Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Платаце Н.С. Методическая разработка «Обучение чтению и письму детей дошкольного возраста»

Библиографическое описание:

Платаце Н.С. Методическая разработка «Обучение чтению и письму детей дошкольного возраста» // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

1. Актуальность избранной тематики

Многие дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения и письма. Процесс становления достаточно сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи.

У ребёнка с нарушениями речи страдает речедвигательное и речеслуховое развитие. Наиболее многочисленной является группа ошибок, обусловленных нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. «Если ребёнок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от ребёнка анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это, в свою очередь, препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребёнка.»[2]

Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма.

В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д.Б. Эльконин, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше, В.Н. Зайцев, В.И. Городилова, С.Ф. Городилова).

Как показывает практика, знание ребёнком букв ещё не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребёнок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребёнок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Большинство детей из массовых дошкольных учреждений не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать такие понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.

Воспитатели массовых дошкольных образовательных учреждений при обучении детей грамоте большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, их слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимания не уделяется. Однако, следует помнить, что навык чтения формируется у ребёнка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

«Обучать детей чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребёнок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребёнку в синтезе слогов и слов.»[5]

Знакомить ребёнка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, находить этот звук в слове, определять в слове его место (начало, середина, конец слова). Научился с помощью звукового анализа давать характеристику звука (гласный или согласный; если согласный, то какой: твёрдый или мягкий, звонкий или глухой). Такой глубокий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребёнку правильно прочитывать и печатать букву, обозначающую этот звук, и всё слово в целом.

Только после освоения послогового чтения ребёнка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.

Ребёнок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определённой последовательности. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели».[7]

К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».[6]

В период обучения чтению и письму также достаточно часто обнаруживаются у детей недостатки зрительно – пространственного восприятия и зрительно – пространственных представлений. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются печатать или читать справа налево. Многим трудно понять и употреблять в речи предложные конструкции, обозначающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитий мелкой моторики (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного освоения актов чтения и письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в головном мозге движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют.

И.Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»[4]. Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона»[3], «Представление, что при любом двигательном тренинге … укрепляются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»[1]

2. Новые аспекты в современных условиях

В самом начале своей работы учителем – логопедом я столкнулась с огромным количеством педагогической литературы - массой методик, тетрадей, букварей по обучению детей дошкольного возраста чтению и письму. Постепенно из этого изобилия выделились те игры и задания, которые были ближе именно мне и, в сочетании с современными технологиями (бумага для ламинирования, маркеры на водной основе), помогали решать насущные задачи обучения, давали очень хорошие результаты в обучении детей слитному послоговому чтению и правильному печатанию букв.

Сначала это были задания на картоне, которые писались от руки или ксерокопировались. Теперь появилась возможность использовать плоскостные ламинированные пособия. На них ребята могут выполнять задания маркерами на водной основе. После выполнения задания, всё лишнее с лёгкостью удаляется при помощи мягкой тряпочки. Такие пособия долговечны, просты в использовании, интересны детям.

3. Роль, значение предлагаемой методики в деятельности дошкольного образовательного учреждения, автора

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении не разочароваться в школьной жизни – является задачей дошкольного образовательного учреждения, на мой взгляд.

Предлагаемая мною методика обучения чтению и письму направлена на предупреждение специфических ошибок у детей дошкольного возраста,

Представленная система работы обеспечивает развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия, речи и мышления.

Использование данной методики, на мой взгляд, помогает не только овладеть техникой свободного чтения, но и создаёт предпосылки для формирования грамотного письма.

4. Цель и основные правила использования данной разработки

Цель обучения сводится к тому, чтобы в игровой форме помочь детям в овладении навыком слитного, плавного чтения (чтобы единицей чтения стал слог, а не буква – ведь именно такой способ обеспечивает правильное чтение) и правильного печатания букв, слогов и слов.

Поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она в моей методике помогает сделать процесс обучения ребёнка интересным.

