Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf
В связи с развитием системы образования и ее изменения, которые происходят в России, обуславливают необходимость раскрытия и использования информационных ресурсов. Постепенно новые компьютерные технологии входят и в систему управления образованием.
На сегодняшний день современное общество становится все более зависимым от информационной сферы, и будущее потребует от сегодняшних педагогов большого разнообразного багажа, включая и знания информационных технологий, использование которых в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально. А так же позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации российского образования» - подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.
Информатизация сегодня ритми рассматривается как школьный один из основных тембр путей модернизации системы организованные образования. Информационно-коммуникативные технологии многом прочно входят музыки во все сферы представления жизни человека, а так же предъявляют развитиеновые требования реализу к управлению. Информационно - коммуникативные познания технологии - это проблему процесс, подготовки слухового и передачи информации субъектам образования, занимают с помощью специальных мультимедийных средств.
В национальной доктрине Российской Федерации сказано: что система образования призвана обеспечить развитие дистанционного обучения, создание программ реализующих информационные технологии в образовании и др.
Информатизацию дошкольной образовательной организации, представленную на рисунке 1, можно охарактеризовать как комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в который вовлекаются администрация, педагогический состав, воспитанники ДОО.
Рисунок 1- Информатизация дошкольной образовательной организации
При анализе теории и практического опыта возникают некоторые противоречия:
· создание в области управления образованием единого информационного пространства, а также отсутствие к системе информатизации управления образовательными системами единого подхода;
· в условиях информационного общества требования быстрого и эффективного принятия решений и традиционно сложившейся системой управления образованием, из-за отсутствия достаточной, необходимой, унифицированной и объективной информации в режиме реального времени, требующей больших затрат времени на управленческие действия;
· недостаточностью разработанности ИКТ использования в теории и практике управления развитием образовательного учреждения и потенциалом их в образовании.
Несмотря на повсеместное вхождение ИКТ в практику ДОО, одной из основных причин, замедляющих процесс информатизации дошкольного образования, является недостаток кадров, владеющих новыми технологиями и способных включать их в свою профессиональную деятельность. Широкие возможности использования ИКТ в образовательном процессе могут не использоваться в дошкольной образовательной организации из-за уровня и неоднородности профессиональных компетенций в области ИКТ педагогического коллектива.
Актуальной проблемой использования информационно-коммуникативных технологий в деятельности дошкольной образовательной организации является необходимость поиска и внедрения в процесс управления организацией комплексного программного обеспечения, содержащего элементы позволяющие выстраивать как вертикальную, так и горизонтальную модель управления, удовлетворяющего все потребности организации в автоматизации организационно-управленческих решений и системы менеджмента качества. К сожалению, на рынке программных продуктов и готовых программно-информационных систем лидируют те, что созданы для среднего общего образования, например школьная образовательная сеть Дневник.ру. Применение таких систем для дошкольной образовательной организации является проблематичным так как они не адаптированы под образовательный процесс ДОО.
Процесс управления дошкольной образовательной организацией выступает как целостная система взаимосвязанных между собой компонентов и видов деятельности, зависящей от специфики, характера и степени реализуемых педагогических инноваций, и адекватной инновационному потенциалу коллектива организации.
Для лучшей организации управляемого процесса и повышения эффективности системы управления и управленческого взаимодействия в дошкольной образовательной организации создаются организационно-управленческие условия, которые являются условиями, определенным образом упорядочивающими управленческое взаимодействие и оптимизирующими организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития управляемого процесса.
С целью создания эффективных организационно-управленческих условий в ДОО необходимо выстраивать систему управления, главной задачей которой станет поиск оптимальных и рациональных путей взаимодействия всех субъектов образовательной практики, от которых зависит достижение целей образовательной организации.
Информационная система представляет собой замкнутый контур, обеспечивающий взаимодействие всех составляющих процесса функционирования образовательного учреждения. В любой информационной системе управляющая часть оказывает посредством управляющего сигнала определённое воздействие на управляемый процесс. В свою очередь управляемый процесс, взаимодействует с управляющей частью с помощью информационного отклика. Таким образом, взаимодействие между обеими частями процесса управления осуществляется через передачу информации, поэтому в системе управления дошкольной образовательной организацией всегда присутствует замкнутый информационный контур, представленную на рисунке 2. Создаваемый информационный контур, вне зависимости от профиля организации, вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также с персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует в организации информационную систему.
