Библиографическое описание:
Ковалева Е.А. Сценарий методической разработки "Чыл пазы" // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Введение
Методическая разработка данного внеклассного мероприятия содержит как теоретические, так и практические материалы по организации воспитательного процесса в МБОУ «Сарагашская сош».
Тематическая направленность методической разработки
Игра – один из основных видов деятельности детей, естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. Данное мероприятие проводится в виде всем известной игры «Поле чудес».
Актуальность
Цель данной работы – организация не только интересного, но и познавательного совместного досуга.
С каждым новым поколением дети всё меньше знают об особенностях родных национальностей. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и вес что связано с народной культурой.
Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает различные игровые формы (в рамках одного мероприятия), позволяющие развивать в детях творческую активность, способствующую профилактике асоциального поведения детей, включает детей и взрослых в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие. Методическая разработка содержит теоретический материал и советы по применению в педагогической практике при организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Цели и задачи методической разработки
Цель: приобщение школьников к национальной культуре и традициям хакасского народа.
Задачи:
- Познакомить с ритуалами и обрядами празднования одного из основных праздников хакасского народа;
- Воспитывать интерес детей к хакасской культуре и национальным спортивным играм.
Механизм реализации замысла методической разработки
Реквизит, оборудование:
- Игровое поле «Барабан»;
- Национальные хакасские костюмы;
- Макеты костров;
- Макет Священной берёзы;
- Разноцветные ленты (для проведения обрядов);
- Ватман, маркеры («Галерея отзывов и пожеланий»);
- Реквизиты для игр; деревянная метровая палка, дротик.
Оформление:
- На сцене размещены макеты трёх костров и макет берёзы;
- В центре зала – игровой «Барабан».
Музыкальное оформление:
- Музыкальный центр, колонки усиления звука.
- Диск с фонограммами песен плюс и минус, музыкальными заставками для игр, фонового украшения стихов и слов ведущей.
Условия реализации разработки. Ресурсное обеспечение
Ведущий – педагог организатор;
Затейники - учащаяся школы (организаторы подвижных игр);
Чтецы – учащиеся школы;
Музыкальный руководитель – учитель музыки.
Методика организации внеклассного мероприятия
Работу по организации данного мероприятия можно разделить на четыре этапа:
1 этап – Моделирование. Определяем тему, цели, задачи, форму проведения и примерное содержание данного мероприятия, дату проведения; соответствие возрасту детей; осуществляем подбор заданий.
2 этап – Подготовка мероприятия. Даём информацию о предстоящем мероприятии (Объявление: «Мальчишки и девчонки, а также и родители! Приглашаем вас на интеллектуально-познавательную, спортивно-развлекательную игру «Поле чудес!» Ждём вас 22 марта в 14.00. в актовом зале школы»); готовим место проведения мероприятия, музыкальное и световое оформление, техническое обеспечение; реквизиты и костюмы; выбираем ведущего, осуществляем подбор артистов; разрабатываем программу мероприятия; закупаем призы; пишем сценарий; проводим репетиции.
Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
Составление плана работы.
Определение хода и содержания мероприятия.
Анализ и подбор литературы.
Определение методов и приемов.
Разработка сценария.
Оформление актового зала.
Подготовка реквизита.
Изготовление макетов.
Определение участников (актеров, ведущих).
Составление и оформление сценария.
Подготовка и распределение заданий, ролей.
Репетиции, корректировка сценария.
Составление сметы расходов на проведение мероприятия.
Приобретение призов, грамот.
Определение места, времени, даты проведения.
Согласование с администрацией.
Решение организационных вопросов.
Объявление.
Приглашение зрителей, гостей.
3 этап – Проведение мероприятия
Главные условия:
1. Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
2. Все занятые в проведении мероприятия должны хорошо знать, что и когда следует делать;
3. Привлечь как можно больше участников в ходе проведения.
4 этап – Подведение итогов мероприятия
(оценка мероприятия учащимися)
Все желающие оставляют свои отзывы и пожелания.
Анализ мероприятия организаторами игры.
Сценарий проведения игры: «Поле чудес»
Перед началом звучит хакасская «Праздничная» народная музыка, призывая участников к началу игры.
На сцену выходит ведущий в национальном платье. На фоне музыки говорит слова
Ведущий: Добрый день! Мы сегодня собрались с вами, чтобы поиграть, повеселиться, узнать много нового и просто интересно провести время!
Хакассия - земля родная!
