Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Исланкина Г.П. Социальное партнерство как средство повышения мотивации в изучении второго иностранного языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в декабре 2012 года, предусмотрено изучение второго иностранного языка в образовательных организациях на уровне основного общего образования (5-9 классы). Министерство просвещения России полагает, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным. Особенностью ФГОС ООО является определение статуса второго иностранного языка – он включен в перечень обязательных предметов в предметной области «Иностранные языки» наряду с предметом «Иностранный язык».
Другими словами, если ранее второй иностранный язык изучали учащиеся гимназий или профильных (лингвистических) классов, то теперь его изучать придется всем учащимся с 5-го класса. И учителю предстоит столкнуться с тем, что не все родители и учащиеся положительно отнесутся к такому решению, некоторые считают, что детям трудно один язык выучить, а тут еще и второй придется осваивать. Как мотивировать школьников к изучению нового предмета? Хотелось бы поделиться опытом работы в этом направлении.
В МБОУ «Школа №100 с углублённым изучением отдельных предметов» города Нижнего Новгорода французский язык преподаётся в качестве второго иностранного в классах с углублённым изучением иностранных языков с 1992 года. Как первый иностранный в учебном плане значился английский язык. В 90-е годы введение второго иностранного языка было делом новым и далеко не все школы шли на такой эксперимент по причине отсутствия государственной программы по второму иностранному языку, специальных учебников. Как к любому нововведению, родители и учащиеся нашей школы к данному предмету отнеслись настороженно, однако педагоги сумели обосновать пользу изучения второго иностранного языка. Достижения учащихся на олимпиадах и НОУ по французскому, наряду с основным языком – английским, еще раз убедили в правильности выбранного пути. Интерес к предмету возрос. В настоящее время есть большой выбор учебников, разработаны программы, второй иностранный язык в школах перестал быть экзотикой, но в школе постепенно стало изменяться и отношение детей к предмету. Все чаще стали звучать фразы: «Мне хватит и одного английского!» Возник вопрос: «А что же случилось?» То ли это связано с возрастающей учебной и информационной перегрузкой учащихся, то ли потеря интереса к языку как таковому? В подобной ситуации все учителя второго иностранного языка согласятся, что главная проблема – это повышение мотивации школьников в изучении французского языка.
Поняв настрой учащихся, пришлось обратить внимание на серьёзную внеклассную работу по английскому языку, проводимую в районе. Значит, нужно было придумать комплекс мероприятий по французскому языку, чтобы показать возможности использования полученных знаний не только на уроках. Многолетний опыт подсказывал, что активное участие обучающихся во внеучебной деятельности по французскому языку предоставляет им возможность использовать язык в ситуациях, близких к реалиям повседневной жизни, тем самым, повышая мотивацию в изучении французского языка и осознание возможностей использования французского языка как средства самореализации и саморазвития.
Вначале, желая узнать способности детей, в группах французского языка учителем стали проводиться различные конкурсы на уровне школы: фонетический, конкурс переводчиков французских стихотворений, рождественских открыток. Далее, организовались более серьёзные мероприятия. Большая помощь в работе была оказана руководителем методического объединения учителей французского и немецкого языков Ленинского района города Нижнего Новгорода, большим энтузиастом своего дела. По её инициативе на базе гимназии №184 был создан социальный образовательный проект «Французский язык вокруг нас», реализуемый в ходе социального партнёрства с Нижегородской региональной культурно – просветительской общественной организацией «Альянс Франсез – Нижний Новгород» и НГЛУ им. Н.А.Добролюбова. В содержание проекта входило посещение школьниками представительства «Альянс Франсез», встречи с преподавателями и стажёрами, конкурсы рисунков, поэзии, песен среди школьников. Другим направлением стало организация и проведение на французском языке фестивалей, конкурсов, интернет-проектов различного уровня совместно с кафедрой иностранных языков Нижегородского института развития образования. Постепенно, к мероприятиям гимназии в рамках данного проекта присоединялись и другие школы, где французский язык преподавался как второй иностранный. Что же дало наибольший эффект?
Однажды на конкурс, посвященный празднованию 250-летия французского сказочника Шарля Перро, пришли представители НРКПОО «Альянс Франсез – Нижний Новгород», и учащиеся с удивлением обнаружили, что они не только понимают речь гостей, но и сами могут рассказать о себе, обсудить народные обычаи в своей стране и странах изучаемого языка на французском языке. Знакомство продолжилось через социальные сети.
В первый раз представительницы школы участвовали в Региональном конкурсе песен на иностранных языках «Музыка наших сердец» в НГЛУ. Кроме сертификатов участников девочки получили также положительные эмоции от посещения НГЛУ. Ничего удивительного не было в том, что у участниц улучшилась успеваемость, интереснее была реакция учащихся других классов: « А мы в каких конкурсах будем участвовать? И когда?»
