НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маренич Н. Н. Школа молодого педагога – одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf


С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно.
Что включает в себя профессиональная педагогическая деятельность? Каковы ее особенности? Как настроить молодого специалиста на правильное восприятие и понимание этой деятельности?
По мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, профессиональная педагогическая деятельность имеет следующие характерные особенности:
- не допускает скидок на недостаточную квалификацию;
- высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
- педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
- работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции.
Учитывая эти особенности, мы постоянно должны нацеливать молодых воспитателей на организацию работы с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса, реагировать практически мгновенно на все изменения, происходящие в дошкольном образовании, быть восприимчивыми ко всем государственным нововведениям.
Поэтому вопрос создания Школы молодого педагога является современным и актуальным практически для любого дошкольного учреждения.
Целью работы Школы является:
- создание условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи Школы:
ü Помочь молодым педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми, родителями);
ü Обеспечить постепенное вовлечение молодых педагогов во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых педагогов потребности в непрерывном самообразовании;
ü Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов, поддержать эмоционально, укрепить веру в себя, формировать интерес к педагогической деятельности;
ü Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.
Осуществляя работу «Школы молодого педагога» мы рассчитываем получить следующие результаты:
ü Сформируются педагогические кадры, способные отвечать вопросам современной жизни.
ü Сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.
ü Повысится доля педагогических работников, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
Деятельность «Школы молодого педагога» способствует тому, чтобы из молодого специалиста «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
«Школа молодого педагога» в нашем детском саду работает давно. Только называлась эта форма методической поддержки молодых воспитателей проще – наставничество. За каждым воспитателем закреплялся наставник. Он помогал войти в профессию, советовал, оказывал консультативную помощь по мере необходимости. Но изменения, происходящие в современном дошкольном образовании, диктуют совершенно другие формы организации работы. Так, в нашем ДОУ возникла «Школа молодого педагога».
Кого мы зачисляем в Школу? Мы считаем, что не только педагоги, закончившие педагогический колледж совсем недавно должны в нее входить. Это могут быть и специалисты с определенным стажем педагогической деятельности, с наличием квалификационной категории.
Особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования. Если молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной.
На сегодняшний день в нашей Школе обучаются 5 специалистов, за ними закреплены педагоги-наставники. За последние три года у нас в детском саду постоянно происходит прибавление молодых воспитателей. В 2018 г. к нам пришло 2 специалиста, в 2019 г. – 2 специалиста, в 2020 г. – 1 специалист. Найти молодых специалистов очень сложно.
Чтобы получить «Идеального работника» работу «Школы молодого педагога» нужно проводить, используя разнообразные формы. Наиболее часто используют такие формы: наставничество,консультации, практические занятия, мастер-классы, открытые просмотры.
Одной из новых и интересных форм работы является Welcome-тренинг. Главная польза: быстрая адаптация новичков.
В первый рабочий день новичка руководство детского сада проводит для него welcome-тренинг. Это не тренинг как таковой: он не предназначен для того, чтобы обучить чему-то, а помогает новому сотруднику быстро освоиться и стать «своим» в коллективе. Может проходить в формате круглого стола, дискуссии и ответа на вопросы, экскурсии по детскому саду, просмотра видеороликов о будущей работе.
Во время welcome-тренинга специалист отдела кадров или другой сотрудник, который оформляет новичка на работу, проводит ориентационное собеседование. Рассказывает об образовательной организации, знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка, положениями корпоративной культуры. Проводит ознакомительную экскурсию по зданию детского сада.
Заведующий объясняет задачи и требования к работе, отвечает на вопросы и рассматривает пожелания нового сотрудника, назначает наставника на период адаптации. Непосредственный руководитель молодого специалиста знакомит с коллективом и рабочим местом.
Опыт показывает, что если новый сотрудник на этапе вводного тренинга получил правдивую информацию о будущей работе, то это упрощает период его адаптации. Именно поэтому во время welcome-тренинга важно говорить о реальных правилах поведения в организации, чтобы получить реально адаптированного сотрудника.
Также специалисты советуют разработать корпоративную брошюру «Книга нового сотрудника». Вручайте ее каждому новичку в первый рабочий день. В брошюру включите: режим работы, правила внутреннего распорядка, схему здания, ответы на частые вопросы, список рабочих контактов. Это сэкономит массу времени и новому работнику, и его коллегам.
Самой традиционной и проверенной годами формой «Школы молодого педагога» является наставничество. Главная польза: новичок начинает самостоятельно работать под контролем опытного коллеги.
В большинстве детских садов схема наставничества такая: молодые специалисты → наставник (воспитатель) → заместитель заведующего по воспитательно-методической работе → заведующий. Каждый отчитывается о своей работе перед вышестоящим руководителем.
Выбирать наставников нужно из самых подготовленных специалистов. У них должен быть высокий уровень профессиональной подготовки (высшая категория, ученая степень, звание), развитые коммуникативные навыки, опыт воспитательной и методической работы, стабильные положительные результаты в работе, желание делиться профессиональным опытом, педагогический стаж не менее 5 лет.
Чем меньше у наставника подшефных молодых педагогов, тем качественнее адаптация. Чаще всего в детских садах одному наставнику поручают вести не более трех молодых специалистов.
Наставник не должен постоянно поучать молодого коллегу или только демонстрировать свой опыт. Наставничество – это постоянный диалог, а значит, нужно быть терпеливым и целеустремленным. В работе с молодым педагогом наставник использует деловые и ролевые игры, работу в малых группах, анализ ситуаций, самоактуализацию. Все это помогает развивать у новичка деловую коммуникацию, личное лидерство, способность принимать решения и аргументированно формулировать свои мысли.
Специалисты советуют назначить за наставничество ежемесячную доплату или другие материальные поощрения. Педагог не обязан курировать молодого специалиста бесплатно.
Эффективность адаптации возрастает, если в детском саду практикуется индивидуальный подход к каждому молодому специалисту. В разных учреждениях форму индивидуального подхода называют по-разному: план профессионального становления молодого педагога, программа развития, индивидуальная программа адаптации. В нашем ДОУ составлен план работы «Школы молодого педагога», а выглядит он вот так:

План работы «Школы молодого педагога» на 2017\2018 г.г.

Тема

Форма работы

Срок исполнения

Ответственный

Отметка о выполнении

Содержание комплексно-тематического планирования на 2017\2018 г.г.

Консультация

Сентябрь 2017 г.

Старший воспитатель

Педагог-наставник

Организация прогулки с детьми в разное время года

Открытый просмотр, консультация

Октябрь 2017 г.

Педагог-наставник

Формы проведения НОД с детьми разного возраста.

Консультация, открытый просмотр

Ноябрь 2017 г.

Старший воспитатель

Педагог-наставник

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Условия ее организации

Консультация, открытый просмотр

Декабрь 2017 г.

Педагог-наставник

Организация проектной деятельности с дошкольниками

Консультация, мастер-класс

Январь 2018 г.

Старший воспитатель

Педагог-наставник

Здоровьесберегающие технологии в ДОО

Круглый стол, открытый просмотр

Февраль 2018 г.

Старший воспитатель

Руководитель ФИЗО

Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи. Посещение родительского собрания

Консультация, открытый просмотр

Март 2018 г.

Старший воспитатель

Педагог-наставник

Самообразование педагога, выбор темы. Наблюдение НОД

Круглый стол, открытый просмотр

Апрель 2018 г.

Старший воспитатель

Педагог-наставник

Организация предметно-пространственной среды в группе и на участке

Консультация, мастер-класс, экскурсия

Май 2018 г.

Старший воспитатель

Педагог-наставник


Прежде чем составлять план работы школы, нужно провести опрос молодых педагогов. Это поможет определить темы занятий с учетом выявленных проблем.
Вот таким образом мы организуем нашу «Школу молодого педагога». Мы надеемся, что данный опыт работы поможет вам в работе с вашими молодыми специалистами, а наша общая педагогическая семья каждый год будет совершенствоваться и развиваться.
Список литературы.
1.       Ковшова Альбина Владимировна «Школа молодого воспитателя — одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя»http://doshkolnik.ru/
2.       Тарлакьян Елена Юрьевна МО "Школа молодого педагога" группа в "Контакте" - "Лаборатория молодых педагогов"
3.       Матвеева Л.В. Методическая работа с педагогами: 25 форм на весь учебный год. Электронный журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 8 август 2016 г.
4.       Электронный журнал Справочник руководителя дошкольного учреждения № 11 ноябрь 2017 г. статья «Коллеги рассказали, что помогло им найти и удержать молодых воспитателей».
2021