Библиографическое описание:
Отараева И.И. Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Общее понятие об однокоренных словах» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.
Задачи:
Ø совершенствовать умения выделять корень в слове;
Ø развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
Ø развивать умение различать синонимы и родственные слова;
Ø развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
Ø формировать умения работать индивидуально, в парах и группах.
Формируемые УУД
Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.
Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Ход урока
I. Мотивация. Самоопределение к деятельности
-Девизом к сегодняшнему уроку я выбрала такие слова. Прочитайте, пожалуйста.
Ученику - удача, учителю - радость. (Слайд 1)
- Как вы понимаете смысл этого выражения? (Учитель всегда рад успехам своих учеников и гордится ими)
А чтобы вы сегодня достигли успеха, я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу, всегда решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке, и самое главное - чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у нас на уроке. (Слайд 1)
Работать будем по нашему плану:
1. Вспоминаем.
2. Узнаём.
3. Исследуем.
4. Читаем.
5. Пишем.
6. Закрепляем.
II. Словарная работа
Запись слов по лексическому значению:
Ø дерево с дрожащими листочками;
Ø дерево с белым стволом;
Ø движение воздуха;
Ø крупное хищное всеядное млекопитающее с большим, грузным, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами;
Ø верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм и т. п. перед тем, как идти на улицу в холодную погоду.
Осина, берёза, ветер, медведь, пальто.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова. (Сравнение с эталоном) (Слайд 2)
- Кто все слова написал правильно? Поставьте на полях +.
- Кто допустил ошибки? Какие? Какой вывод сделаете? (надо быть внимательными, учить словарные слова)
III. Актуализация знаний (На экране семейные фотографии учеников, слайд 3)
- Кого вы сейчас увидели на экране? (ответы детей)
- Кем вы все являетесь друг другу? (родственниками)
- А что означает слово родственник? (ответы детей)
- Послушайте, какое значение даётся этому слову в словаре Сергея Ивановича Ожегова, в котором, как мы уже знаем можно узнать лексическое значение каждого слова. Итак, кто же такие родственники по толковому словарю?
Родственник - это человек, который находится в родстве с кем-нибудь.
- А почему мы говорим о родственниках на уроке русского языка? (слова тоже бывают родственными)
- Правильно. Оказывается, в русском языке тоже есть слова - родственники. И называются они родственными словами. А как их еще можно назвать? (однокоренными)
III. Сообщение темы. Постановка учебной задачи
- Кто уже может назвать тему урока? (Родственные слова, Слайд 4)
- Правильно. А какие цели мы можем поставить перед собой?
· узнать, какие слова называются родственными;
· научиться распознавать родственные слова;
· развивать свою речь.
IV. Открытие новых знаний. Работа с учебником
- Прочитайте вопрос Почемучки на странице 43. (Слайд 5)
- Давайте проведем исследование. Посмотрите на рисунок. Что изображено? (гриб, грибник, грибной)
- Кто такой грибник? (Человек, который собирает грибы)
- Что значит «грибной»? (Суп из грибов)
- Какая одинаковая часть у этих слов? (-гриб-)
- Как она называется? (корень)
- Одинаковая часть родственных слов называется корнем и обозначается так:
- Как думаете, какие слова можно назвать родственными. (У которых одинаковый корень)
- А хотите узнать что-то новое о родственных словах?
- Для этого я приготовила вам интересную сказку-загадку. Послушайте внимательно.
Родня ли гусеница гусю? (Слайд 6)
Встретились однажды гусь и гусеница.
- Ты кто?
- Я гусь, это моя гусыня, это наш гусёнок. А ты кто?
- А я гусеница - ваша тётя.
- Ребята, как вы считаете, родня ли гусеница гусю? Кто считает, что она родня и может это доказать?
- А кто считает, что не родня? (не родня, потому что у этих слов разное лексическое значение)
- Кто такая гусеница? (насекомое)
- А гусь, гусыня и гусёнок? (это птицы)
- Значит, значение у них разное.
- А какие у них корни? (-гус- и –гусениц-)
- И корни у них тоже разные.
- Молодцы, вы сами открыли новое знание, нашли способ, как распознавать родственные слова. У однокоренных слов должен быть одинаковый корень и общее значение или смысл.
- Давайте прочитаем информацию в учебнике и проверим, правильно ли мы открыли новое знание на странице 43. (Слайд 7)
- Как называется общая часть родственных слов? (Слайд 8)
- Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общий смысл)
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление
- Что мы должны сделать после открытия нового знания? (Закрепить эти знания.)
- Применить эти знания на практике
- Распределите данные слова по группам. (Слайд 9)
гора
горит
горка
горение
горный
горелка
загорелся
гористая
А теперь посмотрите на первую группу. Что вы можете о ней сказать? Какие это слова? (Однокоренные)
- Почему они однокоренные? (Потому что у них есть общая часть и общий смысл)
- Какой у них корень? (-гор-) Значение всех слов можно передать с помощью слова «гора».
