Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Барышева К.В., Ворожбит А.К., Немченко И.А. Социализация и становление личности воспитанников детского дома путем приобщения их к культурно-досуговой деятельности

Библиографическое описание:
Барышева К.В., Ворожбит А.К., Немченко И.А. Социализация и становление личности воспитанников детского дома путем приобщения их к культурно-досуговой деятельности // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский дом – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Ребенок, воспитывающийся в социальном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Главной задачей государственного учреждения является адаптация детей-сирот.

Адаптация - это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

В.С. Мухина отмечает, что биологический аспект, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

С.И.Семенака отметила, что психологический аспект адаптации проявляется в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, и интересами.

Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества.

Д.Б. Эльконин характеризует социально-психологическую адаптацию «как процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях».

Дети много времени проводят в закрытом учреждении. В таких условиях важным фактором адаптации может послужить организация культурно-досуговой деятельности.

Отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия.

Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.

Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.

Дети, проживающие в детских домах, должны иметь возможности для всестороннего развития, культурного и активного отдыха, занятий спортом.

Создавать условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей-сирот, восстанавливать здоровье и психологическое равновесие, удовлетворять потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения – всё это возможно при правильной организации культурно-досуговой деятельности сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Культурно-досуговая деятельность весьма способствует и коррекции отклоняющегося поведения подростков, так как позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их мировоззрение и нравственный облик.

Культурно-досуговая деятельность, являясь, по своей сути, воспитательной деятельностью, носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. Специализированные учреждения при работе с детьми должны ориентироваться на решения таких задач, как коррекция эмоциональной сферы, социальная адаптация, реабилитация, предупреждение девиантного поведения.

Понятия досуга весьма многообразны, но каждое из них ориентируется на досуг, как способ проведения личного времени, не связанного с трудовым либо учебным процессом.

На современном этапе развития общества сфера досуга весьма разнообразна, в том числе и для детей. В частности, возможно, назвать дополнительное образование, секции, культурно – развлекательные мероприятия и пр.

Для детских домов возможности организации досуга ограничены. Ограниченность связана с рядом проблемных составляющих, одной из которых является отсутствие возможности организовать на базе одного учреждения весь комплекс возможных досуговых мероприятий, что приводит к ограниченности выбора для подростка оптимального для себя занятия. Проблемной составляющей также является и поиск ребенком занятия, которое может его заинтересовать, особенно если ранее он не проявлял склонности к творческой деятельности.

Для адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогическому составу детского дома необходимо:

– создавать эмоционально-комфортную обстановку для воспитанников;

– удовлетворять важнейшие потребности – в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;

– включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;

– в воспитательной работе сделать акцент на развитие личностного потенциала каждого ребенка;

– общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения;

– использовать полученные данные для, повышения сплоченности групп, эффективности деятельности, чтобы адаптация культурно досуговой деятельности имела положительную динамику.

Задача педагогов стремимся научить, помочь, направить воспитанников правильно и умело распоряжаться своим свободным временем, тем самым достигать высших точек самореализации и становиться цивилизованными людьми нашего общества.

Отдельно следует отметить имеющиеся эмоционально-ценностные результаты занятий в объединении художественной направленности это: более развитый художественный вкус и эстетические потребности, отзывчивость на красоту, осознание личностной и общественной значимости своих занятий. В творчестве происходит воспитание чувств детей. Творчество способно пробудить в человеке его лучшие качества, его духовные и душевные силы. Искусство было и остаётся одним из средств возрождения всего общества, средство обогащения и коррекции жизненного опыта человека. Творчество — есть фактор социализации. В творчестве реализуются права ребёнка, гарантированные ему государством. Занятия творчеством в объединениях дополнительного образования помогают детям с проблемами в средовой адаптации самоутвердиться в микросреде. Дополнительному образованию отводится особая роль в профилактике асоциальных проявлений. Дополнительное образование детей — общепризнанный институт социализации детей и подростков.

Главный вывод: Творчество — это деятельность, в которой раскрывается внутренний мир человека (В. А. Сухомлинский)

Список литературы

1. Мудрик. А.В. социализацияивоспитание. / А. В. Мудрик. - М., 1997.

2. Социализация детей-сирот Кузбасса. / Под ред. Департамент образования Администрации Кемеровской области. Кемерово 2003-40с.

3. Сидорова. Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей. / Л. К. Сидорова. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112с. –/методика/.
2024