Тема урока:«Парные согласные в конце слова» Цели: 1. Познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и составить алгоритм проверки написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов. 2. Развивать логическое мышление, зрительную память, речь. 3. Воспитывать умение преодолевать трудности и умение договариваться, работая в парах. Оборудование: карточки со словами внимательность, аккуратность, трудолюбие, активность, любознательность, изображения дождя, дуба, гриба, луга, учебник Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями для групп, презентация Power Point. Планируемые результаты: Познавательные: выясняют особенности произношения парных по звонкости и глухости согласных звуков на конце слова, выводят алгоритм определения данной орфограммы и её проверки, самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели, овладевают логическими операциями мышления, сравнения, соотносят изученные понятия с примерами; выдвигают гипотезы, подводят под понятие. Коммуникативные: договариваются в парах, группах; высказывают свое мнение, обосновывая его; участвуют в беседе, контролируют и корректируют свою работу. Регулятивные: адекватно воспринимают оценки взрослого и одноклассников, корректируют в свои действия, осваивают начальные формы личной рефлексии.
Ход урока:
I. Мотивация. На доске пословица: Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. -Как вы ее понимаете? На доске карточки со словами: внимательность, аккуратность, трудолюбие, активность, любознательность. -Сегодня мы возьмем с собой на урок: внимательность, аккуратность, трудолюбие, активность, любознательность. Вы будете работать и все вместе, и по командам. Каждый ряд-это команда. Командира выбираю я, командир – одно из этих качеств. От того, какое слово выберет командир, зависит и задание, с которым его группа будем работать. Командир: Я беру с собой ….. Тот, кто выбрал слово активность, выбирает себе команду из 3 человек и получит особое задание. II. Актуализация опорных знаний. 1.- Вспомните, что вы знаете о звуках и буквах. Чем звук отличается от буквы. Какие бывают звуки? Что вы знаете о согласных звуках? Чем глухой согласный звук отличается от звонкого согласного звука? 2.- Посмотрите на картинки, назовите пары слов.( бочка-точка, день-тень, горка-корка. Слайды 1-3). Произнесите первые звуки в словах. Что вы можете сказать? Где находится парный звук, в начале или в конце? Четко ли мы его слышим? Посмотрите на следующую пару слов( луг-лук). Чем последняя пара слов отличается от остальных? Какую согласную надо проверять, которая в начале или в конце? Назовите тему урока.(Парная согласная в конце слова) 3. Постановка целей урока. -Как вы думаете, а как мы будем работать над этой темой, что будем учиться делать? (Учиться правильно, подбирать проверочные слова; находить слова с парным звонким и глухим согласным на конце слова. 4. Запись числа, каллиграфическая минутка. -Назовите парные согласные. Их мы и запишем. III. Постановка учебной задачи. 1. Отгадайте загадку: В жаркой Африке гуляет, Длинной шеей удивляет, Сам высокий, будто шкаф, Жёлтый, в пятнышках … (жираф) (Слайд 5) - Проверьте звуковую модель слова. -Как правильно написать это слово? Что сделать? Давайте составим алгоритм. Что делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце?(Составляется алгоритм. 1-2 ученика его повторяют) 1. Прочитай слово. 2. Измени слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная. Утюги- утюг 3. Запиши слово правильно. -Где мы можем использовать этот алгоритм? (При выполнении упражнения. ) Значит, сейчас мы будем упражняться в написании парной согласной в конце слова. 2. Выполнение упражнения № 118.(коллективно) IV. Самостоятельная работа. 1. -Итак, сейчас у каждой команды будет свое задание. · Трудолюбивые выполняют упр. № 120 Прочитайте задание. Что вы будете делать? Капитан проверит задание у своего ряда. · Сообразительные № 121. Разгадайте кроссворд и запишите слова в тетрадь через запятую. Капитан проверяет. · Внимательные – ищут ошибки в тексте. -Вам раздали листы с текстом. Вы в паре находите ошибки в предложении и записываете это предложение в тетрадь правильно. Ø Автобуз привёз ребят на берек моря. Шофер поставил машину в гараш. Сверяют с эталоном.(Слайд 8) · Любознательные – в тех словарных словах, которые мы изучили и писали, найти слова с парной согласной и выписать их. Проверяют все вместе, один человек читает, остальные следят по списку словарных слов. · Активные получают особое задание. На доске рисунки с изображениями( Дождь, дуб, луг, гриб.) С предложенными словами составить и записать текст. 2. Проверка выполнения заданий. Капитаны проходят по своему ряду и проверяют, текст с ошибками сверяют с эталоном, словарные слова проверяются фронтально. Группа, составлявшая текст, читает его, доказывает, что это текст. Остальные проверяют правильность написания слов с парной согласной. V. Рефлексия. 1. С какими согласными работали на уроке? Почему надо проверять парные согласные? Какой способ проверки узнали? 2. Командиры выходят. Каждый говорит, чем помогло выбранное им качество при выполнении группой задания. « Мне помогла внимательность, … Активность и т.д. - Скажите, а каждая группа пользовалась только одним качеством? Значит, на каждом уроке нужны внимательность, аккуратность, трудолюбие, активность, любознательность. 3. Домашнее задание. №124. Тем учащимся, которые хотели бы задание сложнее, можно предложить найти слова с парной согласной в середине слова и на следующем уроке вместе со всеми учиться писать слова с этой орфограммой.
Использованная литература.
1. Т.Г.Рамзаева.Учебник «Русский язык» /Т.Г.Рамзаева.- Москва: «Дрофа»-2017. 2. Т.Г.Рамзаева.Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам. 1-4 классы. ФГОС./ Рамзаева Т.Г..- Москва: «Дрофа»-2017.