НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Макодзеба Л. В. Педагогический проект на тему "Чудеса из солёного теста"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Пояснительная записка

Педагогический проект «Чудеса из солёного теста» на развитие творческих способностей дошкольников средствами лепки из солёного теста.
Данный проект является модифицированным и имеет художественно - эстетическую направленность.
Дошкольный возраст-период наиболее интенсивного развития, воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания.
Актуальность. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творческих способностей у людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
  В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Развитие детского творчества является актуальной проблемой.
  Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
  Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Творческие способности детей ярче всего раскрываются в изобразительной деятельности. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребенка лучше начинать с дошкольного детства. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
  Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она, как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка, как деятельность, в большей мере чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
  Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Специфику лепки определяет материал.
   Один из наиболее доступных материалов для творчества является солёное тесто.
  Во - первых, его можно приготовить в любой момент.
  Во - вторых, это замечательно дешевый материал, для его приготовления нужны всего лишь вода, мука и соль.
  В - третьих, оно замечательно лепится. Кроме того, тесто не оставляет следов на одежде, легко отмывается и не вызывает аллергии.
Изделия из соленого теста можно сушить просто на воздухе, в духовке, и раскрашивать любыми красками, дополняя поделки природным материалом. Новизна
Поделки из теста – древняя традиция, однако им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. А изготовленные из него настенные украшения, симпатичные игрушки и другие, полезные и оригинальные мелочи наполняют ваш дом радостью, теплом и уютом. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика».
 Цель:
        Развитие творческих способностей детей 7-го года жизни средствами лепки из солёного теста.
 Задачи:
 1.Обогатить предметно - развивающую среду группы, способствующую     проявлению творческой активности детей;
2. Разработать цикл интегрированных занятий по теме проекта.
3. Распространение опыта по данной теме среди педагогов в ДОУ.
4. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую  речь, тонкую моторику пальцев рук.
Вид проекта: долгосрочный (1 учебный год)
Сроки реализации: сентябрь-май
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители воспитанников.
    Условия реализации проекта
Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю в экологическом классе или в игровой комнате. Продолжительность занятий для детей 7-го года   жизни -30 минут. В течение учебного года запланировано 36 занятий.
Помещение, отводимое для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. С площадью, достаточной для проведения занятий группы из 10 человек.
 Для реализации проекта необходимо дидактические обеспечение:
-наглядные пособия, образцы работ, сделанные кружковцами;
 -природный материал, бросовый, бусинки, бисер;
 -схемы, технологические карты;
 -индивидуальные карты.
Тесто, краски, природный материал, бросовый материал, бусинки, бисер для выполнения личных программных работ обеспечивает руководитель кружка
Основные этапы реализации проекта
1 этап
-изучение методической литературы по данной теме,
-подбор дидактического материала,
-знакомство детей с материалами: мука, соль, вода.
2 этап
- интегрированные занятия с детьми, направленные на развитие творческих способностей,
-фото выставка коллективных работ воспитанников,
-мастер-класс с родителями воспитанников.
3 этап
-семинар – практикум для педагогов ДОУ,
-индивидуальная выставка каждого ребёнка,
-совместное сочинение сказки родителями воспитанников и детьми по результатам выполненных работ.
Планируемые результаты
В результате реализации проекта будет:
1. Пополнена предметно – развивающая среда группы новыми материалами для творчества (природный, бросовый, и др.), подобрана картотека пальчиковых игр и физ. минуток, наглядный материал.
2. Разработан цикл интегрированных занятий по теме проекта.
3. Распространение опыта по данной теме среди педагогов в ДОУ.
4.Активизированы творческие способности всех участников проекта.
5.Дети расширят свой социальный опыт, научатся взаимодействию и общению в совместной деятельности, в процессе создания собственного сочинения сказки.
Дальнейшее развитие проекта:
Использование структуры проекта «Юные дизайнеры» с другим содержанием для детей младшего дошкольного возраста.

Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год

Таблица 1

период

неделя

Наименование занятий

Задачи

сентябрь


4

Вводное занятие. Чем и как лепим?
(лепка по замыслу)
Учить детей работать с тестом: замешивать, раскатывать скалкой. Развивать интерес к истории и традициям национальной культуры. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять или привносить семейные традиции.

октябрь


1-2







3






4

«Дары осени в корзинке»









«Ёжик с грибочком».







«Фруктовый венок»
Закреплять умение детей лепить плоскостные фигуры, учить соединять детали с помощью воды, развивать композиционные умения – различать несколько объектов, создавать гармоничную композицию, закреплять знания о фруктах, овощах, ягодах.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

Продолжать учить детей лепить объемные фигуры из солёного теста, закреплять умение соединять детали с помощью воды. Развивать композиционные умения – различать несколько объектов, создавать гармоничную композицию. Закреплять знания грибов.

Закреплять знания детей о фруктах на основе изучения поделок из соленого теста; закрепить прием приглаживания.

ноябрь

   1






2



3


4
«Зайчик с морковкой»








«Мышка с сыром»


«Медвежонок с конфетой»


Рыбки в аквариуме














-фотовыставка коллективных работ воспитанников
Учить использовать соленое тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Закреплять умение использовать солёное тесто для проявление творческих способностей, развивать фантазию и воображение детей.

Совершенствовать умение использовать солёное тесто для проявление творческих способностей.

Совершенствовать умение раскрашивать плоскостное изделие из соленого теста красками. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акриловыми красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества. Учить анализировать работы, любоваться поделками всех воспитанников. Воспитывать у детей чувство прекрасного и дружеские отношения в коллективе.

декабрь

1








2








3








4

«Колокольчик-ёлочка»










«Колокольчик-
Дед Мороз»









«Колокольчик-Снегурочка».










Мастер класс с родителями воспитанников «Символ года»
 Учить детей моделировать из солёного теста; вызвать интерес к лепке сувениров – колокольчиков в виде фигурок животных и человечков; показать конструктивные особенности колокольчика («пустотелый конус» с ушком для подвески и        «язычок» для звука); развивать чувство формы, глазомер, мелкую моторику, эстетический вкус.

Продолжать учить детей моделировать из солёного теста; вызвать интерес к лепке сувениров – колокольчиков в виде фигурок животных и человечков; показать конструктивные особенности колокольчика («пустотелый конус» с ушком для подвески и «язычок» для звука); развивать чувство формы, глазомер, мелкую моторику, эстетический вкус.

Закреплять умение у детей моделировать из солёного теста; вызвать интерес к лепке сувениров – колокольчиков в виде фигурок животных и человечков; показать конструктивные особенности колокольчика («пустотелый конус» с ушком для подвески и «язычок» для звука); развивать чувство формы, глазомер, мелкую моторику, эстетический вкус.

Активизировать творческие способности всех участников проекта в процессе лепки. Совершенствовать навыки лепки из цветного солёного теста. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить анализировать совместный результат работы. Создать условия для гармоничного совместного общения между всеми участниками проекта.

январь

1








2




3

«Рождественский венок»










«Снежинка»





«Козули»

Познакомить дошкольников с одним из основных христианских праздников – Рождество Христово; развивать у дошкольников наглядно-образное мышление; развитие моторики рук, познавательного интереса. Содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышение интереса к народно-прикладному искусству, совершенствование навыков общения.

Закреплять в работе знакомые приемы лепки, умение пользоваться стекой; развивать глазомер, навык украшения изделия; воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость. 

 Учить создавать плоскостное изображение пряника, с помощью шаблона; побуждать к самостоятельному выбору изображаемого предмета, и украшению его с помощью налепов; формировать навыки работы в технике соленого теста; воспитывать интерес к народным традициям. 

февраль

1










2





3





4

«Снеговик и Снеговика»













«Сердечки»






«Медаль папе»,






«Фиалки для бабушки».







