НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Масалимова Г.Н., Маркина Т.В. famioV2 Знакомство детей старшего дошкольного возраста с решением арифметических задач

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Дошкольники часто сами проявляют интерес к решению простых задач. Однако рекомендуется предлагать знакомство и решение арифметических задач только в старшей группе. Решение задач является итогом всей дошкольной математической подготовки ребёнка. Но не следует сводить решение задач лишь к элементарной вычислительной деятельности. Решая задачи, ребёнок должен научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять, какие числовые данные, с какими должны вступать во взаимодействия, что можно сложить, а что нужно и можно вычесть.

При решении арифметических задач необходимо наглядно показать детям, что, соединяя две группы предметов, получается большее число и, отделяя от группы, какую-то часть предметов, получается меньшее число, чем было в начале. Объяснять нужно на конкретном примере. Для этого подойдут любой счётный материал, игрушки, предметы окружающей обстановки, природный материал и т.п.

Например, показываем ребёнку четыре машинки, стоящих на полке, ставим ещё одну машинку и говорим: «На полке стояли четыре машиноки. Воспитатель поставил ещё одну машинку. Сколько стало машинок? Я составила про машинки задачу». Формируя умение составлять задачи, необходимо использовать опыт детей в действии с предметами. Важно привлечь внимание к количественным отношениям между числовыми данными задачи, чтобы дети запомнили их.

Сначала надо задать следующие вопросы: «Сколько было машинок на полке? Сколько машинок поставила воспитатель? Больше или меньше стало машинок, после того, как воспитатель поставила машинку? Сколько машинок стало на полке? Одним из важнейших компонентов обучения решению арифметических задач являются формирование умения рассуждать. Так, предлагая решить задачу: «На полянке гуляли пять котят. К ним подошел ещё один котёнок. Сколько стало котят?», - воспитатель задаёт уточняющие вопросы: «Что нам известно? (Было пять котят, к ним подошел ещё один котёнок.) А знаем ли мы, сколько стало котят? Надо найти это число. Как?»

Воспитатель учит детей рассуждать, не пользуясь числами: «А котят стало больше или меньше? (больше) Значит надо к тем котятам, которые гуляли, прибавить того, кто к ним подошёл. Значит надо к пяти прибавить один. Сколько стало котят? (стало шесть котят) Мы решили задачу и ответили на поставленный вопрос».

Развивая умение рассуждать, воспитатель учит формулировать арифметическое действие: «К пяти прибавить один – получится шесть». Начинать обучение надо с задач на сложение, а затем переходить к задачам на вычитание. В задачах на сложение детей знакомят (используя карточки) со знаками (+) и (=) в задачах на вычитание – со знаком (-). На первом этапе обучения вторым слагаемым или вычитаемым является число 1.

Для того, чтобы ребёнок имел ясное представление о взаимосвязи сложения и вычитания, в задачах на сложение и вычитания надо использовать одни и те же числовые данные. Например, «У Антона было 4 шарика. Мама купила еще один шарик. Сколько шариков стало у Антона?»

Известны два слагаемых, надо найти сумму. «У Антона было четыре шарика. Один шарик лопнул. Сколько осталось шариков у Антона?» Все задачи надо решать с опорой на наглядный материал. Воспитатель учит записывать арифметические действия задачи с помощью цифр, знака сложения (+) или вычитания (-), отношения (=). Необходимо научить детей различать условие (о чём говорится в задаче) и вопрос (о чём спрашивается) задачи; понимать: чтобы ответить на вопрос, надо решить задачу. И если нет числовых данных, то эта не задача. Например: «У Толика было 3 кубика, и у Пети были кубики. Сколько кубиков было у Толика и Пети? Мы не можем найти, сколько всего было кубиков, так как нам не известно, сколько кубиков было у Пети».

Когда дети усвоят структуру задачи и арифметические действия сложения и вычитания, их можно познакомить с вычислительными приёмами: присчитыванием второго слагаемого по единице и отсчитыванием вычитаемого по единице. Детей надо учить составлять задачи на основе действий с игрушками, наблюдений за окружающим, с помощью задач – иллюстраций, задач – драматизаций. Познакомить детей с монетами, их можно использовать как числовые данные для составления и решения арифметических задач.

К концу года ребёнок овладевает умением составлять задачи, различать условие, вопрос, решение и ответ задачи, выделять числовые данные; устанавливать количественные отношения между ними, правильно выбирать и формулировать арифметические действия, находить результат действия и давать ответ на вопрос задачи.

2022