Стремительное развитие общества требует от современного человека непрерывного личностного и профессионального самосовершенствования. Человеку необходимо занимать активную жизненную позицию, уметь ориентироваться в изменяющихся условиях окружающего мира. Такие установки целесообразно формировать в ходе получения образования, в том числе профессионального и высшего. Именно в условия профессиональной подготовки появляется необходимость в формировании у студентов ценностного отношения к выбранной профессии. От степени сформированнности ценностного отношения к будущий профессиональной деятельности будет зависеть динамика профессионального роста. Обучение будет протекать более эффективнее, если студент имеет четкие ориентиры, желание активно заниматься именно этой деятельностью. Но какие средства и методы необходимы для формирования ценностного отношения у студентов? На этот вопрос можно ответить, только рассмотрев сущность сложившихся подходов к пониманию термина «ценностное отношение». На сегодняшний день понятие «ценность» вошло в нашу жизнь достаточно прочно. Однако до сих пор не сложилось единого представления об этом понятии. При этом его содержание зависит от сферы научного знания. В философии согласно теории П. Менцера ценность рассматривается как «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением». В психологии говорится о том, что ценность определяется как значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений (В.А. Ядова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.П. Тугаринова). К примеру, в своих работах С.Л. Рубинштейн писал, что ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем. Социология говорит, что ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества), согласно утверждениям, М. Вебера. В педагогической науке изучением феномена ценности занимается такое научное направления, как педагогическая аксиология. К исследованию аксиологической проблематики данной темы во второй половине XX – начале XXI века обращались такие специалисты как О. Г. Дробницкий, М. С.Каган, М. К. Мамардашвили, В. П. Тугаринов, и др. Они обращались к данной проблеме с точки зрения системы духовного-нравственных отношений личности. Объединяет все работы то, что в различных подходах были изучены структуры и динамики ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, характер взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типовыми и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью. Это дает более широкое представление о данной проблематики и помогает найти ответ на поставленные ранее вопрос с точки зрения различных подходов. Мы выявили, что представители педагогической аксиологии на сегодняшний день ведут активную работу по разработке теоретического обоснования формирования системы ценностных ориентаций у обучающихся и внедрению его в образовательную практику. Основываясь на полученных данных, мы выявили, сто есть «ценность» и «ценностное отношение» Итак, ценность - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства. Для дальнейшей работы нам необходимо определить, что есть ценностное отношение. За основу мы взяли определение Г. И. Чижаковой. Она утверждает, что ценностное отношение – связь субъекта и объекта, в которой свойство последнего не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нем является свойство объекта, отвечающее интересам человека или поставленной им цели. Рассмотрим далее содержание ценностного отношения к педагогической деятельности посредством описания его структуры. П. Г. Редкин в своём исследовании описывает структура ценностного отношения к педагогической деятельность у студентов. Автор выделяет в ней 3 ключевых отношения: - непосредственно к педагогическому труду; - к личности обучающегося; - к самому себе, как к педагогу. На наш взгляд, данная структура будет актуальной и для современных студентов, однако, она может быть конкретизирована и дополнена таким компонентом, как отношение к роли педагога в обществе. Роль педагога во все времена - воспитание человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей. Теперь рассмотрим выделенные нами пункты по порядку и постараемся разобраться в каждом. Что касается, ценностного отношения к педагогическому труду то здесь мы подразумеваем осознание того, насколько значима выбранная профессия для педагога. Сумеет ли педагог в своей работе достичь определенного результата и достичь поставленных целей, невзирая на трудности данной профессии. Ценностное отношение к личности учащегося, подразумевает прежде всего уважение. Оно проявляется через равенство, равноправие, партнерство педагоге и обучающегося несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте. Аспект ценностного отношения к личности педагога и к самому себе как к педагогу, рассматриваемого нами как наличие профессионального идеала и позитивной Я-концепции, т. е. совокупности представлений о самом себе как педагоге. Для выявления ценностного отношения у студентов, мы должны понимать, какой смысл они вкладывают в данное понятие и как связывают с выбранной профессией. Мы предлагаем три способа проверки: онлайн-анкетирование, деловые игры, написание эссе. Первый вид проверки- онлайн-анкетирование на тему «Значение выбранной профессии». Студентам необходимо ответить на вопросы открытого и закрытого типов. Каждый вариант ответа будут оцениваться определенным баллами. Результатом анкетирования будет служить процентная шкала «Уровни ценностного отношения к профессии». Формируется данная шкала на основе суммирования каждого варианта ответов и вывода общего процентного соотношения. Таблица 1 – Уровни ценностного отношения к профессии Процентное соотношение Отрицательный Нейтральный Положительный От 0-30% От 31-70% От 71-100%
