Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Белкина Н.В. Расширение певческого диапазона

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


«Широкая голосовая гамма.
Если б только вы знали, до какой степени она важна в сценической речи! Чем шире диа­пазон, тем больше им можно выразить»
К. С. Станиславский
Слово диапазон (греческого происхождения) означает «через все», то есть в музыке через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается как расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого.
Само понятие «диапазон» включает в себя охват, объем или совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу.
Голосовые связки каждого обучающегося, как и взрослого певца, имеют пределы по частоте (нижний и верхний регистр) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, свойств нервной системы, тренировки в пении.
Нижний предел диапазона можно установить путём пения нисходящего постепенного звукоряда. Верхний предел диапазона можно установить несколькими способами:
1. Обучающийся исполняет короткую песню, которая многократно повторяется по полутонам вверх и вверх, и доходит до самого верхнего предела голоса.
2. Исполняется какой-либо поступенно-восходящий звукоряд на гласный звук «а».
В результате такого определения звукового диапазона у одного и того же обучающегося может быть установлен разный верхний предел диапазона голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границ натуральных регистров.
Когда ребёнок поёт постепенный звукоряд голосом, то где–то в приближении к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный обучающийся прекращает петь, так как ему кажется, что высокие звуки он уже взять не может.
Но если уметь правильно настроить обучающегося на фальцетное звучание, то голосовой диапазон может подняться выше и откроется ещё целый ряд звуков – на октаву вверх. Поэтому, оценивая голосовой диапазон обучающегося, очень важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.
Диапазон детского голоса характеризуется не только его широтой, но и высоким расположением на звуковой шкале. Альты и сопрано могут встречаться как среди девочек, так и среди мальчиков.
При правильной постановке голоса на соответствующей тесситуре общий диапазон его будет значительно шире, тем более, если это будет систематическая тренировка, независимо от возраста обучающегося.
Однако, несмотря на такие голосовые возможности, в педагогический репертуар следует включать песни с узким диапазоном (на двух, трех звуках), и лишь только постепенно расширяя его на последующих этапах работы.
Таким образом, постепенное расширение диапазона детского голоса нельзя считать возрастным признаком. С возрастом объем голосового диапазона скорее суживается, нежели расширяется. Очень важно говорить о постепенном расширении диапазона не с точки зрения возрастных возможностей обучающихся, а с точки зрения последовательности обучения их пению, с какого бы возраста они не начинали петь.
Характеризуя развитие голоса обучающихся, следует отметить, что изменение основных характеристик относится не только к звуковому диапазону, сколько к возрастанию силы голоса и обогащению тембра.
Упражнения, направленные на расширение диапазона голоса обучающихся
1. «Маляр»
В этом упражнении надо представить, будто красим стену. При этом мазки кисти — это ваш голос, который постоянно повышается и понижается.
Выполнять упражнение следует следующим образом: надо проделать рукой такие движения, как будто бы совершаем покраску поверхности. При этом данный процесс должен сопровождаться словами: «И вверх… И вниз». Голосовое сопровождение надо произносить четко и следовать за рукой.
Когда импровизированная кисть будет совершать мазок снизу вверх, то стоит произнести: «И вверх» на повышенных тонах. А когда надо будет «красить» сверху вниз, то следует сказать: «И вниз», но более низким тоном голоса.
Сначала нужно пробовать делать маленькие мазки, сопровождая их короткими словами, а затем вы должны начать работать рукой уже широко и плавно, говоря при этом растянуто слова.
Благодаря этому упражнению можно не только развить диапазон голоса, но и научиться плавно переходить от низких нот к высоким, и наоборот.
2. «Этажи»
Этот вид упражнения заключается в том, что нужно представить будто поднимаетесь на разные этажи своего домика. Для этого необходимо озвучивать номер вашего этажа, обозначая рукой его уровень.
В процессе выполнения упражнения нужно произносить: «И первый этаж… И второй этаж…», а далее также все выше и выше. Чем выше поднимаемся, тем выше должен быть и голос. А для того, чтобы тренировать низкие ноты, необходимо делать «подвал».
При выполнении упражнения очень важно стараться посылать свой голос не вперед, а именно вверх. Как будто хотите докричаться до собственной головы.
На первых тренировках необходимо научиться повышать и понижать голос, но постепенно. А вот уже далее следует практиковать технику интервалов, которая заключается в том, что надо будет перепрыгивать сразу через несколько этажей, расширяя диапазон своего голоса.
Это упражнение поможет взять те ноты, которые ранее не могли брать и были недоступны.
3. «Колокольчики»
В этом упражнении нужно имитировать звучание самого большого колокола и на самом низком регистре произносите БОМММММ. Дальше имитировать звучание самого маленького колокольчика и произносить на самом высоком регистре БИМ-БОМ-БИМ-БОМ.
И так поочерёдно без пауз произносим БОМММММ, а потом БИМ-БОМ-БИМ-БОМ.
При систематичном выполнении упражнений на расширение голосового диапазона у обучающихся открываются большие перспективы к развитию певческого голоса, что дает им широкие возможности для исполнения более сложных композиций.
Список использованных методик:
1. Г.П. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». - Москва, «Прометей», 1992
2. В.В.Емельянов, «Развитие голоса, координация и тренинг». - СПб.: издательство «Лань», 1997
3. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л. Сов. композитор. 1967.
2018