НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шеньшина Т.В. Организация развивающей работы педагога-психолога в ДОУ как условие повышения качества подготовки детей ко второй ступени общего образования

Библиографическое описание:

Шеньшина Т.В. Организация развивающей работы педагога-психолога в ДОУ как условие повышения качества подготовки детей ко второй ступени общего образования // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

В соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6, 16] дошкольное образование является первым уровнем общего образования.

Для успешной адаптации и подготовки воспитанников детского сада ко второй ступени общего образования в детском саду с воспитанниками подготовительной группы проводится развивающая работа по итогам психолого-педагогической диагностики.

Согласно п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, при реализации программы воспитатели планируют и проводят оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагог-психолог дошкольного учреждения определяет и анализирует уровень психологической (интеллектуальной, мотивационной, волевой, коммуникативной) и социальной готовности дошкольников к обучению в школе.

Для определения возможных факторов риска школьной дезадаптации педагогом-психологом нашего ДОУ проводится поэтапная диагностика особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Первым этапом является скрининговая диагностика по методике ориентировочного теста школьной зрелости Керна-Иерасика, целью которого является определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки, а также определение в общих чертах интеллектуального развития ребенка. Кроме того, используется методика В.Г. Щур «Лесенка» с целью исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе диагностики проводится углубленное обследование познавательной и эмоционально - волевой сферы у детей данной группы по методикам «Рыбка» (автор В. В. Холмовская), «Составь квадрат» (автор Т.В. Чередникова). Методики направлены на выявление уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.

Методика «Дорисовывание фигур» (автор О. М. Дьяченко) направлена на выявление уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы; методики «Классификация по заданному принципу» (автор Е. Я. Агаева), «Самое непохожее» (автор Л.А. Венгер), «Исключение предметов» направлены на выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализа, сравнения и обобщения признаков. Методики «Запоминание 10 слов» (по А. Р. Лурия), «Исследование зрительной памяти»
направлены на исследование объема и скорости слухоречевого и зрительного запоминания определенного количества стимулов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения; методика Пьерона - Рузера применяется для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения.

На основе данных углубленного диагностического обследования воспитанников подготовительной группы педагог – психолог в тесном взаимодействии с воспитателями групп формирует подгруппы детей для проведения развивающее - коррекционных занятий. С учетом индивидуальных особенностей детей определяются формы проведения и содержание занятий.

Основные задачи, решаемые на подгрупповых занятиях: развитие познавательных процессов и графомоторных навыков. В структуру коррекционно-развивающих занятий включаются: интеллектуально - развивающие игры и упражнения (словесные игры, игры с дидактическим материалом для развития памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия); дыхательно-координационные упражнения (активация работы центральной нервной системы, снятие мышечного напряжения); сенсомоторные упражнения (симметричное рисование обеими руками, игры со шнуровкой, пальчиковая гимнастика); графические диктанты (умение действовать по заданию взрослого).

Кроме того, с детьми планируются разные формы работы: беседы, этюды, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.

Результатом данной работы является повышение у детей уровня развития высших психических функций, формирование познавательных интересов, коммуникативных умений, творческих способностей, произвольности деятельности.

Третий этап диагностики готовности к школе – контрольный. Родители информируются о результатах проведенной развивающее-коррекционной работы и им даются дальнейшие рекомендации по развитию ребенка.

Анализируя итоги развивающей работы с воспитанниками ДОУ по выявленным ранее результатам психолого-педагогической диагностики, мы получаем высокие результаты подготовки воспитанников к дальнейшему школьному обучению.

Литература1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Исследования особенности развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Семаго Н.Я., Семаго М.М. М. 2000.

3. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с.

4. Крюкова С.В., Слободянник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Практическое пособие» - М.: Генезис, 1999 г.

5. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6 – 7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н. Ю Куражева — СПб.: Речь; М.: Речь, 2016.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега –Л», 2013г. – 134с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
2023