Акопян Л.М. Социальное партнёрство с семьёй в группах раннего возраста
Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум». Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов. В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами. Перед педагогами ставятся следующие задачи: - установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы; - приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды; - объединить усилия для развития и воспитания детей; - приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие; - обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике; - привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания; - добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; - постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения. Для решения этих задач используются следующие формы взаимодействия с родителями: Информационно - аналитические: - Анкетирование - Тестирование - Вопросы – ответы Познавательные: - Родительские собрания - Круглые столы - Консультации - Беседы, дискуссии - Совместное создание предметно-развивающей среды Наглядно - информационные: - Папки-передвижки - Родительский уголок - Фотовыставки - Библиотека-передвижка - День открытых дверей Досуговые: - Праздники и развлечения - Дни здоровья - Выставки, творческие конкурсы - Выставка семейных коллекций В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы: 1. Открытость детского сада для семьи. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное, доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. 3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; 4. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. В конце проделанной работы мы можем рассчитывать на следующие результаты: • Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; • У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка); • Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями; • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция. В заключение следует отметить, что преимущества современных форм социального партнерства с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Чем грамотнее налажено социально-педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с семьёй, тем эффективнее будет социальное развитие ребенка, прочнее будут усваиваться им нормы и ценности, принятые в обществе.
Список литературы: 1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с. 2. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с. 3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114 4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89. 5. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова.- М.: ТЦ Сфера, 2013