Методика помогает решить следующие задачи:

· развитие фонематического слуха и фонематических представлений; развитие навыков звукового анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, соотнесение звуков между собой, определение последовательности звуков в слове);

· развитие зрительного восприятия, формирование чёткого зрительного образа букв,

· формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры;

· формирование умения правильно печатать буквы русского алфавита, слоги, слова, предложения;

· совершенствование пространственных ориентировок на листе;

· развитие мелкой моторики с использованием обводок, штриховок.

Данная методика обучения чтению и письму рассчитана на работу в дошкольном образовательном учреждении с детьми четырёх возрастов:

· младший (3-4 года)

· средний (4-5 лет)

· старший (5-6 лет)

· подготовительный к школе (6-7 лет)

Предлагаемый материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами каждого возрастного периода, постепенно переходя от простого к сложному.

Занятия планируется строить на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закреплять работой по развитию речи на основных её уровнях – звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание.

1. Младший возраст (3-4 года)

В этом возрасте изучаются 6 букв: А, О, У, И, М, П. Играм и заданиям, посвящённым непосредственному знакомству детей со звуками и буквами, предшествуют хорошо известные подготовительные игры. Они способствуют:

· развитию слухового и зрительного внимания («Когда это бывает?», «Что звенит?», «Четвёртый лишний», «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Улавливай шёпот», «Эхо», «Повтори за мной»);

· развитию умения управлять движениями кистей рук (мелкая моторика) («Делай как я», «Составь по образцу» - выкладывание из счётных палочек домиков, заборчиков, лесенок, стульчиков, ёлочек и т.д.);

· развитию умения ориентироваться в пространстве (верх-низ, спереди-сзади, лево-право) («Где находится?», «Где звучит?»).

Очень хорошие результаты в этом направлении даёт игра «Мышка и коты»:

Эта игра позволяет усвоить понятия «верх-низ», «право-лево», «центр», закрепить названия основных цветов. Каждому ребёнку даётся лист картона, разделённый линиями на 9 квадратов и фишка. Цвет картона красный, синий, жёлтый или зелёный. Одно такое же крупное пособие крепится на магнитной доске. В его центральной клетке – «норка мышки». Начало отсчёта ведётся только от неё (от центра). Логопед – «мышка», дети – «кошки». Задача детей – поймать мышку, для этого надо точно повторять её путь. Куда бежит мышка, туда же свои фишки ставят и кошки (с обязательным проговариванием направления).

После подготовительных игр следуют игры и задания, используемые при первом знакомстве со звуком и буквой:

· При знакомстве со звуком появляются помощники – звуки (девочки и мальчики) в рубашках и платьях разного цвета (гласные – красного, согласные – синего).

· «Пропевалочка»:

Знакомим детей с буквами, живущими в домиках (гласные – в домике с красной крышей, согласные – в домике с синей крышей) при помощи звукоподражаний. Дети соотносят звук со зрительным образом буквы, запоминают. Кроме того, пропевание звуков помогает развить речевое дыхание, чувство ритма.

А – у зайчика болит живот;

У – воет волк;

О – удивляется лисичка;

И – улыбается белочка;

Л – песенка без слов;

З – поёт комарик;

П – пыхтит кашка;

Ц – поёт синичка;

М – мишка зовёт маму;

Б – бьёт барабан;

Т – стучит молоточек;

Ч – чихает Чебурашка;

Н – погоняют пони;

Д – дудит дудочка;

К – капает капля;

Щ –злится щука;

Р – рычит собачка;

Ф – фырчит ёжик;

Х – смеётся Хрюша;

Г – падает град;

В – плачет собачка, поранила лапку;

С – наливаем холодную водичку;

Ш – наливаем тёплую водичку;

Ж – жужжит жук.

