Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Капралов О. В., Капралова Е. В. Профилактика киберэкстремизма в деятельности классного руководителя

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf


Аннотация. В современном, быстро меняющемся мире, всё большую опасность начинает представлять такое общественно опасное явление, как киберэкстремизм. В статье представлены признаки, по которым можно выявить влияние киберэкстремизма на подростка, а также, рекомендации классным руководителям для проведения профилактических мероприятий в школе.
Ключевые слова: киберэкстремизм; признаки; профилактика киберэкстремизма; примеры мероприятий; школа; работа с учащимися.
Всего несколько десятков лет назад никто не мог представить, что возникнет такая проблема как киберэкстремизм. Причиной этого стало интенсивное развитие телекоммуникационных технологий. Постепенно всё большее количество человек получило доступ к так называемой всемирной паутине под названием интернет и подавляющее большинство пользователей это дети и подростки. Интернет предоставляет доступ к различным социальным сетям и мессенджерам, к которым большой интерес проявляют пользователи в возрасте до 18 лет. Именно они и становятся жертвами киберэкстремистов.
За рубежом проблемой безопасности в интернете занимались Т. Белсэйр, В. Бреннер, Д. Гринфилд и другие. Такие исследователи, как М.С. Иванов, К.К. Колин, В.А. Плешаков занимаются изучением вопросов психологической безопасности. Проблема формирования ценностных ориентаций отражена в работах педагогов (З.И. Васильева, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин), социологов (В.В. Ольшанской, В.А. Ядов), психологов (И.В. Дубровина, Д.Н. Узнандзе) и отечественных философов (С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко). Исследователи M. Дж. Девост, Б. X. Хьютон, Н. А. Поллард отмечают, что в киберэкстремизме объединяются незаконное эксплуатирование информационных систем в целях, которые способствуют реализации террористических операций или актов.[3] За последнее время проблема киберэкстремизма приобрела довольно масштабный характер. Всё больше проводится профилактических мероприятий, для информирования не только подростков, но и всего населения.
В общем смысле под киберэкстремизмом понимают экстремизм в виртуальном пространстве. В свою очередь, экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии и т. д. [2]
Были выделены признаки, на основе которых можно разглядеть влияние киберэкстремизма на подростка:
·    манера поведения становится значительно более резкой и грубой;
·    резко изменяется стиль одежды и внешнего вида;
·    на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями социально-экстремального содержания;
·    в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика, предметы, которые могут быть использованы как оружие;
·    резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
·    псевдонимы в Интернете, пароли и т. п. носят экстремально-политический характер [1].
На базе МБОУ «Мокро-Орловская СОШ», среди обучающихся 9 класса, была проведена диагностика, целью которой было изучение проявления экстремизма в подростковом возрасте. Обучающиеся, участвовавшие в исследовании, отвечали на вопросы связанные их религиозной и национальной принадлежностью, отношением к людям других национальностей в повседневной жизни, а также с возможностью проявления экстремизма в социальных сетях. На основании исследования был сделан вывод, что все опрошенные слабо подвержены влиянию экстремистских идеологий. Для большинства национальная и религиозная принадлежность играет немаловажную роль, но, несмотря на это, они готовы беспрепятственно идти на контакт с представителями других наций и поддержать их в любой ситуации. И всё же опасность в сети интернет, несомненно, присутствует и поэтому начеку нужно быть не только самим детям, но и их учителям и родителям.
Профилактика киберэкстремизма в школе позволит выработать у детей «иммунитет» к этому, общественно опасному, явлению и облегчит борьбу с наступающей угрозой в будущем.