- Что вы можете сказать о второй группе? (Это тоже однокоренные слова)
- А что вы интересного заметили? (В первой и второй группе один корень -гор-)
- А значение у этих слов какое? (Разное)
- Можно ли сказать, что в этих двух группах однокоренные слова? (Нет)
- Правильно. Не всегда слова с одинаковым корнем являются однокоренными. Надо ещё смотреть на общий смысл.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слайд 10)
-А сейчас поиграем в игру «Найди лишнее слово». Положите перед собой карточки. Вы будете работать в парах. Вы должны найти в каждом ряду лишнее слово и зачеркнуть его, а остальные слова списать в тетрадь и выделить корень. Вспомните правила работы в парах. Кто готов - поднимает руки.
1. Нос, носильщик, носик, носатый.
2. Цирковой, цирк, циркуль, циркач.
Фронтальная проверка. Проверьте свою работу по эталону
- Поднимите руки, кто всё сделал без ошибок. Молодцы! Значит, вы умеете находить группу однокоренных слов. Поставьте на полях +.
- Поднимите руки, у кого были ошибки? Поставьте вопрос (?)
- Мы сегодня только первый урок учимся распознавать однокоренные слова, на следующих уроках мы обязательно еще раз повторим правила, и у нас всё получится.
Чтобы не делать ошибки, надо запомнить правило.
- Какой вывод сделаем? (Быть внимательнее)
VIII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Работа в группах (слайд 11)
- Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Но перед этим вспомним правила работы в группах. У вас на столах лежат изображения деревьев. У каждого дерева есть свой корень. Вы должны образовать однокоренные слова и записать их в рамках. Дети читают слова, которые они подобрали.
IX. Рефлексия (слайд 12)
- Мы с вами хорошо потрудились. Давайте подведем итоги.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- С какими словами познакомились?
- Какие слова называются однокоренными?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
X. Домашнее задание: упражнение 293, правило страница 43.
Отметки за урок.
Список литературы
1. Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 2 класс». «Дрофа», М. 2009.
2. Г. Александрова «Русский язык. Нескучный учебник», «Тригон», СПб. 1998.
3. О.И. Дмитриева, О.В. Казакова «Поурочные разработки по русскому языку»
САД
ЛЕС
МОР
.
Отараева И.И. Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Общее понятие об однокоренных словах» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Цель: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.
Задачи:
Ø совершенствовать умения выделять корень в слове;
Ø развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
Ø развивать умение различать синонимы и родственные слова;
Ø развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
Ø формировать умения работать индивидуально, в парах и группах.
Формируемые УУД
Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.
Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Ход урока
I. Мотивация. Самоопределение к деятельности
-Девизом к сегодняшнему уроку я выбрала такие слова. Прочитайте, пожалуйста.
Ученику - удача, учителю - радость. (Слайд 1)
- Как вы понимаете смысл этого выражения? (Учитель всегда рад успехам своих учеников и гордится ими)
А чтобы вы сегодня достигли успеха, я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу, всегда решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке, и самое главное - чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у нас на уроке. (Слайд 1)
Работать будем по нашему плану:
1. Вспоминаем.
2. Узнаём.
3. Исследуем.
4. Читаем.
5. Пишем.
6. Закрепляем.
II. Словарная работа
Запись слов по лексическому значению:
Ø дерево с дрожащими листочками;
Ø дерево с белым стволом;
Ø движение воздуха;
Ø крупное хищное всеядное млекопитающее с большим, грузным, покрытым густой шерстью телом и короткими ногами;
Ø верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм и т. п. перед тем, как идти на улицу в холодную погоду.
Осина, берёза, ветер, медведь, пальто.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу соседа.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова. (Сравнение с эталоном) (Слайд 2)
- Кто все слова написал правильно? Поставьте на полях +.
- Кто допустил ошибки? Какие? Какой вывод сделаете? (надо быть внимательными, учить словарные слова)
III. Актуализация знаний (На экране семейные фотографии учеников, слайд 3)
- Кого вы сейчас увидели на экране? (ответы детей)
- Кем вы все являетесь друг другу? (родственниками)
- А что означает слово родственник? (ответы детей)
- Послушайте, какое значение даётся этому слову в словаре Сергея Ивановича Ожегова, в котором, как мы уже знаем можно узнать лексическое значение каждого слова. Итак, кто же такие родственники по толковому словарю?
Родственник - это человек, который находится в родстве с кем-нибудь.
- А почему мы говорим о родственниках на уроке русского языка? (слова тоже бывают родственными)
- Правильно. Оказывается, в русском языке тоже есть слова - родственники. И называются они родственными словами. А как их еще можно назвать? (однокоренными)
III. Сообщение темы. Постановка учебной задачи
- Кто уже может назвать тему урока? (Родственные слова, Слайд 4)
- Правильно. А какие цели мы можем поставить перед собой?
