(Сладков Артемий Николаевич (1920-1995) – российский учёный-ботаник, педагог) 21 век – сложный век относительно экологической ситуации на планете ЗЕМЛЯ! Его по праву называют веком экологии. Любые меры, принимаемые по защите природы, в конечном счёте, определяются поведением людей, которые с ней взаимодействуют, их отношением к окружающей среде. Знание экологии родного края позволяет правильно оценить действия людей в природных условиях, поможет разобраться в экологических проблемах своей местности, способах их устранения. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом всей работы. Кроме того, экологическое образование детей — это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления. О неблагополучии в состоянии окружающей природы говорят на всех континентах, на разных языках. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее, ведь всё в нашем многосложном мире взаимосвязано. Природа хрупка и ранима. Из опасного противника, которым она была на заре цивилизации, природа превратилась в хрупкую составляющую нашего бытия и требует нашего покровительства. Поэтому важно экологическую культуру воспитывать с самого раннего детства, то есть воздействовать ни сколько на сознание детей, а на подсознание. В настоящее время на Земле нет ни одного участка, который в той или иной степени не испытывал на себе влияния человеческой деятельности. Так как все изменения природной среды оказывают влияние на условия жизни и здоровья населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов. Изучению основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования – изменений окружающей среды способствуют пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. Авзрослый современный мир, в который уходят из школы наши дети, предъявляет высокие требования к личности. В него должен войти конкурентоспособный человек, другими словами, личность с богатыми внутренними ресурсами. В последние годы в нашем мире очень актуальным становится изучение явления одаренности. В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. Проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность в процессе обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но в то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности. Направление по которому я работаю: применение экологического проектирования как метода в кружковой работе для выявление и развитие детской одарённости. Задачи в этом направлении решаются следующие: · выявить одарённых детей в процессе внеурочной деятельности; · дать возможность ученикам реализовать свои способности, выработать желание к дальнейшей работе; · помочь школьникам преодолевать внутренние комплексы и противоречия в ходе учебной деятельности; · обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности · научить ценить природу, как источник духовного развития, информации, красоты, материального благополучия. Какие средства и оборудование я, как и многие простые учителя использую при работе? Это учебники, определители, тесты, компьютер, блокноты, карандаши, инструктажи по проведению практических и лабораторных работ, интернет, электронные учебники, природные объекты и многое другое, что может оказаться под рукой в нужный момент. Формы занятий, которые я использую в процессе работы с детьми разные: классно-урочная форма, индивидуальная и групповая работа, экскурсии. полевые практикумы, конференции, диспуты, олимпиады, создание проектов. Методы обучения тоже разнообразны. Это наблюдения, рассказ, ребята учатся самостоятельной работе с литературой и интернет – ресурсами, проводят индивидуально и в группах исследовательские работы. В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В своей педагогической и воспитательной деятельности работу с одарёнными детьми строю на основе дифференцированного подхода, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми состоит как из урочной, так и внеурочной деятельности. Опыт работы в этом направлении помог создать оптимизационную модель урочной и внеурочной деятельности работы с одаренными детьми. Развития одаренных детей через исследовательскую и проектную деятельность можно условно разделить на три этапа. Первый этап - приобретение личного опыта (наблюдения различных состояний окружающей среды; наблюдения за представителями животного и растительного мира; эстетического наслаждения красотой природы; творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней), эта работа проводится с кружковцами 3,4 классов. Второй этап: от простого наблюдения - к наблюдению - анализу (почему хорошо и почему плохо); анализ своих действий, поступков с действиями других людей; собственные открытия; поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к объектам природы; участие в созидательной деятельности взрослых), такое направление я применяю с ребятами 5-6 классов. Основной формой организации являетсяпроект. Тематика может быть самой различной. Проект ориентирует на решение актуальных повседневных экологических проблем. У учащихся появляется возможность проявить инициативу, творчество и фантазию, сделать выбор. Практическая деятельность обеспечивает развитие у школьников личной ответственности, навыков работы в команде, выполнения разных ролей и обязанностей, умения действовать в интересах коллектива. На третьем этапе, личный опыт пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. На этом этапеосновными методами и формами работы становятся – проект, конференция, акции, исследовательская деятельность и это работа с 7-11 классами: - «Байкал-далёкий и близкий» - областной конкурс проектов «Сохраним прошлое и будущее озера Байкал» в г. Иркутске 14 декабря 2018г(Павлова Светлана (11 класс) -1 место); - Областной экологический фестиваль «Байкальский калейдоскоп» в г. Иркутске 25 марта 2019г.(Гребенщикова Карина–8 класс-дипломант) - Областная научно – практическая конференция школьников в г. Иркутске 13-15 февраля 2020г.( 1. «Влияние вредных привычек на здоровье подростков» -Игнатьева К.С.(7 класс), Назарова М.А.(7 класс); 2. «Режим дня, как фактор здорового образа жизни подростка» - Кирилина Е.А. (7 класс),Петровская А.М.(7 класс) – сертификаты участников). А в проекте на нынешнюю весну много работы Это и расчистка родника и его охрана, уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке, посадка зеленых насаждений на территории школы, разбивка цветочных клумб школы, создание зеленых уголков в классе, изготовление кормушек и скворечников). Главным здесь является, чтобы исследовательская деятельность не исчерпывалась наличием факта поисковой активности, а предполагала: - умение видеть проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение наблюдать; - умение проводить эксперименты; - делать умозаключения; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; - объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Темы проектов, продолжительность по времени, требуют знаний из разных областей науки. Итогом выполнения работы становится защита на занятиях кружка, конференции. Организация такой модели в рамках урочной и внеурочной работы позволяет обеспечить развитие у школьников критического системного мышления, формирование исследовательских навыков, умения ставить и решать проблемы, работать с информацией. Среди обучающихся всегда есть те, которые имеют особую склонность к исследовательской деятельности (ярко выраженную или скрытую). Главное, вовремя распознать эту склонность и помочь ребенку эффективно ее реализовать. В своей работе использую методы: создание проблемной ситуации; прогнозирования деятельности, эмоционально-личностного стимулирования. Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа; решение биологических задач с экологическим содержанием; исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе. Считаю, что предложенный педагогический опыт дает хороший импульс развитию природного дара моих подопечных. В заключении хотелось бы подвести некоторый итог: Совместная работа педагогов и учащихся над экологическими проектами, позволяет объединить детей с различными увлечениями, склонностями, а также развивать у учащихся чувство ответственности за будущее не только своего, в данном случае посёлка, школы, но и всей нашей планеты, так как территория школы, маленького таёжного посёлка - частичка территории родной земли. Нашему миру мы должны оставить, в первую очередь, здоровых детей: физически, психологически и нравственно, детей, которые понимают проблемы современного мира, и, не только понимают, но и имеют активную жизненную позицию, ищут пути и методы решения данных проблем. Список литературы 1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. 2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 3. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-М, 2001. 4. Кашлева Н. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2009. 5. Куракина Н. Л. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград: Учитель, 2010.