Второй вид проверки- деловые игры. С их помощью мы постараемся выявить уровень сформированности ценностных ориентаций на основе групп ценностей педагогической профессии: связанные с когнитивным развитием личности педагога, рефлексивно – аналитические, эстетики профессии; стимуляции профессиональной деятельности, условиями труда, содержанием профессии, управление профессиональной деятельности, духовные. Анализ проделанной работы будет состоять из наблюдений и записей. Сложность данного метода в том, что практически невозможно отследить эмоции и поведения каждого участника. Кроме того, важным фактором будет настрой студента, возможно кто-то откажется принимать участие и не раскроет своего потенциала. Плюс в том, что через игру можно выразить себя через определенную роль, дать волю своим чувствам и эмоциям. Третий вид – написание эссе на тему «Педагогическая профессия в моей жизни». Данная работа не будет ограничивать студентов в их творчестве. Каждый выражает свои мысли в сводной форме, держа за основу заданную тему. Такая форма проверки является наиболее оптимальной. Мы сможем отследить динамику и профессиональный рост студента, насколько он ориентируется в педагогическом пространстве, и какое значение имеет выбранная профессия в его жизни. Результатом данной работы будет выявление уровня ценностного отношения к профессии каждого студента. Мы выявили три ключевых уровня – отрицательный, нейтральный, положительный. Для каждого из них имеются определенные критерии, на основе которых будет проходит анализ работ студентов. Таблица 2 – Уровни ценностного отношения к профессии
Компоненты
Уровни ценностного отношения к профессии Отношение непосредственно к педагогическому труду У студента есть представление общественной значимости педагогической профессии, цели и личностного смысла педагогической деятельности, заинтересованность в ее результатах. У студента частичное представление общественной значимости педагогической профессии, цели и личностного смысла педагогической деятельности, нет заинтересованности в ее результатах. У студента нет представлений общественной значимости педагогической профессии, цели и личностного смысла педагогической деятельности, нет заинтересованности в ее результатах. Отношение к личности обучающегося Студент понимает, что ему необходимо безусловное принятие личности каждого ребенка, кроме того направлять его на развитие. Студент понимает, что ему необходимо принимать личность каждого ребенка, но не будет стремиться развивать каждого. Студент не видит необходимости в развитии и принятии личности каждого ребенка. Отношение к самому себе, как к педагогу Студент имеет представление о себе как о педагоге. Задает себе необходимые цели и задачи для становления себя в педагогической профессии. Постоянно проявляет стремление самосовершенствоваться. Студент имеет частичное представление о себе как о педагоге. Не задает себе необходимые цели и задачи для становления себя в профессии.
Студент не имеет представление о себе как о педагоге. Не задает себе необходимые цели и задачи для становления себя в профессии.
Отношение к роли педагога в обществе Студент понимает, что педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельность, которая сознательно направленна на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с требованиями постоянного развивающегося общества. нравственными, эстетическими целями. Студент не предает особого значения педагогической профессии. Но считает, что педагог от части влияет на будущие подрастающего поколения. требованиями постоянного развивающегося общества. нравственными, эстетическими целями. Не считает педагогическую профессию важной для общества. Кроме того, педагог не влияет на будущие подрастающего поколения.
Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Но анализируя каждую работу студента и проводя между ними параллель, возможно найти ту грань, которая нам необходима. Мы считаем, что для выявления у студентов ценностного отношения к профессии в стенах вуза кроме учебных занятий, необходимо систематично и целенаправленно проводить воспитательные и одновременно профессионально ориентированные занятия. Это может быть обмен опытом между преподавательским составом вуза и студентами, так и между студентами разных университетов. Педагогические встречи с целью знакомства студентов со всеми тонкостями выбранной профессии. При таких условиях у студента появляется возможность раскрыть свой творческий потенциал, напрямую задавать все интересующие его вопросы, быть в курсе всех нововведений и изменений в сфере его деятельности. Кроме того, студенту важно понять, что в будущем он будет являться транслятором ценностных ориентиров для своих учеников, поэтому здесь важно сформировать осознанное и ответственное отношение у будущих к выбранной профессии. На наш взгляд, ответственность и осознанность являются ключевыми качествами, на основе которых формируется ценностное отношение.
Список использованных источников 1. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В. Философский энциклопедический словарь. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2006. — 576 с. 2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – Москва: Академия, 2004. – 456 с. 3. Мураева, О. Г. Идея ценностного отношения к педагогической деятельности в трудах Петра Григорьевича Редкина [Текст] / О.Г. Муравьева // Педагогическое образование. – Москва, 2008. – С. 23–29.