Управляемый процесс
Управляющая часть
Информация об управляемом процессе (Информационный отклик)Информация об управляющем сигнале
Рисунок 2 - Информационный контур системы управления ДОО
Эффективность организационно-управленческих условий использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольной образовательной организации в первую очередь зависит от уровня информационно-технологической компетентности руководителя, включающей знания и умений представляющие совокупность мотивационно-ценностной ориентации и профессионально-личностных качеств. Создать в дошкольной образовательной организации информационную среду, отвечающую всем требованиям открытого образовательного пространства, формировать аппаратно-техническую и программную часть информационной системы ДОО может руководитель, обладающий хорошими познаниями в сфере информационно-коммуникативных технологий. Создание такой среды определяет необходимость появления у руководителя помимо стандартных служебных функций специфических новые, связанные с обеспечением процесса внедрения, использования, обслуживания информационно-коммуникативных технологий.Применение ИКТ в организационно-управленческой деятельности и образовательном процессе дошкольной образовательной организации может происходить согласно той или иной модели, соответствующей задачам информатизации организации, вида создаваемой информационной системы, требованиями к организации информационного пространства, спроектированной для выполнения определенных задач.
Оптимизация управления ДОО на основе информационно-коммуникативных технологий является составляющей модели создания единого информационно образовательной среды дошкольной образовательной организации. С целю эффективности управления и функционирования детского сада необходимо использовать в ДОО автоматизированные программные комплексы, позволяющие улучшить работу коллектива, сократить время на принятие решений, автоматизировать документооборот, и т.д.
Библиографический список
1. Афонина Е. С. Организация информационного пространства общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 2-4 [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/64/10347/ (дата обращения: 20.04.2019).2. Гребенщикова Н.В. Современная информационная среда в управлении дошкольной образовательной организацией // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13764 (дата обращения: 20.04.2019).
3. Усеинова Э. В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 156-158 [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/188/47709/ (дата обращения: 20.04.2019).
Маркова Ю.К.
Организационно-управленческие условия использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольной образовательной организации
В связи с развитием системы образования и ее изменения, которые происходят в России, обуславливают необходимость раскрытия и использования информационных ресурсов. Постепенно новые компьютерные технологии входят и в систему управления образованием.На сегодняшний день современное общество становится все более зависимым от информационной сферы, и будущее потребует от сегодняшних педагогов большого разнообразного багажа, включая и знания информационных технологий, использование которых в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально. А так же позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации российского образования» - подготовить разносторонне развитую личность, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.
Информатизация сегодня ритми рассматривается как школьный один из основных тембр путей модернизации системы организованные образования. Информационно-коммуникативные технологии многом прочно входят музыки во все сферы представления жизни человека, а так же предъявляют развитиеновые требования реализу к управлению. Информационно - коммуникативные познания технологии - это проблему процесс, подготовки слухового и передачи информации субъектам образования, занимают с помощью специальных мультимедийных средств.
В национальной доктрине Российской Федерации сказано: что система образования призвана обеспечить развитие дистанционного обучения, создание программ реализующих информационные технологии в образовании и др.
Информатизацию дошкольной образовательной организации, представленную на рисунке 1, можно охарактеризовать как комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в который вовлекаются администрация, педагогический состав, воспитанники ДОО.
Рисунок 1- Информатизация дошкольной образовательной организации
При анализе теории и практического опыта возникают некоторые противоречия:
· создание в области управления образованием единого информационного пространства, а также отсутствие к системе информатизации управления образовательными системами единого подхода;
· в условиях информационного общества требования быстрого и эффективного принятия решений и традиционно сложившейся системой управления образованием, из-за отсутствия достаточной, необходимой, унифицированной и объективной информации в режиме реального времени, требующей больших затрат времени на управленческие действия;
· недостаточностью разработанности ИКТ использования в теории и практике управления развитием образовательного учреждения и потенциалом их в образовании.
Несмотря на повсеместное вхождение ИКТ в практику ДОО, одной из основных причин, замедляющих процесс информатизации дошкольного образования, является недостаток кадров, владеющих новыми технологиями и способных включать их в свою профессиональную деятельность. Широкие возможности использования ИКТ в образовательном процессе могут не использоваться в дошкольной образовательной организации из-за уровня и неоднородности профессиональных компетенций в области ИКТ педагогического коллектива.
