Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Евдокимова К.А. Диагностика и коррекция нарушений звукопроизношения при дислалии и стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Евдокимова К.А. Диагностика и коррекция нарушений звукопроизношения при дислалии и стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, необходимо учесть, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.

Цель данной статьи осветить вопрос касаемо дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартрии, а также выделить специфику и этапы логопедической работы в формировании навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с вышеупомянутыми речевыми патологиями.

Под дислалией принято понимать различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. Дислалия наиболее часто проявляется в дошкольном возрасте.

Изучив содержание научных статей O.A. Токаревой, становится ясным, что термин «дислалия» также употребляется и в значении «нарушения произношения фонем, обусловленное нарушением нейродинамики мозга функциональной или органической природы» [7].

В частности, ею было определено, что такие нарушения могут быть обусловлены моторной, сенсорной и сенсомоторной недостаточностью.

Анализ практики показал, что дислалию довольно часто смешивают со стертыми формами дизартрии. В свою очередь, стертая дизартрия является речевой патологией, в структуре дефекта которой выделяется стойкое нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [3].

Если говорить о данном нарушении более подробно, то под стертой дизартрией подразумевают сложный речевой дефект, связанный с нарушением не только фонетической стороны, но и просодической, вследствие невыраженного органического поражения головного мозга. Признаки стертой дизартрии могут проявляться в виде нечеткости и смазанности речи, плохой дикции, искажении и замене звуков, спастике мышц, гиперкинезов, апраксии и гиперсаливации [5].

Степень проявления фонетических нарушений при дизартрии зависит от того, насколько сильно была поражена та или иная часть мозга, отвечающая за движение органов артикуляции. При лёгких поражениях наблюдается искажение звуков, «смазанность речи», а при тяжёлых – искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным [6].

Необходимо учитывать, что от других речевых нарушений стертую дизартрию отличает тот факт, что при ней нарушается не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

В связи со схожестью внешних проявлений при дислалии и стертой дизартрии, диагностика, а в дальнейшем и коррекция, может вызывать ряд трудностей и подразумевает более детальное изучение нарушений и обследование речи. Зачастую, специалист затрудняется это сделать, так как одно речевое нарушение по симптоматике схоже с другим, но этиология и патогенез существенно различаются. Следовательно, необходимо понимать, какими свойствами и признаками обладает каждое речевое нарушение.

М.А. Поваляева выделила отличительные признаки дислалии от минимальных дизартрических проявлений (см. табл. 1).

Таблица 1. Дифференциальная диагностика дислалии и минимальных дизартрических проявлений по М.А. Поваляевой

Дошкольники со стертой формой дизартрии напоминают детей с дислалией, однако при обследовании обнаруживаются неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе.

Логопедическая работа в обоих случаях предусматривает комплексный, системный и индивидуальный подходы, однако требует дифференцированного подхода к выбору правильных параметров, форм и методов коррекции нарушений речи при дислалии и стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. Без знаний симптоматики дефекта, его этиологии и патогенеза формирование навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи становится весьма затруднительным.

Таблица 2. Этапы логопедической работы, направленной на формирование навыков правильного звукопроизношения при дислалии

Этапы логопедической работы, направленной на формирование навыков правильного звукопроизношения при стертой дизартрии

Таблица 3

Таким образом, изучение дифференциальной диагностики дислалии и минимальных дизартрических проявлений у детей старшего дошкольного возраста показало, что отставание в физическом развитии выявлялось значительно больше у детей с легкой формой дизартрии, чем у детей с дислалией. У детей с дислалией отклонения со стороны центральной нервной системы, как правило, отсутствуют, при стертой дизартрии у детей имеется неврологическая симптоматика в речевой системе.

Логопедическая работа над звукопроизношением при стертой дизартрии и дислалии имеет свою специфику, она включает в себя определенные этапы работы, имеющие определенные цели и задачи, учитывающие особенности звукопроизношения при дислалии и стертой дизартрии, которые необходимо учитывать при построении специалистом коррекционного маршрута.

Библиографический список

1. Аванесов, Р.И. Фонетика современного русского литературного языка [Текст]: учеб. пособие / Р. И. Аванесов. – М.: Издательство Московского университета, 1956. — 240 с.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

3. Андpeйчeнкo, Л.H. Pyccкий язык. Фoнeтикa и фoнoлoгия. Opфoэпия. Гpaфикa и opфoгpaфия [Текст] / Л.Н. Андрейченко - M.: Флинта, 2003.

4. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.

5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1978. – 471 с.

6. Грибова, О.Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования [Текст] // Дефектология. – 2004. - №2. – С. 14-20.

7. Токарева, О. А. Функциональные дислалии [Текст] / О. А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: 1969. – С. 100 – 128.
2023