Цель: Формирование моделей словоизменения в экспрессивной речи. Задачи: · закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имени существительного; · закрепить умение согласовывать имена числительные с именами существительными в роде и числе; · способствовать формированию понятия, как образуется болото, о его флоре и фауне. Развивать умение составлять интерактивное панно; · закрепить навыки употребления количественных и порядковых имен числительных, совершенствовать навыки сравнения множеств. · совершенствовать крупную и мелкую моторику рук, Оборудование: интерактивная доска/проектор, «теневые» домики, фонарик, интерактивное панно «болото», свиток с рецептом мази, цветы, карточки с изображением предметов, клей ПВА, соль, кисточки, краски, бумага в форме круга, подносики. Ход ОД: 1. Организационный момент. - Ребята! Тимофей увидел у нас на полочке в книжном уголке новую красочную книгу и очень заинтересовался ею. Вот она (демонстрация книги). Я хочу прочитать вам эту сказку, которая называется «Приключения лесных человечков» Хотите послушать? - Устраивайтесь удобнее на нашем мягком ковре. 2.Основная часть. 2.1 - За полями, за холмами, за речными излучинами начинается Большой Лес. Там шелестят листочками стройные берёзы и серебряные осины, гордо стоят высокие ели и тянут к небу свои ветви дубы-великаны. Поэтому и зовут этот Лес Большим. Далеко-далеко в Лесу, в маленьком городке, живут феи и гномы». Ребята, как вы думаете, какие феечки и гномы по размеру? (Маленькие). - Правильно, маленькие. И дома у наши героев тоже какие? (Дома маленькие). А как мы «дом» назовем ласково? (Домик) - Правильно. Посмотрите, вон стоят домики «лесных человечков». (Обратить внимание детей на бумажные домики) - Очень мне интересно посмотреть, какие же маленькие предметы находятся в домиках у «лесных человечков». А вам интересно посмотреть? Тогда я предлагаю каждому из вас подойти к любому домику, посветить на него фонариком и тогда вы увидите, какой маленький предмет находится в этом домике (Дети подходят к домикам и светят на них фонариками) - Какой маленький предмет находится в домике, в который ты заглянул? (В моём домике находится…) Горшочек Клубочек Стульчик Топорик Ключик Шкафчик Зайчик Замочек Кувшинчик Цветочек 2.2 – А тем временем сказка продолжается. «Гномы собирают орехи и хворост. А феечки наполняют свои корзинки целебными травками и лечат лесных жителей. Однажды откуда-то послышался жалобный стон. Фея Росинка выпорхнула из своего домика и увидела муравья: - Что с тобой случилось, дружок? - Нёс я тяжелый ржаной колосок и надорвался, - еле слышно прошептал муравей. Бросились феечки лечить муравья. Фея Росинка принесла кувшинчик с целебной мазью. Но, заглянув в кувшинчик, фея Росинка увидела, что целебная мазь закончилась!» - Что же делать, ребята? Как нам помочь феечкам? Я предлагаю вам приготовить эту целебную мазь. А лечебные травы мы возьмем в кладовой у феечек строго по рецепту ( Показать «рецепт») - Что нам необходимо взять для приготовления целебной мази? Какое растение ты возьмешь? - Я возьму один одуванчик, одну ромашку, два колокольчика, три василька, четыре мака, один ландыш, два подорожника, пять лилий, четыре ноготка, одну фиалку. - Молодцы! Вы помогли феечкам приготовить целебную мазь. «Фея Листочек намазала муравью спинку целебной мазью, и он сладко засопел на подушке из одуванчиковых пушинок, а проснулся уже здоровым!» 2.3 - «Однажды, рано-рано утром, когда феечки и гномы трудились на полянке, к ним прилетел ветерок с надутыми щеками, полными новостей. Да только что это были за новости! За лесом, прямо посреди Гнусного болота, обосновалась злая ведьма. А рядом с её логовом поселились хорьки, верные слуги ведьмы. Они уже вовсю разбойничали в лесу» - Ребята, а вы знаете, что такое «болото»? (ответы детей) - Когда-то на месте болота было небольшое озеро. Берега его густо поросли камышом и разными влаголюбивыми растениями и травами. Каждый год травы больше и больше разрастались, переплетались стеблями и закрывали воду. И вот из переплетенных стеблей, листьев