На базе общеобразовательных организаций можно выделить три основных направления работы по профилактике экстремизма и межнациональной розни:
1) Работа с детьми:
·       Общая воспитательно-педагогическая работа;
·       Работа с детьми «группа риска»;
·       Работа с детьми, участвующими в противоправных акциях;
2) Работа с педагогическим коллективом:
·       Подготовка педагогов к проведению профилактической работы;
·       Проведение организационно-профилактических мероприятий;
3) Работа с родителями:
·       Проведение родительских собраний по данной проблеме;
·       Индивидуальная работа со «сложными» семьями;
Цели проведения таких работ:
1) Информирование детей и подростков по данной проблеме;
2) Формирование положительного отношения к вопросам толерантности;
3) Формирование мировоззрения и нравственных установок, препятствующих проявлениям экстремизма;
Возможные формы организации работы с учащимися:
·    классный час;
·    беседа;
·    ролевая и деловая игра;
·    мозговой штурм;
·    круглый стол;
·    дискуссия;
·    конкурс творческих работ;
·    показ видеоматериалов;
Возможные формы организации работы с учащимися:
·    классный час;
·    беседа;
·    ролевая и деловая игра;
·    мозговой штурм;
·    круглый стол;
·    дискуссия;
·    конкурс творческих работ;
·    показ видеоматериалов;
Примеры тематических мероприятий, проводимых в начальной школе:
·    «Легко ли быть особенным»
·    Игра «Наша социальная сеть»
·     «Мы – наше будущее»
·    «Интернет - это хорошо или плохо»
·    «Научись дружить»
·    «Интернет. Где опасно, а где нет?»
·    «Сказка – ложь, да в ней намёк»
·    «Чудесная планета дружба»
Примеры тематических мероприятий, проводимых для учеников средней школы:
·    «Небо общее для всех»
·    «Сила государства в единстве народов»
·    «Что такое экстремизм»
·    Беседа «Как обезопасить себя в интернете»
·    «Я хороший, я плохой»
·    «Национальное разнообразие – духовное богатство России»
·    «Мы едины – мы сильны»
·    «Мир дому твоему»
Примеры тематических мероприятий, проводимых для обучающихся старших классов:
·    «Молодежь против экстремизма»
·    «Основы безопасного интернет-сёрфинга»
·    «Безопасное интернет-общение»
·    «Культурный мир нашей родины»
·    «Опасность экстремизма»
·    «Конфиденциальность личной информации в сети интернет»
·    «Мы разные, но мы вместе!»
·    Час общения «Я и мы»
·    «Терроризм – угроза, которая касается каждого»
Тематика для родительских собраний:
Начальная школа:
·    «Детская агрессия. Причины и последствия»
·    «Мама, папа, я – дружная семья»
·    «Основы семейной толерантности»
Средняя школа:
·    «Научитесь терпению»
·    «Ваш ребёнок – подросток. Психологические особенности»
·    «Компромисс – выход и возможность»
Старшая школа:
·    «Молодёжные движения и организации»
·    «Где ваш ребёнок вечером?»
·    «Экстремизм – опасность»
Обязательно для родителей детей младшего и среднего звена:
·    «Программы родительского контроля. Настройка и управление»
Подводя итоги можно сказать, что для классного руководителя проведение подобных мероприятий не менее важно, чем передача знаний и формирование умений и навыков. Следуя этим рекомендациям, педагоги смогут не только сформировать правильное мировоззрение, но и сохранить психическое и физическое здоровье ребёнка, а также помогут поддерживать правильные взаимоотношение детей и их родителей. Подобные рекомендации будут полезны как начинающим, так и опытным педагогам.

Библиографический список:

1.  Романова, М.В. Социально-психологические причины возникновения киберэкстремизма / М. В. Романова // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодёжи. – 2013. – С. 9.
2.  Старкова, Н. А. Киберэкстремизм в молодёжной сфере как социальная проблема / Н. А. Старкова, А. Н. Старков, Е. В. Чернова // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 12–7. – С. 1550–1554.
3.  Тимоти, Т. Л. Сдерживание асимметричных террористических угроз, стоящих перед обществом в информационную эпоху / Т. Л. Тимоти // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – 2002. – С. 165.



2022