3) «Закончи рисунок»:

Ребёнку даётся плоскостное ламинированное пособие и задания:

· дорисовать картинку по точкам;

· раскрасить картинку;

· найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов даётся изучаемая буква);

· найти на картинке предметы, в названии которых есть изучаемый звук.

4) «Домик для буквы»:

Вводим понятия «гласные – согласные буквы» и обозначаем цветом. Дети селят буквы в свои домики.

5) Также в этом возрасте дети выполняют такие задания:

· изобрази букву с помощью счётных палочек;

· «напиши» букву в воздухе;

· раскрась букву нужным цветом.

2. Средний возраст (4-5 лет)

В этом возрасте изучаются 9 букв: А, О, У, И, Т, П, М, Н, К.

Игры и задания для этого возраста:

1) Игра «Мышка и коты»:

Продолжаем играть с детьми в усложнённый вариант игры: к основным цветам плоскостных квадратов добавляются оттенки (голубой, фиолетовый, оранжевый). На самих квадратах добавляем цифры для обозначения клеточек от 1 до 9. В этом возрасте ведущую роль может брать на себя и ребёнок, становясь «мышкой» и задавая направление движения. Начало движения может быть с любой клетки, по желанию водящего.

2) При знакомстве с основными характеристиками звуков появляются помощники – звуки (девочки и мальчики) в рубашках и платьях разного цвета (гласные – красного, согласные твёрдые – синего, согласные мягкие – зелёного, звонкие согласные – на рубашке колокольчик).

3) При знакомстве с буквой предлагаются следующие задания (при помощи ламинированных листов и маркера на водной основе):

· обведи букву по контуру и раскрась её нужным цветом;

· выложи букву из счётных палочек;

· определи форму и количество элементов буквы;

· пропечатай букву по точкам;

· самостоятельно пропечатай букву.

4) Игра «Узнай букву»:

Ребёнку завязываются глаза. В руки даётся большая плоскостная буква. Ребёнок при помощи тактильных ощущений пытается угадать, что за буква у него в руках.

5) «Продолжи орнамент»:

Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные виды линий. Ориентироваться на образец. Такие задания подготавливают ребёнка к написанию различных букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.

6) Закреплению знаний о новом звуке и новой букве помогают игры и задания под общим названием «Буквы ходят в гости».

На ламинированных листах два вида домиков – для гласных и согласных букв – изображены соответственно в левой и в правой стороне листа. Знакомясь с буквой, ребёнок раскрашивает нужным цветом домики и буквы, с помощью маркера на водной основе «ведёт» в гости букву слева – направо и пропевает получившуюся общую песенку. При выполнении ребёнком этого задания необходимо следить, чтобы 1ый и 2ой звуки произносились слитно, без перерыва.

На пути буквы могут встречаться различные препятствия (дорожки, камушки, речки и т.д.). В начале работы они обводятся цветными карандашами, раскрашиваются, через них прокладываются мостики.

По мере изучения букв, квартир в домиках становится всё больше.

7) Игра «Волшебные цветы»:

Эта игра способствует закреплению умения плавного, слитного слияния букв в слоги, чтению прямых и обратных слогов. В центре цветка и на его лепестках напечатаны пройденные буквы. Ребёнок при помощи маркера ведёт линии от буквы к букве, пропевает их общие песенки.

8) Игра «Домики для слогов 1»:

Задание на выкладывание и печатание букв по образцу, развитие умения давать фонематическую характеристику пройденным звукам.

3. Старший возраст (5-6 лет)

В этом возрасте изучается 12 букв: Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Ы.

Игры и задания для этого возраста:

1) Для знакомства детей с понятием «мягкость-твёрдость согласных звуков» появляются два помощника – брат мягкий (мальчик в зелёной рубашке) и брат твёрдый (мальчик в синей рубашке), а для знакомства с понятием «глухость – звонкость согласных звуков» появляются дедушка (глухие согласные) и внучек (мягкие согласные).

