Актуальные вопросы начального общего образования

Отараева И.И. Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Общее понятие об однокоренных словах»

Библиографическое описание:
Отараева И.И. Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Общее понятие об однокоренных словах» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.

Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.

Задачи:

Ø совершенствовать умения выделять корень в слове;

Ø развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

Ø развивать умение различать синонимы и родственные слова;

Ø развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;

Ø формировать умения работать индивидуально, в парах и группах.

Формируемые УУД

Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.

Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.

Ход урока

I. Мотивация. Самоопределение к деятельности

-Девизом к сегодняшнему уроку я выбрала такие слова. Прочитайте, пожалуйста.

Ученику - удача, учителю - радость. (Слайд 1)

- Как вы понимаете смысл этого выражения? (Учитель всегда рад успехам своих учеников и гордится ими)

А чтобы вы сегодня достигли успеха, я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу, всегда решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке, и самое главное - чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у нас на уроке. (Слайд 1)

Работать будем по нашему плану:

1. Вспоминаем.

2. Узнаём.

3. Исследуем.

4. Читаем.

5. Пишем.

6. Закрепляем.

II. Словарная работа

Запись слов по лексическому значению:

Ø дерево с дрожащими листочками;

Ø дерево с белым стволом;

Ø движение воздуха;

Ø крупное хищное всеядное млекопитающее с большим, грузным, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами;

Ø верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм и т. п. перед тем, как идти на улицу в холодную погоду.

Осина, берёза, ветер, медведь, пальто.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа.

- Проверьте, правильно ли вы записали слова. (Сравнение с эталоном) (Слайд 2)

- Кто все слова написал правильно? Поставьте на полях +.

- Кто допустил ошибки? Какие? Какой вывод сделаете? (надо быть внимательными, учить словарные слова)

III. Актуализация знаний (На экране семейные фотографии учеников, слайд 3)

- Кого вы сейчас увидели на экране? (ответы детей)

- Кем вы все являетесь друг другу? (родственниками)

- А что означает слово родственник? (ответы детей)

- Послушайте, какое значение даётся этому слову в словаре Сергея Ивановича Ожегова, в котором, как мы уже знаем можно узнать лексическое значение каждого слова. Итак, кто же такие родственники по толковому словарю?

Родственник - это человек, который находится в родстве с кем-нибудь.

- А почему мы говорим о родственниках на уроке русского языка? (слова тоже бывают родственными)

- Правильно. Оказывается, в русском языке тоже есть слова - родственники. И называются они родственными словами. А как их еще можно назвать? (однокоренными)

III. Сообщение темы. Постановка учебной задачи

- Кто уже может назвать тему урока? (Родственные слова, Слайд 4)

- Правильно. А какие цели мы можем поставить перед собой?

· узнать, какие слова называются родственными;

· научиться распознавать родственные слова;

· развивать свою речь.

IV. Открытие новых знаний. Работа с учебником

- Прочитайте вопрос Почемучки на странице 43. (Слайд 5)

- Давайте проведем исследование. Посмотрите на рисунок. Что изображено? (гриб, грибник, грибной)

- Кто такой грибник? (Человек, который собирает грибы)

- Что значит «грибной»? (Суп из грибов)

- Какая одинаковая часть у этих слов? (-гриб-)

- Как она называется? (корень)

- Одинаковая часть родственных слов называется корнем и обозначается так:

- Как думаете, какие слова можно назвать родственными. (У которых одинаковый корень)

- А хотите узнать что-то новое о родственных словах?

- Для этого я приготовила вам интересную сказку-загадку. Послушайте внимательно.

Родня ли гусеница гусю? (Слайд 6)

Встретились однажды гусь и гусеница.

- Ты кто?

- Я гусь, это моя гусыня, это наш гусёнок. А ты кто?

- А я гусеница - ваша тётя.

- Ребята, как вы считаете, родня ли гусеница гусю? Кто считает, что она родня и может это доказать?

- А кто считает, что не родня? (не родня, потому что у этих слов разное лексическое значение)

- Кто такая гусеница? (насекомое)

- А гусь, гусыня и гусёнок? (это птицы)

- Значит, значение у них разное.

- А какие у них корни? (-гус- и –гусениц-)

- И корни у них тоже разные.

- Молодцы, вы сами открыли новое знание, нашли способ, как распознавать родственные слова. У однокоренных слов должен быть одинаковый корень и общее значение или смысл.

- Давайте прочитаем информацию в учебнике и проверим, правильно ли мы открыли новое знание на странице 43. (Слайд 7)

- Как называется общая часть родственных слов? (Слайд 8)

- Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общий смысл)

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление

- Что мы должны сделать после открытия нового знания? (Закрепить эти знания.)

- Применить эти знания на практике

- Распределите данные слова по группам. (Слайд 9)

гора

горит

горка

горение

горный

горелка

загорелся

гористая

А теперь посмотрите на первую группу. Что вы можете о ней сказать? Какие это слова? (Однокоренные)

- Почему они однокоренные? (Потому что у них есть общая часть и общий смысл)

- Какой у них корень? (-гор-) Значение всех слов можно передать с помощью слова «гора».

- Что вы можете сказать о второй группе? (Это тоже однокоренные слова)

- А что вы интересного заметили? (В первой и второй группе один корень -гор-)

- А значение у этих слов какое? (Разное)

- Можно ли сказать, что в этих двух группах однокоренные слова? (Нет)

- Правильно. Не всегда слова с одинаковым корнем являются однокоренными. Надо ещё смотреть на общий смысл.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слайд 10)

-А сейчас поиграем в игру «Найди лишнее слово». Положите перед собой карточки. Вы будете работать в парах. Вы должны найти в каждом ряду лишнее слово и зачеркнуть его, а остальные слова списать в тетрадь и выделить корень. Вспомните правила работы в парах. Кто готов - поднимает руки.

1. Нос, носильщик, носик, носатый.

2. Цирковой, цирк, циркуль, циркач.

Фронтальная проверка. Проверьте свою работу по эталону

- Поднимите руки, кто всё сделал без ошибок. Молодцы! Значит, вы умеете находить группу однокоренных слов. Поставьте на полях +.

- Поднимите руки, у кого были ошибки? Поставьте вопрос (?)

- Мы сегодня только первый урок учимся распознавать однокоренные слова, на следующих уроках мы обязательно еще раз повторим правила, и у нас всё получится.

Чтобы не делать ошибки, надо запомнить правило.

- Какой вывод сделаем? (Быть внимательнее)

VIII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Работа в группах (слайд 11)

- Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Но перед этим вспомним правила работы в группах. У вас на столах лежат изображения деревьев. У каждого дерева есть свой корень. Вы должны образовать однокоренные слова и записать их в рамках. Дети читают слова, которые они подобрали.

IX. Рефлексия (слайд 12)

- Мы с вами хорошо потрудились. Давайте подведем итоги.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- С какими словами познакомились?

- Какие слова называются однокоренными?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

X. Домашнее задание: упражнение 293, правило страница 43.

Отметки за урок.

Список литературы

1. Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 2 класс». «Дрофа», М. 2009.

2. Г. Александрова «Русский язык. Нескучный учебник», «Тригон», СПб. 1998.

3. О.И. Дмитриева, О.В. Казакова «Поурочные разработки по русскому языку»

САД

ЛЕС

МОР

.
2023