Вот так учащиеся школы №100 стали активными участниками совместных мероприятий «Альянс Франсез», НГЛУ и НИРО. Участие в городском фонетическом конкурсе принесло очередную победу. А ещё были песенные конкурсы… С традиционного конкурса рисунков «Новый год в Париже», организованного «Альянс Франсез», три ученицы 8 класса вернулись с дипломами победителей, на песенном конкурсе «Любимые песни на иностранных языках» дуэт учениц 11 класса получил 1 место. Это радует всех в школе.
Но с точки зрения учителя французского языка, главное достижение – это возросшая активность детей на уроках французского языка и их внеурочные достижения. Ребятам нравится готовиться к мероприятиям на французском языке, и они с нетерпением ждут новых возможностей применить свои знания на практике. А ещё, каждый год администрация школы награждает победителей и призёров муниципального этапа олимпиады школьников и лучших авторов научных работ по французскому языку.
В конце 2017 – 2018 учебного года в 7 – 11 лингвистических классах было проведено рефлексивное анкетирование. Исследование мотивов учебной деятельности проводилось с помощью методик «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» Е.П.Ильина и Н.А.Курдюковой.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
1. Какой иностранный язык ты изучаешь в качестве второго иностранного?
2. Ты изучаешь иностранный язык а) только на уроке, б) дополнительно вне школы, в) дополнительно с учителем
3. Ты участвовал во внеклассных мероприятиях на французском языке а) как зритель, б) как активный участник, в) не участвовал
4. Тебе нравятся праздники на французском языке? а) да, б) нет, в) не знаю
5. В результате моего участия во внеклассных мероприятиях на французском языке
а) становится легче на уроках, меньше боюсь отвечать
б) узнаю новое
в) есть возможность говорить не только на уроках иностранного языка
г) твой вариант
6. Трудности участия в мероприятиях на французском языке:
а) не понимаю речь
б) стесняюсь
в) у меня слишком маленькие роли
г) твой вариант
7. Я хотел бы участвовать: а) в конкурсах, б) в тематических праздниках, в) в интернет – проектах, г) твой вариант
8. Помогает ли внеклассная работа в изучении иностранных языков?
а) да, б) нет, в) не знаю
Результаты рефлексивного анкетирования:
Всего в анкетировании приняли участие 40 учащихся 7 – 11 классов. Из них во внеклассных мероприятиях на французском языке участвовали 32 учащихся (80%): 26 человек (81,3%) принимали активное участие, 6 человек (18,8%) были зрителями, что не мешает им в дальнейшем повысить свою активность. На вопрос о том, нравятся ли им мероприятия на французском языке, положительно ответили 28 человека (87,5%), неопределённый ответ дали 4 человека (12,5%), отрицательный ответ – 0 человек (0%).
Отвечая на вопрос, почему нравится участвовать в мероприятиях на французском языке, были отмечены варианты: становится легче на уроках, меньше боюсь отвечать – 15%, узнаю новое - 45%, возможность говорить на французском языке не только на уроке – 30%, свой вариант – интересно, просто нравится язык – 11%. Наличие затруднений, связанных с участием в мероприятиях на французском языке, отметили 19% респондентов, из них 11% испытывают трудности в понимании речи и 8% переживают чувства стеснения и робости.
К мероприятиям, вызвавшим наибольший интерес учащихся, относятся: тематические праздники: (отметили 58% респондентов), конкурсы(32% респондентов), интернет – проекты (25% респондентов). Все участники рефлексивного анкетирования (100%) считают, что внеклассная работа на французском языке помогает в изучении иностранных языков, вызывает желание работать на уроке.
Данные изучения характера направленности учащихся подтверждают эффективность системы внеклассной работы по французскому языку. У учащихся, принимающих активное участие во внеклассных мероприятиях на французском языке, значительно снизилась направленность на отметку (с 77% до 25%), хочется надеяться, из-за возрастания направленности на приобретение знаний (с 35% до 82%).
В заключение, хотелось бы отметить, что работа по французскому языку является важной частью педагогического процесса. Благодаря использованию во внеклассной работе по предмету ресурсов социального партнерства существенно повышается мотивация учащихся к изучению французского языка как второго иностранного, углубляются их познавательные интересы, повышается успеваемость, развивается творческий потенциал личности, расширяется эрудиция, совершенствуется эмоционально – ценностное отношение к миру и к себе, что, в конечном итоге, способствует более эффективному усвоению второго иностранного языка.
Список литературы:
1.       Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 года.
2.       Письмо Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08-1214.
3.       Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. - К.: Форум, - 2002. - 489 с.
4.       Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. - СПб.: Питер, - 2007. - 386 с.
5.       Попова С.В. «Повышение мотивации в изучении французского языка средствами внеклассной работы с использованием ресурсов социального партнёрства» https://goncharukolga200.wixsite.com/proekt2inyaz/blank-c1z0x (дата обращения 31.05.2017)
2019