Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf
Тема урока:«Парные согласные в конце слова»
Цели:
1. Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов.
2. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь.
3. Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах.
Оборудование: карточки со словами внимательность, аккуратность, трудолюбие, активность, любознательность, изображения дождя, дуба, гриба, луга, учебник Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями для групп, презентация Power Point.
Планируемые результаты:
Познавательные: выясняют особенности произношения парных по звонкости и глухости согласных звуков на конце слова, выводят алгоритм определения данной орфограммы и её проверки, самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели, овладевают логическими операциями мышления, сравнения, соотносят изученные понятия с примерами; выдвигают гипотезы, подводят под понятие.
Коммуникативные: договариваются в парах, группах; высказывают свое мнение, обосновывая его; участвуют в беседе, контролируют и корректируют свою работу.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценки взрослого и одноклассников, корректируют в свои действия, осваивают начальные формы личной рефлексии.
Ход урока:
I. Мотивация.На доске пословица:
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
-Как вы ее понимаете?
На доске карточки со словами: внимательность, аккуратность, трудолюбие, активность, любознательность.
-Сегодня мы возьмем с собой на урок: внимательность, аккуратность, трудолюбие, активность, любознательность. Вы будете работать и все вместе, и по командам. Каждый ряд-это команда. Командира выбираю я, командир – одно из этих качеств. От того, какое слово выберет командир, зависит и задание, с которым его группа будем работать.
Командир: Я беру с собой ….. Тот, кто выбрал слово активность, выбирает себе команду из 3 человек и получит особое задание.
II. Актуализация опорных знаний.
1.- Вспомните, что вы знаете о звуках и буквах. Чем звук отличается от буквы. Какие бывают звуки? Что вы знаете о согласных звуках? Чем глухой согласный звук отличается от звонкого согласного звука?
2.- Посмотрите на картинки, назовите пары слов.( бочка-точка, день-тень, горка-корка. Слайды 1-3). Произнесите первые звуки в словах. Что вы можете сказать? Где находится парный звук, в начале или в конце? Четко ли мы его слышим? Посмотрите на следующую пару слов( луг-лук). Чем последняя пара слов отличается от остальных? Какую согласную надо проверять, которая в начале или в конце? Назовите тему урока.(Парная согласная в конце слова)
3. Постановка целей урока.
-Как вы думаете, а как мы будем работать над этой темой, что будем учиться делать?
(Учиться правильно, подбирать проверочные слова; находить слова с парным звонким и глухим согласным на конце слова.
4. Запись числа, каллиграфическая минутка.
-Назовите парные согласные. Их мы и запишем.
III. Постановка учебной задачи.
1. Отгадайте загадку:
В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках … (жираф) (Слайд 5)
- Проверьте звуковую модель слова.
-Как правильно написать это слово? Что сделать? Давайте составим алгоритм. Что делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце?(Составляется алгоритм. 1-2 ученика его повторяют)
1. Прочитай слово.
2. Измени слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная.
Утюги- утюг
3. Запиши слово правильно.
-Где мы можем использовать этот алгоритм? (При выполнении упражнения. ) Значит, сейчас мы будем упражняться в написании парной согласной в конце слова.
2. Выполнение упражнения № 118.(коллективно)
IV. Самостоятельная работа.
1. -Итак, сейчас у каждой команды будет свое задание.
· Трудолюбивые выполняют упр. № 120
Прочитайте задание. Что вы будете делать? Капитан проверит задание у своего ряда.
· Сообразительные № 121.
Разгадайте кроссворд и запишите слова в тетрадь через запятую. Капитан проверяет.
· Внимательные – ищут ошибки в тексте.
-Вам раздали листы с текстом. Вы в паре находите ошибки в предложении и записываете это предложение в тетрадь правильно.
Ø Автобуз привёз ребят на берек моря. Шофер поставил машину в гараш.
Сверяют с эталоном.(Слайд 8)
· Любознательные – в тех словарных словах, которые мы изучили и писали, найти слова с парной согласной и выписать их. Проверяют все вместе, один человек читает, остальные следят по списку словарных слов.
· Активные получают особое задание. На доске рисунки с изображениями( Дождь, дуб, луг, гриб.)
С предложенными словами составить и записать текст.
2. Проверка выполнения заданий.
Капитаны проходят по своему ряду и проверяют, текст с ошибками сверяют с эталоном, словарные слова проверяются фронтально. Группа, составлявшая текст, читает его, доказывает, что это текст. Остальные проверяют правильность написания слов с парной согласной.
V. Рефлексия.
1. С какими согласными работали на уроке? Почему надо проверять парные согласные? Какой способ проверки узнали?
2. Командиры выходят. Каждый говорит, чем помогло выбранное им качество при выполнении группой задания.
« Мне помогла внимательность, …
Активность и т.д.
- Скажите, а каждая группа пользовалась только одним качеством? Значит, на каждом уроке нужны внимательность, аккуратность, трудолюбие, активность, любознательность.
3. Домашнее задание. №124. Тем учащимся, которые хотели бы задание сложнее, можно предложить найти слова с парной согласной в середине слова и на следующем уроке вместе со всеми учиться писать слова с этой орфограммой.
Использованная литература.
1. Т.Г.Рамзаева.Учебник «Русский язык» /Т.Г.Рамзаева.- Москва: «Дрофа»-2017.2. Т.Г.Рамзаева.Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам. 1-4 классы. ФГОС./ Рамзаева Т.Г..- Москва: «Дрофа»-2017.