Ты существуешь с давних пор.
Жила ты, светлых дней не зная,
Терпя бесправия позор. (Н. Доможаков, пер. Ф. Потёмкиной)
Чыл пазы (на русском языке - Голова года или Начало года) - один из главных календарных праздников хакасского народа. Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия - 22 марта. Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живёт» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Осенью - духи земли, духи рек, тайги уходят на небеса, весной с первыми лучами солнца они возвращаются. Считается, что людям нужно хорошо подготовиться к их встрече. Праздник Нового года, начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивался первыми раскатами грома.
Песня «Хакасская земля» (музыка народная, слова С. Кадышева)
Начало игры
После каждого тура проводится хакасская национальная игра.
Ведущий: Мы с вами должны выбрать трех участников. Как же нам это сделать? Я сейчас буду загадывать хакасские народные загадки, кто отгадает тот и будет участником первого тура игры. Внимание:
1. Зеленый дом без окон (арбуз).
2. Стоит мой дед, покрытый белой краской (берёза).
3. Один парень с пятью поясами (бочка).
Ведущий: Мы поздравляем участников первого тура. Прошу занять свои места.
I тур
Звучит музыка. Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков.
Ведущий: Как на хакасском языке называют духов: (чаян)
Ребята по очереди вращают барабан, угадывают буквы. Кто первый угадывает слово, становится победителем 1-й тройки игроков.
Ведущий: А сейчас давайте поиграем в хакасскую народную игру: «Хол тартызах».
Затейники: Ребята объясняют правила игры. Игра проводится 3-4 раза. Победителям вручаются призы.
(Приложение 1. Игра 1.)
II тур
Ведущий: Еще одна традиция праздника Чыл пазы - это разведение костров. В этот день разводили три огня:
Выступление детей
1-й ученик: Ритуал почитания огня. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь («кормили» огонь). Так проходил обряд благодарения Огня.
2-й ученик: Ритуал очищения души. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрные ленточки, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.
3-й ученик: Ритуал почитания Природы. На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.
Ведущий: А сейчас проведем отбор участников для второй тройки игроков. Я загадываю загадки, кто отгадал выходит на сцену. Внимание:
1. Черные собаки идут вдвоем и снег лижут (валенки)
2. На одной горе много травы, да скот эту траву не ест. (волосы)
3. Вокруг озера сидят сизые утки. (глаза и ресницы)
Ведущий: Мы поздравляем участников второго тура. Игроков прошу занять свои места.
Звучит музыка. Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков
Ведущий: Внимание, следующее задание:
Как на хакасском языке называется ленточка, которая использовалась для ритуала Очищения души? (ЧАЛАМА)
Ребята вращают барабан по очереди, угадывают буквы. Отгадавший слово, становится победителем 2-й тройки игроков.
Ведущий: А сейчас мы с вами проведём ритуал Очищения души (всем участникам мероприятия раздаются чёрные ленточки. Ребята завязывают узлы на чаламе, а затем бросают в костёр (макет костра находится на сцене), который называется Очистительным).
Ведущий: А сейчас мы познакомим вас ещё с одной хакасской народной игрой «Мечеекей».
Затейники: Ребята объясняют правила игры. Игра проводится 3-4 раза. Победителям вручаются призы.
(Приложение 1. Игра 2.)
Песня «ПАЙ ХАЗЫН» «Священная береза» (слова и музыка М.П. Боргоякова)
(Приложение1. Текст песни 4)
III тур
Ведущий: Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В праздник Чыл пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают чалама белого, красного, синего цветов.
Выступление девочек:
1. Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел, верность, преданность.
2. Красный цвет - символ Солнца и Огня, символ тепла, жизни и достатка.
3. Синий цвет - символ чистого неба, мира и согласия.
4. Привязывание чалама сопровождается такими словами:
На белую грудь твою – Белые чалама!
Всемогущему Небу – Синие чалама!
Пламенеющему Солнцу – Красные чалама!
Ведущий: Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду. Ленты можно завязывать и других цветов, самое главное верить, что всё обязательно сбудется.
А сейчас проведем отбор участников для третьей тройки игроков. Я загадываю загадки, кто отгадал выходит на сцену. Внимание:
1. Зимой бедный, летом богатый. (Дерево)
2. Стал свертывать длинный аркан, но не смог. (Дорога)
3. Среди тридцати овец
4. один крупный баран ходит. (Язык изубы)
Ведущий: Мы поздравляем участников третьего тура. Игроков прошу занять свои места.
