НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Колганова О.С. Мастер-класс "Техника витражной росписи с элементами пластилинографии на тему "Космос"

Библиографическое описание:

Колганова О.С. Мастер-класс "Техника витражной росписи с элементами пластилинографии на тему "Космос" // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Актуальность

Художественно-эстетическая деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, позволяет проявлять творчество, вызывает чувства прекрасного и положительные эмоции. Задача дошкольного образовательного учреждения способствовать возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к творческой деятельности.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения.

Прикладное творчество национально само по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности, к его быту, является в основе своей декоративным.

Декоративность – это форма выражения красоты синтезированного мира, через отношение части и целого; это связь с окружающей пространственной средой, не натуральное, а условное отображение ее, наполненное метаморфическим смыслом, которое проявляется в различных видах. Один из видов – декоративный витраж.

Педагогическая целесообразность

Мастер класс «Техника Витражной росписи с элементами пластилинографии» включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, карандаши, фломастеры, палитра, пластилин.

Новизна

Новизной и отличительной особенностью данного мастер класса
является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств материалов, овладение способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной разработки существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Мастер - класс предполагает взаимосвязь и постоянное взаимодействие с художественной деятельностью: рисование красками, лепка.

Эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способа деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Рекомендации по использованию элементов перекидных демосистем:

· Работа проводится в индивидуальной форме с одним ребенком, либо с подгруппой детей под руководством педагога;

· Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки, загадки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки в зависимости от возраста детей.

· Детям дается возможность выбора образцов по теме.

· Используется зрительная гимнастика для снятия напряжения;

· Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой для развития и стимуляции полушарий головного мозга, что имеет большое значение для детей с ОВЗ.

Цель

1. Освоить технику росписи с элементами «перекидных демосистем»;

2. Расширить знания педагогов и научить использовать технику «Витражной росписи с элементами пластилинографии» в работе.

3. Продолжить развивать эстетический вкус.

4. Создать «Витражную роспись с элементами пластилинографии» для дальнейшей заинтересованности педагогов этой техникой.

Задачи

1. Вызвать интерес к данному виду творчества.

2. Познакомить с технологией изготовления «Техника Витражной росписи с элементами пластилинографии».

3.Формирование навыков работы с пластилином;

4. Развитие мелкой моторики;

5. Ознакомление с окружающим миром;

6. Развитие эмоций и фантазии.

Ожидаемый результат:

· Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

· Расширение и обогащение художественного опыта.

· Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

· Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук

· Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

· Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

· Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными материалами.

· Развитие креативности.

· Индивидуальный «почерк» детской продукции.

· Способность к активному усвоению художественного опыта.

· Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции.

· Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта результатов детского творчества.

Предварительная работа

Беседа с детьми, рассказ об истории витража, использование демонстрационного материала (иллюстрации, книг по истории).

Оборудование:

Элементы демосистемы (кармашек), образцы, краски, кисти, непроливайки, пластилин, стеки, подкладные листы, клеенки, влажные салфетки.

Перекидные демосистемы

· Подготовим шаблон, нарисовав контур рисунка по сюжету работы, соответственно размеру планшета или распечатаем понравившееся изображение;

· При использовании элементов демосистемы, изображение находится внутри, что не требует фиксации эскиза будущей работы.

· Используя приемы работы с пластилином (скатывание, надавливание, создаём контур изображения для дальнейшей росписи. Чтобы добиться тонких линий используем стек, убирая излишки пластилина.

· При росписи изображения можно использовать шаблон готового образца или создать работу в соответствии с замыслом и фантазией.

· После создания контурного шаблона, переходим к росписи эскиза. При росписи цветовая палитра наносится как чистым цветом, так и смешивается на планшете в процессе раскрашивания.

Методическое обеспечение

1. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

2. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М.: - Когито-Центр, 2006.

3. Глибина Е.Л., Шевченко И.А. Рекомендации по развивающей и арт-терапевтической работе с прозрачным мольбертом: методическое руководство. СПб.

Примечание

В процессе работы смешивание цветовой гаммы происходит в палитре для росписи заготовки.

Демосистема (кармашек) дает возможность создавать как плоскостные, так и объемные изображения покадрового наслоения для создания мультипликации.
2023