-фотовыставка коллективных работ воспитанников

Совершенствовать умения детей работать с соленым тестом, изготавливать мелкие детали, используя разнообразные приемы лепки для создания целостных образов героев; развивать мелкую моторику рук, творческие способности; закреплять умение распознавать фигуры, независимо от их расположения; отражать в речи детей пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу); воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

 Совершенствовать приемы лепки, освоенные на предыдущих занятиях: придавливание с легким оттягиванием приплюснутого шара. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором из бусин.

Учить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

 Расширять эстетический и художественный вкус детей; совершенствовать умение детей в скатывании шара, сплющивании, оттягивании краёв, сглаживании пальцами поверхности вылепленного предмета; поощрять стремление детей украшать изделия с помощью стеки, тычков; воспитывать чувство любви и заботы о близких.
Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества. Учить анализировать работы, любоваться поделками всех воспитанников. Воспитывать у детей чувство прекрасного и дружеские отношения в коллективе.

март

1





2





3





4

«Плюшки-завитушки»,





«Птичка-невеличка»,






«Чайный сервиз»





Мастер класс с родителями воспитанников  
«Животные из капелек».

 Дать детям представление о традиции русского «гостеприимства»; учить детей лепить из соленого теста хлебные изделия различной формы; развивать мелкую моторику рук, самостоятельность и творческие способности детей.

Продолжить прививать интерес к перелётным птицам через объемную лепку из соленого теста птички «Ласточка». Закрепить приемы объёмной лепки «вытягивание», «сплющивание». «защипывание».

Формировать творческую активность детей и художественный вкус; развитие мелкой моторики; формирование чувства цвета. 3. Воспитательные: воспитание выдержки, волевого усилия.

Активизировать творческие способности всех участников проекта в процессе лепки. Учить анализировать совместный результат работы. Создать условия для гармоничного совместного общения между всеми участниками проекта.

апрель

1-2






3-4
 «Космос»,








«Верба»





«Пасхальная радость»
Продолжать учить создавать объемные фигуры (космические корабли) из соленого теста, передавая характерные особенности их строения. Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани, проволока).

Воспитывать интерес к окружающему. Развивать способности к формообразованию.
Расширить знания детей о народных праздниках; -прививать чувство уважения к народным традиция и промыслам; обучать изготовлению и декоративному оформлению изделий из солёного теста; развивать образное и творческое мышление, наблюдательность.

май

1



2





3





4

«Насекомые»,



«Тюльпаны»





«Черепашка»





Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Лепка из солёного теста».


-Индивидуальная выставка каждого ребёнка,
-Совместное сочинение сказки родителями воспитанников и детьми по результатам выполненных работ.
Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе.

Совершенствовать навыки детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, создавать несложную композицию. Аккуратно обращаться со стекой.

Совершенствовать технику рельефной лепки из соленого теста. Развивать творческие способности.
Совершенствовать технику объёмной лепки из соленого теста. Развивать творческие способности.

Познакомить с историей возникновения солёного теста, технологическими возможностями этого материала; заинтересовать и вовлечь педагогов в совместную досуговую деятельность с детьми; вызвать интерес к данному виду деятельности.


Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества. Учить анализировать работы, любоваться поделками всех воспитанников. Воспитывать у детей чувство прекрасного и дружеские отношения в коллективе.
Подвести к коллективному сочинению сказки на основе ранее изготовленных поделок. Формировать умение самостоятельно придумывать оформление своей сказки. Развивать связную речь детей, память, воображение, творческие способности.



Критерии определения уровня освоения программы

А – умение выполнять задание по плану педагога;
В – способность лепить и раскрашивать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
С – поделка выразительная, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.

Карта определения уровня освоения программы


Ф.И. ребенка

Уровни освоения программы

А

В

С

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.




    Важнейший показатель эффективности проведенной педагогической работы – изменения в поведении детей. Если уверенный в себе, замкнутый ребенок стал веселым, с удовольствием лепит, рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать ее другим людям,
то педагог близок к цели.                                           
Список литературы
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.
2.Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002.
7. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
8. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: Карапуз- Дидактика, 2006
10. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
11. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.
14. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
15. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
17. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
18.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.


2022