Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Дудорова С. Ю. Сюжетно-ролевая игра как форма организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Когда мы говорим о социализации ребенка с ОВЗ в условиях ДОО, то имеем в виду две взаимосвязанные стороны: умение взаимодействовать с окружающими людьми и соблюдение норм поведения. Как показывает практика, дети с ограниченными возможностями здоровья, поступающие в дошкольное учреждение, не умеют играть. Поэтому одной из первостепенных задач педагогов в детском саду является развитие игровой деятельности детей.
Игра занимает центральное место в жизни ребенка и представляет собой важнейшую форму его активности. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, а именно потребность в общении со взрослыми и сверстниками, потребность выплеснуть накопившуюся энергию, получить удовольствие, развлечься, удовлетворить свое любопытство, познать, как окружающий предметный мир, так и осознать смыслы человеческих отношений.
В работе по формированию социально – коммуникативных навыков большое место отводится развитию сюжетно-ролевой игры.
У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития наблюдается недоразвитие игровой деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре, и в этой связи важно включить их в игру. Поэтому на группах для детей данной категории предусмотрено целенаправленное обучение сюжетно-ролевой игре в процессе совместной деятельности учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя через организацию игровых обучающих ситуаций. Каждый специалист при планировании игровой ситуации ставит определенные цели и задачи. Например, педагог-психолог учит сочувствию к больной кукле, учит проявлять свои эмоции и т.д. Учитель-дефектолог формирует игровые интересы, интерес к игрушкам, отрабатывает навык имитации, учит действиям, которые пригодятся в повседневной жизни, формирует умение проявлять инициативу, принимать роль и правила игры.
Обучение сюжетно-ролевой игре проходит в несколько этапов.
На начальном этапе преобладающее место должны занимать игры с сюжетными игрушками (куклами, животными), имитация действий самообслуживания, а также игры с транспортными игрушками с учетом функционального назначения разных видов транспорта.
Первоначально обучение предполагает формирование у детей активного интереса к игрушкам и действиям с ними. В данном случае педагог выступает в процессе игровой ситуации как организатор детской деятельности, от него исходит инициатива в выборе и игрушек, и действий с ними.
Мы создаём эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации и формируем ориентировочную деятельность детей (проводим обыгрывание сюжетных игрушек: куклы, собачки, зайчики). Кукла для детей — это заместитель идеального друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с нею (отобразительные игры: укладывание спать, купать…).
Как показывает исследования И.Д. Соколовой, появлению у детей с интеллектуальными нарушениями интереса к игровым действиям, формированию игровых действий по подражанию способствует внесение в игру реальных предметов и натуральных продуктов. Дети охотно угощают куклу кашей, с удовольствием «стирают» кукольное белье в воде мылом и т. п. Условность, требующая достаточно развитого воображения, зачастую тормозит игру ребенка с ограниченными возможностями здоровья, лишая его удовольствия. Поэтому в самом начале обучения сюжетно-ролевой игре целесообразно использовать реальные предметы и натуральные продукты (набрать кашку на ложку, подуть на нее, пить чай).
На данном этапе ведется обучение использованию предметов-заместителей. Например, в ходе умывания куклы педагог спрашивает, «где мыло», и берет кубик. Если ребенок в другой раз принесет вместо мыла другой предмет, это будет показатель того, что он усвоил смысл игрового действия.
Далее, после усвоения детьми игровых действий, мы организуем игры двух детей рядом с одинаковыми игрушками, а затем — игры двух детей вместе с одной игрушкой
На втором этапе обучения сюжетно-ролевой игре дети усваивают способы построения игровых сюжетов.
Начинаем обучение ребенка ролевому поведению с наиболее близких ролей им по содержанию. Вначале это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя). Необходимо помнить, что каждой роли присущи определенные игровые действия. Эти действия в роли педагог должен показать ребенку. На начальных этапах развития игры ребенку легче усвоить ролевые действия, связанные в две роли – «мама и дочка», «пассажир и водитель автобуса».
Научить ребенка роли можно, только играя с ним. При этом важно, чтобы ребенок в ходе обучения не только понял, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни.
Прежде чем начать обучать ребенка роли, проводится ознакомительная работа: знакомство с деятельностью повара (доктора, няни, воспитателя, шофера и.т.д.).
