Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы проблемы математического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Автором раскрыты особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также представлены педагогические условия математического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Ключевые слова: математическое развитие, дети, старший дошкольный возраст, нарушения зрения.
Актуальность проблемы математического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения детей обусловлена решением задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. К основным характеристикам познавательного развития детей согласно требованиям стандарта относится формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.).
Одна из важнейших задач дошкольной психологии и педагогики состоит в выявлении психолого-педагогических условий способствующих познавательному развитию детей.
Е. И. Щербакова отмечает, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий [3].
Методика математического развития детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего формирования. Вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанные Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. В отечественной науке методики математического развития детей разрабатывались такими учеными как Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, А. С. Метлина и др.
В настоящее время характерно увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. С каждым годом возрастает количество детей, входящих в группу риска по зрению (В. З. Денискина, А. Г. Литвак, Л. А. Студенкина, В. А. Феоктистова и др.).
Успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков. Однако практика показывает, что дошкольники с нарушениями зрения испытывают затруднения при овладении программными требованиями дошкольного образовательного учреждения и оказываются плохо подготовленными к школе (И. П. Волкова, В. П. Ермаков, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. А. Семенова, Л. И. Солнцева, Г. А. Якунин и др.). Нарушение зрения значительно осложняет математическое развитие (Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова и др.).
Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Поэтому многие слова и выражения дети усваивают механически, не понимая смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира.
Особенности развития восприятия затрудняют изучение сенсорных эталонов: цвета, формы, величины. Именно эти проявления создают дополнительные трудности в обучении. Дети 5-6 лет с нарушениями зрения допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно его изображения. Так же они испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и различия между предметами.
Нарушение зрения у детей отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков. Дошкольники со зрительной патологией старших групп не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в развитии перцептивных действий, что сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены.
У слепых и слабовидящих детей наблюдается неустойчивость внимания, несформированность зрительной памяти и продуктивности запоминания, трудности воспроизведения, отставание в развитии словесно-логического мышления.
Для детей с нарушениями зрения, объяснение заданий необходимо проводить частями и выполнять его поэтапно. Такой способ помогает детям легче усвоить практические навыки. В связи с недостаточным развитием пространственной ориентировки детей необходимо чаще упражнять в счете окружающих его предметов, сравнивать их между собой, находить общие и отличительные признаки. Для развития и закрепления навыков в количественном и порядковом счете вводить счет, используя полисенсорное восприятие: с опорой сначала на зрение, потом на слух, на осязание. Детям с нарушениями глазодвигательных функций необходимо использовать счет движений (например, притопов, хлопков, шагов). Для развития навыков измерения предметов, необходимо наряду с прямым показом действия, предложить ребенку самостоятельно выполнить все те же действия и при этом проговаривать, какое действие он выполняет.
Для математического развития детей старшего дошкольного возраста можно использовать физкультминутки, гимнастику для глаз во время проведения продуктивной деятельности, в режимных моментах, прогулках и т.д.
Кроме специально организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения необходимо предусматривать математическое развитие в процессе дидактических, подвижных, коммуникативных и других игр.
Таким образом, работу по математическому развитию в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения необходимо расширять и совершенствовать. Максимальное математическое развитие детей 5-6 лет с нарушениями зрения поможет создать основу для формирования у них прочных навыков элементарных математических представлений.
Литература
1. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой. – Москва: Логос, 2005. – 268 с.2. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушением зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. – 2012. – № 5. – С.3-12.
3. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – Москва: Педагогика. 2000.