Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Жаркова Н.Г., Алексутина Е.В. Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей.
Перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а также подготовки их к обучению в школе. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с этим, актуальность проблемы исправления речевых нарушений принимает глобальный характер.[1]
Проанализировав качество знаний детей, уровень их речевого развития, мы заметили, что в течение учебного года коммуникативная функция речи детей развивается недостаточно высокими темпами. Поэтому нас заинтересовал поиск нетрадиционных методов и приёмов, с помощью которых можно было бы повысить качество знаний детей, развить их речь, заинтересовать воспитанников самим процессом познания родного языка, подготовить их к обучению грамоте в школе. Известно, что хорошо развитая речь – одно из условий позитивной социализации дошкольников, подготовки их к школе. Изучив специальную литературу, используя интернет-ресурсы, мы пришли к выводу, что одним из действенных приёмов в развитии речи детей является использование камешков «Марблс», он позволяет развивать речь через развитие познавательных процессов с помощью нетрадиционных приёмов обучения. Использование камешков «Марблс» оказывает положительное влияние на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Применение камешков «Марблс» только входит в практику коррекционной работы, т.е. является новинкой в работе учителей-логопедов и воспитателей детских садов.
Основная идея использования камешков «Марблс» заключается в том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребёнка, повышает эффективность коррекционной работы.
Почему так важно для детей развитие моторики рук?
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. [4]
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое. Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в «лабораториях» мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук детей.[5]
достижения этой должны быть усилия всех , а также детей, имеющих речи.
Главная в воспитании образовании дошкольников – сохранение здоровья. технологии направлены решение приоритетной современного дошкольного – задачи сохранения, и обогащения субъектов педагогического .
Одним нетрадиционных приёмов речи детей воздействие на моторику рук использование камешков «».
Это универсальное представляет собой стеклянных камешков цвета и задания с . Задания могут использованы для от 3-х и до 7 возраста, а для детей ОВЗ (ДЦП, , ОНР, ФФНР). упражнения могут в зависимости возраста ребёнка, умственной и способности. Стеклянный «Марблс» – далекий глиняных камешков, многие тысячи назад служили для древних .
Камешки получили название от «марблс», то мраморные. Они разнообразную цветовую .[8]
Цели использования «Марблс»:
- стимулирование ЦНС;
- развитие ;
- развитие координации ;
- развитие зрительного внимания, памяти;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие операций;
- стимулирование -поисковой деятельности.
камешков «Марблс» - один из приемов обучения, для детей.
ходе упражнений камешками предусмотрено только развитие моторики, но решение ребёнком задач, профилактика -пространственных нарушений, фонематического восприятия, звукового анализа синтеза, знакомство образом буквы, способностей, а приобретение детьми умений и , которые могли использовать в видах деятельности.
Одним из речевой готовности к обучению школе является понимать сложные конструкции предложений. многие задания, мы предлагаем, сложные формулировки. выполнении заданий убедиться, что правильно понял .
с данным -одно удовольствие. с большим выполняют задания проявляют заинтересованность.
жизнь ребенка - , поэтому обучения ребенка может проходить нее. Тактильные , мелкая моторика, операции развиваются детской игре.

(Рис 1)