Звучит музыка. Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков
Ведущий: Внимание, следующее задание: Как на хакасском языке называется берёза? (ХАЗЫН)
Ведущий: А сейчас давайте с вами проведём ритуал повязывания чаламы: (всем участникам мероприятия раздаются разноцветные ленточки. Ребята завязывают их на берёзе - макет дерева находится на сцене).
Ведущий: А сейчас мы познакомим вас ещё с одной хакасской народной игрой «Килин - чарыс».
Затейники: Ребята объясняют правила игры. Игра проводится 3-4 раза. Победителям вручаются призы.
(Приложение 1. Игра 3.)
Финал игры
Ведущий: В Чыл пазы проходят и другие обряды - дарение небесным духам животного, чтобы оно могло быстрее прийти на помощь людям.
А какое животное было принято дарить у хакасов нам подскажут участники финального тура. Мы приглашаем победителей 1-го, 2-го, 3-го, тура для участия в финале игры.
Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков. Ребята вращают барабан по очереди, угадывают буквы. Отгадавший слово, становится победителем игры.
Ведущий: Внимание вопрос: Какое животное было принято дарить у хакасов небесным духам? (ЛОШАДЬ)
Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков. Ребята вращают барабан по очереди, угадывают буквы. Награждение победителя.
Ведущий: Наша игра подошла к завершающему этапу. Мы не только интересно провели с вами время, но и узнали много нового. Я хочу поздравить вас ещё с одним новым годом, пожелать вам успехов, здоровья. До новых встреч.
Сценарный план
1. Начало. Выступление ведущего.
2. Песня «Хакасская земля» (музыка народная, слова С. Кадышева).
3. I тур. Отбор первой тройки игроков.
4. Проведение игры.
5. II тур. Отбор второй тройки игроков.
6. Проведение ритуала Очищения души.
7. Проведение игры.
8. III тур. Выступление девочек.
9. Отбор третьей тройки игроков.
10. Обряд повязывания чаламы.
11. Проведение игры.
12. Проведение финала игры.
13. Награждение победителей.
14. Заключительные слова ведущего.
Заключение
Игровая деятельность школьников имеет огромное значение. Игра выступает как средство воспитания и обучения ребёнка, передачи им накопленного опыта. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра способствует возникновению и развитию новых возможностей у учащихся, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха и хорошее настроение.
Данное мероприятие можно проводить в рамках изучения национально-регионального компонента на занятиях внеурочной деятельности, элективных курсах, как внеклассное мероприятие.
На мой взгляд, разработку можно назвать универсальной, потому что она охватывает несколько направлений воспитания ребёнка: гражданско-патриотическое, формирование коммуникативной культуры, культуротворческое и эстетическое воспитание, здоровьесберегающее и интеллектуальное, нравственное и духовное воспитание школьника.
Список литературы
1. Бутанаев В.Я., Веник А.А. «Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии», - Абакан. - 1995. - С. 8-28.
2. Хакасский филиал Российского фонда культуры. «Традиционный фольклор народов Сибири в условиях развивающейся России» - Кемерово. - 2010. - С. 28-34.
3. Пособие для учителя «Хакасский детский праздник Тун Пайрам», Абакан, Книжное издательство, 2011. - С. 170-178.
Приложение 1
1.Хакасская национальная игра «Хол тартызах»
Условия игры: В силовой игре «Хол тартызах» (перетягивание рук) участвуют два человека. Они садятся друг против друга, уперевшись ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают поперёк. По команде ведущего оба начинают тянуть друг друга. Победителем становится тот, кто перетянет противника.
2.Хакасская национальная игра «Мечеекей»
Условия игры: Хакасская игра «Мечеекей» напоминает современную западную игру «дартс». На полу чертится круг. На расстоянии нескольких метров. Затем бросается дротик со вставленными в него гусиными перьями. Нужно попасть в центр круга. Победитель в этих соревнованиях получает звание «дальнобойная стрела».
3.Хакасская национальная игра «Килин - чарыс»
Весной, когда у какого-нибудь хозяина овца принесёт троих ягнят или корова отелится двумя телятами, то в аале проводили шуточные соревнования между невестками - «Килин - чарыс». Участвуют от 2 до 10 девушек. На «конях», иногда бегом, они должны пробежать назначенную дистанцию. Победительница получает приз.
