НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фролкина Л.П., Федорова Е.Г. Организация взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
ст.18 Закона «Об образовании РФ»
Оптимизация развития ребенка, его будущее напрямую зависят от того насколько плодотворно взаимодействуют и гармонично дополняют друг друга два социальных института - детский сад и семья, насколько тесно объединены усилия педагогов и родителей. Однако на практике мы сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Это происходит по ряду причин: нехватка времени, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии, недопонимание родителями своей значимости в воспитании ребенка, отсутствие доверительных отношений с педагогами ДОУ.
Осознавая масштабы данной проблемы, мы пришли к выводу:
Ø инициатива по установлению сотрудничества с родителями воспитанников должна идти от педагога (он профессионально подготовлен, понимает, что успех воспитания детей зависит от согласованности действий семьи и ДОУ, осознает значимость статуса родителей в воспитании детей);
Ø дошкольное образовательное учреждение помимо воспитания ребенка, принимает на себя роль источника информации для семьи, так как педагогическая компетентность родителей является основополагающей в достижении успехов в воспитательно-образовательном процессе;
Ø педагогу необходимо в совершенстве владеть коммуникативными, профессиональными и педагогическими умениями, чтобы достойно перейти к партнерскому взаимодействию с семьями воспитанников.
Разрабатывать систему сотрудничества с родителями мы начали с вопроса «Как побудить родителей к деятельному участию в развитии детей и проявлению активности в воспитательном процессе?». После проработки методических пособий и рекомендаций В.А.Березиной, Л.И.Виноградовой, О.И.Волжиной, Т.Н.Дороновой была обозначена цель нашей работы - организовать единое образовательное пространство ДОУ и семьи посредством повышения уровня педагогической грамотности родителей для полноценного развития детей.
Мы определили ряд задач, способствующих эффективному достижению результата:
1.       Установить доверительные отношения между детьми, родителями и воспитателями.
2.       Определить потребности семьи в образовательных услугах, повысить педагогическую культуру родителей.
3.       Разработать систему сотрудничества, с использованием интерактивных форм взаимодействия с семьей.
4.       Приобщить родителей к активному участию в жизни детей, группы и ДОУ.
Привлечение семьи на сторону педагога в плане единого подхода в воспитании ребенка - это кропотливый труд, состоящий из нескольких этапов:
I этап. Контакт на доверительной основе.
Педагог акцентирует внимание родителей на положительных качествах ребенка (его успехах, маленьких победах, достижениях), тем самым проявляя свои личностные качества (внимательность к детям, доброту, заботу). Это вызывает уважение родителей и повышение имиджа педагога.
II этап. Перцептивное общение (умение «читать» внутренний мир людей).
Педагог определяет состояние, настрой родителей, выявляет их отношение к вопросам воспитания ребенка, создает почву для взаимопонимания, в некоторой степени способен влиять на родителей доверительно сообщая о своих затруднениях, советуясь с ними как поступить. Родители начинают позиционировать себя субъектом воспитательного процесса.
III этап. Интерактивное общение (единое педагогическое воздействие).
Педагог развивает потребность родителей делиться своими достижениями, в случае проблем, совместно их решать путем поиска педагогических приемов с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. На этом этапе определяются, принимаются и соблюдаются единые требования к ребенку в ДОУ и дома.
IV этап. Открытость педагогического процесса.
Педагог создает условия, предполагающие участие родителей в образовательном процессе, в какой-то деятельности, мероприятии, родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Родители получают возможность увидеть своего ребенка с нового ракурса, отметить его положительные или отрицательные качества.
Разработанная нами система взаимодействия ДОУ с семьей направлена на внедрение традиционных и апробацию инновационных форм работы. Предварительно изучив образовательные приоритеты родителей путем анкетирования, тестирования и опросов, мы развивали партнерские отношения с семьями воспитанников по следующим направлениям:

Направление работы

Форма работы

Педагогический минимум

1.       Повышение педагогической культуры родителей
Индивидуальные беседы
Консультации
«Круглый стол»
Творческие группы по интересам
Специализированные тренинги
Почта и телефон доверия
Лекции, семинары-практикумы
Родительские собрания
День открытых дверей
«Родительская Академия»
Личные блокноты
Ознакомление с особенностями психического и физического развития детей в разных возрастных категориях.
Популяризация здорового образа жизни.
Формирование представлений о педагогических технологиях.
Знакомство с инновационными системами семейного воспитания.
2.       Совершенствование правовой грамотности родителей
Информационный стенд
Папки-передвижки, буклеты
Периодические издания
Консультативный пункт
Интеллектуальный ринг
Презентации
Брошюры
Декларация прав ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка
Семейный кодекс РФ
Закон «Об образовании»
Конституция РФ
ФГОС ДО
3.       Включение родителей в деятельность ДОУ
Интернет-сайт группы
Конкурсы, викторины
Проектная деятельность
Праздники, экскурсии
Мастер-классы
Тематические выставки
Родительская гостиная
Обмен метод. литературой,
периодикой
Выпуск газеты «Жизнь
замечательных детей»
Знакомство родителей с основными положениями учебно-воспитательного процесса ДОУ.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Ознакомление с основами театрализации.
Формирование представлений о режимных моментах.
Проводимая работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, так как построена на следующих принципах:
1.       Доступность детского сада для семьи.
Родители имеют возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок посредством создания активных форм общения детей и взрослых (посещение родителями режимных моментов ДОУ).
2.       Персональный подход.
Сотрудничество осуществляется с учетом типа семьи, стиля семейных отношений, психологических и эмоциональных особенностей родителей. Педагог дает возможность родителям почувствовать свою компетентность, показывает родителям, что совокупности они – партнеры и единомышленники.
3.       Принцип вежливости (тактичность, одобрение, благожелательность, корректность).
Педагог всегда стремится быть в хорошем настроении, находит возможность отметить успехи ребенка, дает возможность родителям высказать свою точку зрения, эмоционально уравновешен.
4.       Предупреждение возникновения проблемных ситуаций.
Педагог ежедневно информирует родителей о том, как прошел день ребенка, чем он занимался, в какой деятельности преуспел.
5.       Сотрудничество, а не наставничество.
Педагог создает атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, искренне заинтересован в проблемах семьи и проявляет желание помочь.
6.       Доброжелательность в общении - ведущая составляющая педагогического мастерства.
Педагог должен всегда помнить, что ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями весомее отдельного отлично проведенного мероприятия. К сожалению, бывают исключения, когда педагог вынужден участвовать в споре, но даже в этой ситуации он должен не терять самообладания, быть лаконичным, уметь прогнозировать последствия своих слов, опираться на факты и логику, не бояться признать свою ошибку.
Наш опыт работы с семьями воспитанников, позволил создать положительный эмоциональный фон совместной деятельности, повысил активность родителей при анализе педагогических ситуаций, проявил желание участвовать в творческой деятельности с детьми. Сотрудничество помогло родителям войти в мир ребенка, увидеть его индивидуальные особенности, осознать необходимость в развитии способностей, в корректировке поведения.
Как и следовало ожидать – в самом большом выигрыше оказались наши дети, ради которых и осуществлялось это взаимодействие. Мы всегда помним, что ребенок – главное действующее лицо единого образовательного пространства, а дошкольное учреждение – посредник между ребенком и родителем. Объединение усилий педагогов и родителей обеспечивает ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, способствует становлению полноценной личности.

Список литературы

1. Березина В. А., Виноградова Л.И., Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча. СПб.: Каро, 2013
2. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Доронова Т. Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ. М.: Линка – Пресс, 2006.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N1155. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N30384.
2019