"Марблс" привлекают детей своей , красотой. Для , имеющих нарушения опорно-двигательной , предлагается оснастить дополнительной устойчивостью, . е. на сторону стеклянного приклеить липучку стороной вниз подобрать шершавую для работы ними (ковролин, т и .д.). Все могут варьироваться зависимости от ребенка, его и моторной , а также в игре. ходе упражнений , с одной , решение сенсорных с учетом умений и детей, с , - приобретение детьми знаний и , которые они бы использовать других видах .
В непосредственную деятельность может одно или видов упражнений. упражнение проводят раз, постепенно усложняя. Комплектование, и продолжительность варьируется педагогом.
Упражнение «Знакомство».
Цель:
- привлечение внимания к тактильному объекту;
- закрепление навыка умения подбора слов – признаков к предмету.
Оборудование: ёмкость с камешками «Марблс».
Задание: логопед показывает емкость с камешками и предлагает с ними поиграть. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно перебирать камешки руками. При этом педагог знакомит детей с качественными характеристиками объекта: текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкие, прозрачные; цветом - синие, зеленые, красные, разноцветные. Затем детям дается время для самостоятельного манипулирования.
Упражнение «Угадай».
Цель:
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения классифицировать предметы по определенному признаку;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: емкость с камешками «Марблс», мелкие игрушки, геометрические фигуры и т. п.
Задание: педагог предлагает найти игрушку, спрятанную в камешках с открытыми (потом с закрытыми) глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Упражнение «Чей домик».
Оборудование: камешки «Марблс», карточки с изображением домиков определенных цветов, емкости для раскладывания (в зависимости от количества используемых цветов).
Задание:
Вариант 1. Педагог обращает внимание, что все камешки перемешались. Необходимо помочь им попасть в свои домики или рассортировать их по цветам.
Вариант 2. Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала заданный цвет. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Упражнение «Графический диктант».
Цель:
- учить ориентироваться на плоскости;
- профилактика оптико-пространственных нарушений;
- развивать зрительное внимание, память;
- развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс», плоскость (лист бумаги с шершавой поверхностью), разлинованная на квадраты 3х3; 4х4, карточки с заданиями (с нанесенным узором).
Задание:
Вариант 1. Педагог дает устные задания типа:
Положите синий камешек в центр. Красный – в левый верхний угол; зеленый – в правый верхний угол; красный – в левый нижний угол; зеленый – в правый нижний угол. Проверку задания можно выполнить через предъявления эталона к заданию или через устный контроль педагогом.
Вариант 2. Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, детям необходимо повторить рисунок.
Упражнение «Зажги фонарик».
Цель:
- развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове;
- развитие звукового анализа и синтеза;
- воспитание слуховой дифференциации звуков речи;
- закрепление пройденного звука;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: камешки «Марблс», карточки для звукового анализа, карточки со словами.
Задание:
Вариант 1. Определить место звука в слове и поставить фишку-камешек соответствующего звуку цвета.
Вариант 2. Произвести звукобуквенный анализ слова. Определить, сколько в слове гласных звуков, сколько согласных.
Игра «Зеркало»
Цель: профилактика дисграфии и дислексии. Оборудование: камешки «Марблс». Задание:
рассказывается история буквах - модницах, так любили в зеркало, , в конце , запутались; где и где отражения. Детям помочь буквам, их неправильные .

(Рис 2)

Игра «Техники»

сломанные слоги (, КИ, ).

 

(Рис 3)

Игра « буквы»

(Рис 4)

Использование в работе с детьми камешков «Марблс» успешно развивает фантазию и творчество воспитанников. Легко изготовить и украсить поделки.
Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, дефектологам, педагогам-психологам и родителям детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры и упражнения можно применять в работе логопедического пункта дошкольного учреждения, а также в домашних условиях.
Анализ проведённой работы показал, что систематическое и планомерное использование камешков «Марблс» эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влияет на развитие речи дошкольников.
Список литературы
1.         В.П., Л.Г. нарушений речи детей и логопедической работы условиях дошкольного учреждения. – С.-., «Детство-пресс», 2010.
2.         С.Н., Н.В. руки - чтоб и писать, красиво рисовать. , Академия развития, 2013г.
3.         Н.И. мелкую моторику. .-П., 2010г.
4.        Жукова .С., Мастюкова .М., Филичева .Б. Логопедия. общего недоразвития у дошкольников.- : Изд-во , 2012.
5.        Зайцева И.., Кукушин В... Ларин Г.., Румега Н.., Шатохина В.. Коррекционная педагогика/ ред. В.. Кукушина. – Ростов, ./Д: «МарТ», 2012.
6.         О.И. игры. – СПб.: Дом «Литера», 2015.
7.        Крупенчук О. . Готовим руку письму. Рисуем клеточкам. С.-., Литера, 2014г.
2018