4.Текст песни «Священная береза»
Сорока ветвями разрастается,
Пятьдесят зеленых кос
По плечам березы растекаются.
Припев
Если сорок у нее ветвей –
Начинают песню парни.
Если пятьдесят зеленых кос –
Начинают песню девы.
Царская береза издали
В лучах солнца собой светится,
Из года в год ее листвой
Мое сердечко сладко тешится
Припев:
К ней когда я ни приду,
Меня она волнует нежной песнею,
Хрустальный звон ее листвы
Влечет великой тайною небесной
Припев:
Ковалева Е.А. Сценарий методической разработки "Чыл пазы" // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.
Введение
Методическая разработка данного внеклассного мероприятия содержит как теоретические, так и практические материалы по организации воспитательного процесса в МБОУ «Сарагашская сош».
Тематическая направленность методической разработки
Игра – один из основных видов деятельности детей, естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. Данное мероприятие проводится в виде всем известной игры «Поле чудес».
Актуальность
Цель данной работы – организация не только интересного, но и познавательного совместного досуга.
С каждым новым поколением дети всё меньше знают об особенностях родных национальностей. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и вес что связано с народной культурой.
Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает различные игровые формы (в рамках одного мероприятия), позволяющие развивать в детях творческую активность, способствующую профилактике асоциального поведения детей, включает детей и взрослых в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие. Методическая разработка содержит теоретический материал и советы по применению в педагогической практике при организации и проведении воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Цели и задачи методической разработки
Цель: приобщение школьников к национальной культуре и традициям хакасского народа.
Задачи:
- Познакомить с ритуалами и обрядами празднования одного из основных праздников хакасского народа;
- Воспитывать интерес детей к хакасской культуре и национальным спортивным играм.
Механизм реализации замысла методической разработки
Реквизит, оборудование:
- Игровое поле «Барабан»;
- Национальные хакасские костюмы;
- Макеты костров;
- Макет Священной берёзы;
- Разноцветные ленты (для проведения обрядов);
- Ватман, маркеры («Галерея отзывов и пожеланий»);
- Реквизиты для игр; деревянная метровая палка, дротик.
Оформление:
- На сцене размещены макеты трёх костров и макет берёзы;
- В центре зала – игровой «Барабан».
Музыкальное оформление:
- Музыкальный центр, колонки усиления звука.
- Диск с фонограммами песен плюс и минус, музыкальными заставками для игр, фонового украшения стихов и слов ведущей.
Условия реализации разработки. Ресурсное обеспечение
Ведущий – педагог организатор;
Затейники - учащаяся школы (организаторы подвижных игр);
Чтецы – учащиеся школы;
Музыкальный руководитель – учитель музыки.
Методика организации внеклассного мероприятия
Работу по организации данного мероприятия можно разделить на четыре этапа:
1 этап – Моделирование. Определяем тему, цели, задачи, форму проведения и примерное содержание данного мероприятия, дату проведения; соответствие возрасту детей; осуществляем подбор заданий.
2 этап – Подготовка мероприятия. Даём информацию о предстоящем мероприятии (Объявление: «Мальчишки и девчонки, а также и родители! Приглашаем вас на интеллектуально-познавательную, спортивно-развлекательную игру «Поле чудес!» Ждём вас 22 марта в 14.00. в актовом зале школы»); готовим место проведения мероприятия, музыкальное и световое оформление, техническое обеспечение; реквизиты и костюмы; выбираем ведущего, осуществляем подбор артистов; разрабатываем программу мероприятия; закупаем призы; пишем сценарий; проводим репетиции.
Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
Составление плана работы.
Определение хода и содержания мероприятия.
Анализ и подбор литературы.
Определение методов и приемов.
Разработка сценария.
Оформление актового зала.
Подготовка реквизита.
Изготовление макетов.
Определение участников (актеров, ведущих).
Составление и оформление сценария.
Подготовка и распределение заданий, ролей.
Репетиции, корректировка сценария.
Составление сметы расходов на проведение мероприятия.
Приобретение призов, грамот.
Определение места, времени, даты проведения.
Согласование с администрацией.
Решение организационных вопросов.
Объявление.
Приглашение зрителей, гостей.
3 этап – Проведение мероприятия
Главные условия:
1. Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
2. Все занятые в проведении мероприятия должны хорошо знать, что и когда следует делать;
3. Привлечь как можно больше участников в ходе проведения.
4 этап – Подведение итогов мероприятия
(оценка мероприятия учащимися)
Все желающие оставляют свои отзывы и пожелания.