2) Игра «Домики для звуков»:

Эта игра позволяет закрепить знания о согласных твёрдых и мягких, развивает фонематический слух. Большой город, в котором живут в домиках согласные буквы. Каждая буква обозначает два звука и соответственно имеет 2 домика (синий – звук твёрдый, зелёный – звук мягкий). Учим детей внимательно слушать, как звучит первый звук в слове, поселяем в нужный домик.

3) Игра «Построй забор для домика»:

Эта игра закрепляет знания о звуках. Домик, на разноцветных дощечках прибиты буквы, нужно придумать слово и составить заборчик в зависимости от характеристики звуков в этом слове.

4) Игра «Не ошибись»:

Эта игра способствует развитию фонематических процессов у ребёнка. С помощью плоскостных пособий в виде полосок и фишек, дети определяют положение звука в слове (начало – конец слова).

5) С помощью плоскостных пособий и маркеров, детям предлагаются задания для работы над двух- и трёхсложными словами. Ребёнку необходимо слово напечатать, определить количество слогов, выделить гласные в слове. С помощью этой игры закрепляется умение определять количество слогов по количеству гласных в слове, Дети учатся проверять это правило с помощью руки, рисовать слоговую схему слова.

6) Так же в этом возрасте предлагаются задания на печатание маркерами изучаемых букв и слогов с ними на плоскостных пособиях.

4. Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

В этом возрасте изучается 12 букв: Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Игры и задания для этого возраста:

1) Игра «Домики для слогов 2»:

Эта игра тренирует ребёнка в звуко-буквенном анализе открытых слогов, закрепляет знания о твёрдых и мягких согласных в слоге, о смягчении согласных гласными – «волшебницами». В игре имеются 2 домика (каменный для слогов с твёрдыми согласными, соломенный – для слогов с мягкими согласными) и карточки со слогами с парными гласными (СА – СЯ, ТО – ТЁ и т.д.) и пройденными согласными. Ребёнок находит пару слогов и раскладывает по домикам в зависимости от характеристики согласного.

2) Игра «Найди свой домик»:

Эта игра закрепляет знания о глухих-звонких парных согласных. Два домика, в которых живут дедушка (глухие согласные) и внучек (звонкие согласные), комплект букв. Ребёнку нужно дать характеристику звука и поселить букву в нужный домик.

3) С помощью плоскостных пособий продолжается работа над печатанием изучаемых букв и слогов; работа над трёх и четырёхсложными словами; работа по определению положения звука в слове (начало, середина, конец) Продолжаем составлять звуковые схемы слогов и слов, подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему.

4) Игра «Дружные соседи»:

Эта игра тренирует ребёнка в закреплении знаний о двузвучных гласных, смягчающих или не смягчающих согласную, стоящую в слоге перед гласной. Изображение двухэтажного домика с красной крышей (с нём живут только гласные) и этажами двух цветов: 1ый этаж - синий (на нём живут гласные А, О, У, Ы, Э – они не смягчают согласную), 2ой этаж – зелёный (на нём живут гласные Я, Ё, Ю, И, Е – они смягчают согласную). У этой игры множество вариантов для тренировки ребёнка в звуко-буквенном анализе и синтезе слогов и слов.

ВЫВОДЫ:

Достижения при использовании данной методики определяются наглядностью и занимательностью рабочего материала. Дети охотно выполняют задания, с интересом играют и одновременно обучаются.

Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с большим интересом включаются в игры с буквами, звуками, слогами, словами.

Библиографический список:1.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М.: 1977. 175 с.

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: Новая школа, 1993. 95 с.

3. Кольцова М.М. Ребёнок Учиться говорить. М.: Советская Россия, 1979. 98 с.

4. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. М.: Аркти, 2005. 222 с.

5. Новикова Е.В. Логопедическая азбука. М.: ГНОМ, 2004. 128 с.

6. Ушинский К.Д. Родное слово. М.: 1991. 447 с.

7. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты //Вопросы психологии. М: 1956. 53 с.
2023