Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Старкова Е.Ю. Использование прецедентных имен на уроках русского языка в целях развития коммуникативной компетенции

Библиографическое описание:

Старкова Е.Ю. Использование прецедентных имен на уроках русского языка в целях развития коммуникативной компетенции // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf

Система прецедентных феноменов позволяет выявить общепринятые представления о предметах и явлениях окружающего мира, которые хранятся в когнитивной базе носителей языка, является очень важным средством постижения и оценки действительности и носит метапредметный характер. Прецедентные имена позволяют передавать информацию ярко, экспрессивно и лаконично. Очень важно, чтобы в процессе общения эти имена правильно распознавались, чтобы та культурно-историческая информация, которая заложена в них, считывалась наиболее полно. Незнание или неполное понимание прецедентных имен может привести к коммуникативным неудачам. Именно поэтому исследование восприятия прецедентных имен школьниками и студентами имеет большое значение для выявления уровня их коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция рассматривается нами как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Результаты эксперимента показали, что уровень восприятия современными студентами и школьниками прецедентных имен является достаточно низким. Важно отметить, что очень часто информанты в качестве знакомых отмечают намного больше прецедентных имен, чем они знают в действительности. Возможно, это связано с тем, что школьники и студенты смешивают предложенные им имена с другими, созвучными, более актуальными для них.

Необходимо сказать, что студенты и школьники значительно лучше воспринимают те прецедентные имена, которые связаны с русской классической литературой ХIХ века, имена же, относящиеся к ХХ веку, считываются намного хуже. Это может служить еще одним аргументом в пользу того, что сокращение школьного курса литературы негативно скажется на эрудиции учащихся и шире всего нашего общества.

Но все же отметим, что школьники лучше, чем студенты воспринимают те прецедентные имена, которые относятся к сфере литературы ХХ века, тогда как студенты часто даже не распознают такие имена как знакомые.

Прецедентные имена из социально-политической сферы имеют более высокий уровень восприятия у студентов, что оказалось для нас неожиданным, так как считалось, что учащиеся находятся в процессе изучения курса истории и должны лучше их различать.

Анализ полученных в ходе проведенного нами исследования результатов показывает, что современные школьники и студенты будут испытывать значительные трудности при использовании прецедентных имен в коммуникативном акте.

Изначально предполагалось, что школьники воспринимают прецедентные имена лучше, чем студенты, так как они постоянно сталкиваются с ними в процессе обучения. Но наша гипотеза не подтвердилась. Оказалось, что обе категории обучающихся имеют в одинаковой степени низкий уровень коммуникативной компетенции в сфере прецедентных имен.

Можно сделать вывод о том, что в среднем примерно половина студентов и школьников не понимает или не совсем правильно и полно понимает смысл конкретных прецедентных имен. Это говорит о том, что представители современной молодежи читают очень мало художественных текстов, уделяя своё внимание массовой культуре, телевидению, Интернету и современной прессе, которые не могут в полной мере способствовать формированию коммуникативной компетенции, развитию личности, а порой даже ведут в какой-то степени к деградации.

Для повышения уровня коммуникативной компетенции учащихся в сфере прецедентных имен нами были предложены упражнения различных типов. Мы пришли к выводу, что целесообразно использовать на уроках русского языка в качестве упражнений такие тексты, где бы эти имена употреблялись. При этом, работая над текстом, анализируя его, делая грамматические разборы и т.д., учитель должен акцентировать внимание учащихся на прецедентных именах. Подобного рода упражнения направлены на то, что учащиеся, должны будут самостоятельно вспомнить, с чем связаны те или иные имена, какая культурная информация за ними стоит. Такая деятельность на уроке способствует закреплению данных прецедентных имен в когнитивной базе школьников, формирует личностные, метапредметные УУД, развивает эстетическое сознание, приобщает к культурному наследию, что является важными требованием обновленного ФГОС.

Примеры текстов подобных упражнений приведены нами в Таблице 1.

Таблица 1. Примеры текстов упражнений с использованием прецедентных

Использование на уроках русского языка предложений подобного типа, на наш взгляд, является целесообразным не только потому, что они способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся в сфере прецедентных имен, но и развивают языковой вкус, чувство слова, помогают увидеть, как важно выбрать те языковые единицы, которые бы наиболее точно и ярко передавали мысль.

Помимо предложений, где присутствуют прецедентные имена, учитель в качестве упражнений может использовать такие предложения, где бы прецедентные имена были пропущены. Но необходимо отметить, что в этом случае учащимся должна быть предложена известная ситуация из известного текста (возможно даже прецедентный текст) или развернутая характеристика героя.

Таблица 2. Примеры предложений с пропуском прецедентных имен, используемых в качестве текстов упражнений

Ни один урок русского языка не может обойтись без работы над формированием речевых умений учащихся, поэтому кроме уже предложенных нами упражнений, можно использовать задания, где необходимо составить предложения с имеющимися словами. В данном случае в качестве известных слов будут использоваться прецедентные имена.

Например: Составьте сложные предложения с разными видами связи, используя следующие прецедентные имена: Соня Мармеладова, Борис Васильев, Евгений Онегин, Лариса Огудалова.

Подобного рода упражнения направлены на то, что учащиеся, работая над составлением предложений, должны будут самостоятельно вспомнить, с чем связаны эти имена, какая культурная информация за ними стоит. Такая деятельность на уроке способствует закреплению данных прецедентных имен в когнитивной базе школьников.

Таким образом, работа с прецедентными именами на уроках русского языка должна органично вписываться в образовательный процесс, стать системой в деятельности учителя, так как закрепление прецедентных имен в когнитивной базе учащихся способствует формированию их коммуникативной компетенции, что является важнейшей задачей современного языкового образования.

Библиографический список

1. Бирюкова Н.С. Восприятие студентами прецедентных феноменов, используемых в современной политической коммуникации: дис. Бирюковой Н.С. на соискание ученой степени кандидата филологических наук., Екатеринбург, УрГПУ, 2005 год, 199 с.

2. Гудков, Д.Б. Прецедентная ситуация и способы ее актуализации / Д.Б. Гудков // Язык. Сознание. Коммуникация. -- М., 2000. -- Вып. 11.

3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2023