Анализ мероприятия организаторами игры.
Сценарий проведения игры: «Поле чудес»
Перед началом звучит хакасская «Праздничная» народная музыка, призывая участников к началу игры.
На сцену выходит ведущий в национальном платье. На фоне музыки говорит слова
Ведущий: Добрый день! Мы сегодня собрались с вами, чтобы поиграть, повеселиться, узнать много нового и просто интересно провести время!
Хакассия - земля родная!
Ты существуешь с давних пор.
Жила ты, светлых дней не зная,
Терпя бесправия позор. (Н. Доможаков, пер. Ф. Потёмкиной)
Чыл пазы (на русском языке - Голова года или Начало года) - один из главных календарных праздников хакасского народа. Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия - 22 марта. Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живёт» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Осенью - духи земли, духи рек, тайги уходят на небеса, весной с первыми лучами солнца они возвращаются. Считается, что людям нужно хорошо подготовиться к их встрече. Праздник Нового года, начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивался первыми раскатами грома.
Песня «Хакасская земля» (музыка народная, слова С. Кадышева)
Начало игры
После каждого тура проводится хакасская национальная игра.
Ведущий: Мы с вами должны выбрать трех участников. Как же нам это сделать? Я сейчас буду загадывать хакасские народные загадки, кто отгадает тот и будет участником первого тура игры. Внимание:
1. Зеленый дом без окон (арбуз).
2. Стоит мой дед, покрытый белой краской (берёза).
3. Один парень с пятью поясами (бочка).
Ведущий: Мы поздравляем участников первого тура. Прошу занять свои места.
I тур
Звучит музыка. Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков.
Ведущий: Как на хакасском языке называют духов: (чаян)
Ребята по очереди вращают барабан, угадывают буквы. Кто первый угадывает слово, становится победителем 1-й тройки игроков.
Ведущий: А сейчас давайте поиграем в хакасскую народную игру: «Хол тартызах».
Затейники: Ребята объясняют правила игры. Игра проводится 3-4 раза. Победителям вручаются призы.
(Приложение 1. Игра 1.)
II тур
Ведущий: Еще одна традиция праздника Чыл пазы - это разведение костров. В этот день разводили три огня:
Выступление детей
1-й ученик: Ритуал почитания огня. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь («кормили» огонь). Так проходил обряд благодарения Огня.
2-й ученик: Ритуал очищения души. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрные ленточки, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.
3-й ученик: Ритуал почитания Природы. На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.
Ведущий: А сейчас проведем отбор участников для второй тройки игроков. Я загадываю загадки, кто отгадал выходит на сцену. Внимание:
1. Черные собаки идут вдвоем и снег лижут (валенки)
2. На одной горе много травы, да скот эту траву не ест. (волосы)
3. Вокруг озера сидят сизые утки. (глаза и ресницы)
Ведущий: Мы поздравляем участников второго тура. Игроков прошу занять свои места.
Звучит музыка. Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков
Ведущий: Внимание, следующее задание:
Как на хакасском языке называется ленточка, которая использовалась для ритуала Очищения души? (ЧАЛАМА)
Ребята вращают барабан по очереди, угадывают буквы. Отгадавший слово, становится победителем 2-й тройки игроков.
Ведущий: А сейчас мы с вами проведём ритуал Очищения души (всем участникам мероприятия раздаются чёрные ленточки. Ребята завязывают узлы на чаламе, а затем бросают в костёр (макет костра находится на сцене), который называется Очистительным).
Ведущий: А сейчас мы познакомим вас ещё с одной хакасской народной игрой «Мечеекей».
Затейники: Ребята объясняют правила игры. Игра проводится 3-4 раза. Победителям вручаются призы.
(Приложение 1. Игра 2.)
Песня «ПАЙ ХАЗЫН» «Священная береза» (слова и музыка М.П. Боргоякова)
(Приложение1. Текст песни 4)
III тур
Ведущий: Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В праздник Чыл пазы Берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают чалама белого, красного, синего цветов.
Выступление девочек:
1. Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел, верность, преданность.
2. Красный цвет - символ Солнца и Огня, символ тепла, жизни и достатка.
3. Синий цвет - символ чистого неба, мира и согласия.
4. Привязывание чалама сопровождается такими словами:
На белую грудь твою – Белые чалама!
Всемогущему Небу – Синие чалама!
Пламенеющему Солнцу – Красные чалама!
