или не доделали до конца. Учитель даёт ссылки на аналогичные задания, где можно подобрать материал для работы над ошибками.


(таблица.2)

Еще одна группа детей, которые вообще не приступили к выполнению задания (таблица 2). Здесь необходимо отдельно поработать, выяснить причину. Возможно были проблемы технического характера, например, с доступом на Яндекс Учебник.
Вот такие материалы существуют на Яндекс Учебнике, эти инструменты могут помочь педагогу в организации дифференцированной работы.
Таким образом, использование ЦОР на уроках математики предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий по математике, выстроенных как в традиционных формах, так и инновационных формах, прежде всего, для организации самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Одно из главных условий успешности применение ЦОР – отбор качественного материала, отвечающего целям учебного процесса, включение его в структуру урока.
Используя ЦОР на своих уроках, пришла к выводу, что применение цифровых образовательных ресурсов – не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики.
ЦОРы можно применять на всех типах уроков и на комбинированном, и на уроке контроля и коррекции, и на уроке совершенствования знаний и умений, используя при этом различные формы и фронтальную, и индивидуальную, и групповую. Помогают быстро найти необходимую информацию, существенно экономят, время позволяют в оптимальном темпе, проверить знания по определённой теме. Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика.
Я считаю, что использование ЦОР в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся, формируют положительную мотивацию к обучению и активность во внеурочной работе.
Литература.
1.       Российский общеобразовательный портал по разработке цифровых образовательных ресурсов нового поколения (электронный ресурс) – http://edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=8845
2.       Математика. 5 класс. Теория, методика. практика преподавания по новым стандартам (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2013.
3.       Математика. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс. По учебнику Н.Я. Виленкина. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. Авт.-сост.- Н.Л.Андреенкова. – М.: планета, 2021. – 320 с.
4.       http://festival.1september.ru/articles/411543/ Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики.
5.       https://easyen.ru/load/metodika/attestacija/referat_dlja_attestacii/321-1-0-32619
Абушова К.В. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики.
6.       Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) http://school-collection.edu.ru
7.       https://www.youtube.com/watch?v=yl_FQix6hqQ Яндекс Учебник - цифровой образовательный ресурс для начальной школы.
2022