и трав образовался толстый слой – почти до дна достает. Оттого и пружинят кочки, когда идешь по болоту – под кочками вода. Торф всегда впитывает влагу как губка, поэтому здесь растут такие растения как мох, осока, морошка, клюква. На болотах живут змеи, лягушки, жабы, ондатры, выдры. А лисы приходят охотиться на болото. Вот на таком болоте и поселилась злая ведьма. (Воспитатель предлагает детям собрать интерактивное панно ) 2.4 – Когда гномы и феечки вернулись домой, оказалось, что злодеи из Гнусного болота успели похозяйничать и в Папоротниковом городке. С грустью огляделись феечки и гномы по сторонам: двери их домиков распахнуты настежь, кувшины и баночки с целебными мазями разбиты, а лечебные травы рассыпаны по земле. Постойте, а где же топорики, пила? Где платья, кепка, шорты? Пропали все сковородки и кастрюльки! Ничего не осталось! - Смотрите! - воскликнула фея Цветочек. – Туесок с волшебными клубочками исчез! Очень расстроились лесные человечки. Как же быть?! Ведь завтра у них в Большом Лесу будет Праздник Солнышка и туесочек с волшебными клубочками им очень нужен. Ведь феечки плетут из разноцветных нитей волшебных клубочков новые песни и сказки, которые с интересом слушают гости праздника. И решили лесные человечки пойти к Гнусному болоту и остановить злую ведьму с ее слугами – хорьками. - Ребята, отправимся вместе с лесными человечками к Гнусному болоту? Речь с движениями. «В лесу» Раз, два, три, четыре, пять. ( 5 хлопков.) В лес идём мы погулять. ( 4-е шага, раскрыть ладошки.) За черникой, за малиной, (Закрыть ладошку правой руки, затем левой.) За брусникой, за калиной (То же самое с подниманием рук вверх). Землянику мы найдём (Наклониться вниз.) И братишке отнесём. (Выпрямиться, развести руки в стороны.) 2.5 – «Услышала злодейка шаги лесных человечков и вышла и вышла наружу из своего жилища. От неожиданности ведьма так и замерла на пороге. Неужели эти гномы посмели сюда явиться! А гномы не растерялись и стали бросать волшебные камешки, которые лежали в кармашках, в ведьму. С треском и искрами полетели они в колдунью, вокруг заплясали языки пламени, а от ведьмы не осталось и следа. А хорьки, увидев это, в страхе разбежались. Они так торопились, что растеряли все вещи, украденные у лесных человечков». - Ребята, посмотрите, а вот и вещи лесных человечков! - Что лежит первым? - Что лежит не пятым, но и не седьмым? - Ребята, что лежит между платьем и топориком? - Какая по счету лежит кастрюля? - Что лежит по счету восьмым? - Что лежит перед кепкой? - На какие три группы их можно разделить? (Правильно, три: посуда, одежда, инструменты) - Каких предметов по количеству больше? (Одежды) - Каких меньше всего? (Инструментов) - Назовите группы предметов в порядке возрастания? (Одежда, посуда, инструменты) - Посмотрите, а я нашла среди вещей туесочек с волшебными клубочками. Но что же произошло с волшебными клубочками? Они сморщились, съежились, как прошлогодние ягоды. - Что же делать? Ведь завтра у лесных человечков праздник Солнышка! 2.6 - Я предлагаю вам, нарисовать волшебные клубочки для феечек не просто красками, а «солью». Для рисования солью нам понадобятся: • соль; • бумага (можно белую, можно цветную); • акварель или вода, подкрашенная пищевыми красителями; • кисточка или пипетка; • клей ПВА; Техника «рисования при помощи соли»: 1. Нарисовать рисунок клеем. Клея не жалеем. 2. Щедро посыпаем рисунок солью. Потом аккуратно стряхиваем лишнюю соль на поднос. 3. Теперь добавим цвета. Раскрасим соль красками с помощью кисточки. - Вы помогли лесным человечкам сделать новые «волшебные клубочки»! И завтра у них будет Праздник Солнышка, на котором феечки будут разматывать разноцветные нити эти клубочков и петь новые песни и рассказывать новые сказки. Итог: - Ребята, вам понравилась сказка? А чему она нас учит? (Добру. Нельзя вредить другим, все плохое может вернуться к тебе) Библиографический список 1. Старасте М. Приключения лесных человечков. Речь. Сказки для детей. 48с, 2014г. 2. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.–М.: Карапуз – Дидактика, 2006.