· узнать, какие слова называются родственными;
· научиться распознавать родственные слова;
· развивать свою речь.
IV. Открытие новых знаний. Работа с учебником
- Прочитайте вопрос Почемучки на странице 43. (Слайд 5)
- Давайте проведем исследование. Посмотрите на рисунок. Что изображено? (гриб, грибник, грибной)
- Кто такой грибник? (Человек, который собирает грибы)
- Что значит «грибной»? (Суп из грибов)
- Какая одинаковая часть у этих слов? (-гриб-)
- Как она называется? (корень)
- Одинаковая часть родственных слов называется корнем и обозначается так:
- Как думаете, какие слова можно назвать родственными. (У которых одинаковый корень)
- А хотите узнать что-то новое о родственных словах?
- Для этого я приготовила вам интересную сказку-загадку. Послушайте внимательно.
Родня ли гусеница гусю? (Слайд 6)
Встретились однажды гусь и гусеница.
- Ты кто?
- Я гусь, это моя гусыня, это наш гусёнок. А ты кто?
- А я гусеница - ваша тётя.
- Ребята, как вы считаете, родня ли гусеница гусю? Кто считает, что она родня и может это доказать?
- А кто считает, что не родня? (не родня, потому что у этих слов разное лексическое значение)
- Кто такая гусеница? (насекомое)
- А гусь, гусыня и гусёнок? (это птицы)
- Значит, значение у них разное.
- А какие у них корни? (-гус- и –гусениц-)
- И корни у них тоже разные.
- Молодцы, вы сами открыли новое знание, нашли способ, как распознавать родственные слова. У однокоренных слов должен быть одинаковый корень и общее значение или смысл.
- Давайте прочитаем информацию в учебнике и проверим, правильно ли мы открыли новое знание на странице 43. (Слайд 7)
- Как называется общая часть родственных слов? (Слайд 8)
- Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общий смысл)
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление
- Что мы должны сделать после открытия нового знания? (Закрепить эти знания.)
- Применить эти знания на практике
- Распределите данные слова по группам. (Слайд 9)
гора
горит
горка
горение
горный
горелка
загорелся
гористая
А теперь посмотрите на первую группу. Что вы можете о ней сказать? Какие это слова? (Однокоренные)
- Почему они однокоренные? (Потому что у них есть общая часть и общий смысл)
- Какой у них корень? (-гор-) Значение всех слов можно передать с помощью слова «гора».
- Что вы можете сказать о второй группе? (Это тоже однокоренные слова)
- А что вы интересного заметили? (В первой и второй группе один корень -гор-)
- А значение у этих слов какое? (Разное)
- Можно ли сказать, что в этих двух группах однокоренные слова? (Нет)
- Правильно. Не всегда слова с одинаковым корнем являются однокоренными. Надо ещё смотреть на общий смысл.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слайд 10)
-А сейчас поиграем в игру «Найди лишнее слово». Положите перед собой карточки. Вы будете работать в парах. Вы должны найти в каждом ряду лишнее слово и зачеркнуть его, а остальные слова списать в тетрадь и выделить корень. Вспомните правила работы в парах. Кто готов - поднимает руки.
1. Нос, носильщик, носик, носатый.
2. Цирковой, цирк, циркуль, циркач.
Фронтальная проверка. Проверьте свою работу по эталону
- Поднимите руки, кто всё сделал без ошибок. Молодцы! Значит, вы умеете находить группу однокоренных слов. Поставьте на полях +.
- Поднимите руки, у кого были ошибки? Поставьте вопрос (?)
- Мы сегодня только первый урок учимся распознавать однокоренные слова, на следующих уроках мы обязательно еще раз повторим правила, и у нас всё получится.
Чтобы не делать ошибки, надо запомнить правило.
- Какой вывод сделаем? (Быть внимательнее)
VIII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Работа в группах (слайд 11)
- Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Но перед этим вспомним правила работы в группах. У вас на столах лежат изображения деревьев. У каждого дерева есть свой корень. Вы должны образовать однокоренные слова и записать их в рамках. Дети читают слова, которые они подобрали.
IX. Рефлексия (слайд 12)
- Мы с вами хорошо потрудились. Давайте подведем итоги.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- С какими словами познакомились?
- Какие слова называются однокоренными?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
X. Домашнее задание: упражнение 293, правило страница 43.
Отметки за урок.
Список литературы
1. Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 2 класс». «Дрофа», М. 2009.
2. Г. Александрова «Русский язык. Нескучный учебник», «Тригон», СПб. 1998.
3. О.И. Дмитриева, О.В. Казакова «Поурочные разработки по русскому языку»
САД
ЛЕС
МОР
.