Это планируется на занятиях по ознакомлению с окружающим или в совместной деятельности. Например, после наблюдения за деятельностью повара провести беседу по вопросам: «Что делал повар? Как готовил еду? В чем готовил суп, компот, котлеты? Для кого готовит пищу повар? и.т.д. В данном случае идет обсуждение деятельности взрослого, раскрываются его трудовые действия. Все это в последующем позволит ребенку передать в игре содержание роли (повара, воспитателя, врача и т.п.) на основе полученных впечатлений в процессе наблюдений и целенаправленной беседы.
Далее, взрослый берет на себя центральную роль. Например, «Я буду доктор, а вы - дети. Я буду вас лечить». Взрослый разворачивает цепочку игровых действий, характерную для деятельности доктора. Необходимо использовать предметы - заместители (пластмассовые баночки от таблеток, детский игровой набор доктора). После того, как воспитатель проиграет роль, проводится беседа о том, кто кем был, что делал доктор, что делали дети.
Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для наших детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают, что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут нашей подсказки. В этих случаях мы используем алгоритмы.
На следующих игровых занятиях роль повара (доктора, воспитателя) дается ребенку. Доктор - ребенок, педагог – больной ребенок (зверушка, кукла).
Затем игра, в нашем примере в доктора проводится в самостоятельной деятельности детей, где воспитатель продолжает обучать выполнению роли других детей.
При обучении роли необходимо учить детей общаться со сверстниками. И важно - найти ребенку партнера, друга по игре.
На третьем этапе особое внимание уделяется усвоению детьми способов построения сюжетов.
Содержание сюжетно-ролевых игр в целом должно соответствовать опыту и интересу детей, стимулировать проявление их активности и творчества.
На данном этапе тематику игр детей составляет: труд и отношение людей с проявлением общественно-значимой деятельности, мир животных, мотивы литературных произведений, сказок, историй из личной жизни детей.
Усвоение способов построения сюжета игры может проходить через овладение детьми главными и второстепенными ролями, через использование различных сюжетов в процессе игровой ситуации.
При обучении детей игре необходимо обращать внимание на сущность отношений между людьми, на проявления доброжелательности, вежливости, чуткости, внимания друг к другу.
В старшем возрасте содержанием игры становятся разнообразные взаимоотношения людей, поэтому сюжеты игр более развернуты, разнообразны, устойчивы. Появляются новые формы общения через роли. Ролевое взаимодействие, ролевой диалог становится более осознанным, длительным и выразительным (ребенок уже может использовать движения, мимику, жесты, интонацию).
Чтобы у детей не было пресыщения игрой, а сохранялось желание еще раз поиграть и получить истинное удовольствие от общения со сверстниками, мы обращаем внимание на своевременное окончание игры. В этом нам помогают и хорошо воспринимаются детьми такие слова как: «Магазин закрывается на перерыв», «Гости поехали домой» и т.п.
Учитывая то, что дети приобрели уже собственный игровой опыт и способны к самостоятельному развертыванию игры, педагог берет на себя функции партнера, их старшего товарища. Эффективное воздействие на коллективную игру оказывает включение в нее педагога и руководство им игрой не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого он взял на себя. Важно, чтобы дети приняли педагога как партнера по играм, почувствовали его заинтересованность в игре, в них самих как участниках игры.
На данном этапе мы обращаем внимание на необходимость включать разнообразные постройки, использовать поделки, рисунки детей. Вот здесь должна пройти связь комплексно-тематических и календарных планов по всем образовательным областям у воспитателя, учителя-дефектолога и педагога-психолога.
Главное нужно помнить, что сюжетно-ролевая игра не может проводиться по методическим правилам. На игровом занятии основная цель - учить ребенка осваивать смыслы человеческих взаимоотношений и обеспечение психологических условий для позитивного личностного развития ребенка.

Библиографический список:

1.Баряева Л.Б. Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 144 с.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. П78 Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
3. Попова И. Г., Михайлова Е. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №4. — С. 53-56. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/99/3475/ (дата обращения: 04.12.2019).
4. Реализуем ФГОС ДО: Обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сюжетно-ролевой игре: учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации педагогических кадров. /Г.Н. Лаврова, Г.В Яковлева - Челябинск: 2015. – 120с.
2021