Актуальной проблемой использования информационно-коммуникативных технологий в деятельности дошкольной образовательной организации является необходимость поиска и внедрения в процесс управления организацией комплексного программного обеспечения, содержащего элементы позволяющие выстраивать как вертикальную, так и горизонтальную модель управления, удовлетворяющего все потребности организации в автоматизации организационно-управленческих решений и системы менеджмента качества. К сожалению, на рынке программных продуктов и готовых программно-информационных систем лидируют те, что созданы для среднего общего образования, например школьная образовательная сеть Дневник.ру. Применение таких систем для дошкольной образовательной организации является проблематичным так как они не адаптированы под образовательный процесс ДОО.
Процесс управления дошкольной образовательной организацией выступает как целостная система взаимосвязанных между собой компонентов и видов деятельности, зависящей от специфики, характера и степени реализуемых педагогических инноваций, и адекватной инновационному потенциалу коллектива организации.
Для лучшей организации управляемого процесса и повышения эффективности системы управления и управленческого взаимодействия в дошкольной образовательной организации создаются организационно-управленческие условия, которые являются условиями, определенным образом упорядочивающими управленческое взаимодействие и оптимизирующими организационную структуру образовательного учреждения для наилучшего функционирования и развития управляемого процесса.
С целью создания эффективных организационно-управленческих условий в ДОО необходимо выстраивать систему управления, главной задачей которой станет поиск оптимальных и рациональных путей взаимодействия всех субъектов образовательной практики, от которых зависит достижение целей образовательной организации.
Информационная система представляет собой замкнутый контур, обеспечивающий взаимодействие всех составляющих процесса функционирования образовательного учреждения. В любой информационной системе управляющая часть оказывает посредством управляющего сигнала определённое воздействие на управляемый процесс. В свою очередь управляемый процесс, взаимодействует с управляющей частью с помощью информационного отклика. Таким образом, взаимодействие между обеими частями процесса управления осуществляется через передачу информации, поэтому в системе управления дошкольной образовательной организацией всегда присутствует замкнутый информационный контур, представленную на рисунке 2. Создаваемый информационный контур, вне зависимости от профиля организации, вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также с персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует в организации информационную систему.
Управляемый процесс
Управляющая часть
Информация об управляемом процессе (Информационный отклик)Информация об управляющем сигнале
Рисунок 2 - Информационный контур системы управления ДОО
Эффективность организационно-управленческих условий использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольной образовательной организации в первую очередь зависит от уровня информационно-технологической компетентности руководителя, включающей знания и умений представляющие совокупность мотивационно-ценностной ориентации и профессионально-личностных качеств. Создать в дошкольной образовательной организации информационную среду, отвечающую всем требованиям открытого образовательного пространства, формировать аппаратно-техническую и программную часть информационной системы ДОО может руководитель, обладающий хорошими познаниями в сфере информационно-коммуникативных технологий. Создание такой среды определяет необходимость появления у руководителя помимо стандартных служебных функций специфических новые, связанные с обеспечением процесса внедрения, использования, обслуживания информационно-коммуникативных технологий.Применение ИКТ в организационно-управленческой деятельности и образовательном процессе дошкольной образовательной организации может происходить согласно той или иной модели, соответствующей задачам информатизации организации, вида создаваемой информационной системы, требованиями к организации информационного пространства, спроектированной для выполнения определенных задач.
Оптимизация управления ДОО на основе информационно-коммуникативных технологий является составляющей модели создания единого информационно образовательной среды дошкольной образовательной организации. С целю эффективности управления и функционирования детского сада необходимо использовать в ДОО автоматизированные программные комплексы, позволяющие улучшить работу коллектива, сократить время на принятие решений, автоматизировать документооборот, и т.д.
Библиографический список
1. Афонина Е. С. Организация информационного пространства общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 2-4 [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/64/10347/ (дата обращения: 20.04.2019).2. Гребенщикова Н.В. Современная информационная среда в управлении дошкольной образовательной организацией // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13764 (дата обращения: 20.04.2019).
3. Усеинова Э. В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 156-158 [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/188/47709/ (дата обращения: 20.04.2019).