Ведущий: Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду. Ленты можно завязывать и других цветов, самое главное верить, что всё обязательно сбудется.
А сейчас проведем отбор участников для третьей тройки игроков. Я загадываю загадки, кто отгадал выходит на сцену. Внимание:
1. Зимой бедный, летом богатый. (Дерево)
2. Стал свертывать длинный аркан, но не смог. (Дорога)
3. Среди тридцати овец
4. один крупный баран ходит. (Язык изубы)
Ведущий: Мы поздравляем участников третьего тура. Игроков прошу занять свои места.
Звучит музыка. Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков
Ведущий: Внимание, следующее задание: Как на хакасском языке называется берёза? (ХАЗЫН)
Ведущий: А сейчас давайте с вами проведём ритуал повязывания чаламы: (всем участникам мероприятия раздаются разноцветные ленточки. Ребята завязывают их на берёзе - макет дерева находится на сцене).
Ведущий: А сейчас мы познакомим вас ещё с одной хакасской народной игрой «Килин - чарыс».
Затейники: Ребята объясняют правила игры. Игра проводится 3-4 раза. Победителям вручаются призы.
(Приложение 1. Игра 3.)
Финал игры
Ведущий: В Чыл пазы проходят и другие обряды - дарение небесным духам животного, чтобы оно могло быстрее прийти на помощь людям.
А какое животное было принято дарить у хакасов нам подскажут участники финального тура. Мы приглашаем победителей 1-го, 2-го, 3-го, тура для участия в финале игры.
Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков. Ребята вращают барабан по очереди, угадывают буквы. Отгадавший слово, становится победителем игры.
Ведущий: Внимание вопрос: Какое животное было принято дарить у хакасов небесным духам? (ЛОШАДЬ)
Ребята становятся за игровой барабан. Ведущий даёт задание для игроков. Ребята вращают барабан по очереди, угадывают буквы. Награждение победителя.
Ведущий: Наша игра подошла к завершающему этапу. Мы не только интересно провели с вами время, но и узнали много нового. Я хочу поздравить вас ещё с одним новым годом, пожелать вам успехов, здоровья. До новых встреч.
Сценарный план
1. Начало. Выступление ведущего.
2. Песня «Хакасская земля» (музыка народная, слова С. Кадышева).
3. I тур. Отбор первой тройки игроков.
4. Проведение игры.
5. II тур. Отбор второй тройки игроков.
6. Проведение ритуала Очищения души.
7. Проведение игры.
8. III тур. Выступление девочек.
9. Отбор третьей тройки игроков.
10. Обряд повязывания чаламы.
11. Проведение игры.
12. Проведение финала игры.
13. Награждение победителей.
14. Заключительные слова ведущего.
Заключение
Игровая деятельность школьников имеет огромное значение. Игра выступает как средство воспитания и обучения ребёнка, передачи им накопленного опыта. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра способствует возникновению и развитию новых возможностей у учащихся, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха и хорошее настроение.
Данное мероприятие можно проводить в рамках изучения национально-регионального компонента на занятиях внеурочной деятельности, элективных курсах, как внеклассное мероприятие.
На мой взгляд, разработку можно назвать универсальной, потому что она охватывает несколько направлений воспитания ребёнка: гражданско-патриотическое, формирование коммуникативной культуры, культуротворческое и эстетическое воспитание, здоровьесберегающее и интеллектуальное, нравственное и духовное воспитание школьника.
Список литературы
1. Бутанаев В.Я., Веник А.А. «Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии», - Абакан. - 1995. - С. 8-28.
2. Хакасский филиал Российского фонда культуры. «Традиционный фольклор народов Сибири в условиях развивающейся России» - Кемерово. - 2010. - С. 28-34.
3. Пособие для учителя «Хакасский детский праздник Тун Пайрам», Абакан, Книжное издательство, 2011. - С. 170-178.
Приложение 1
1.Хакасская национальная игра «Хол тартызах»
Условия игры: В силовой игре «Хол тартызах» (перетягивание рук) участвуют два человека. Они садятся друг против друга, уперевшись ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают поперёк. По команде ведущего оба начинают тянуть друг друга. Победителем становится тот, кто перетянет противника.
2.Хакасская национальная игра «Мечеекей»
Условия игры: Хакасская игра «Мечеекей» напоминает современную западную игру «дартс». На полу чертится круг. На расстоянии нескольких метров. Затем бросается дротик со вставленными в него гусиными перьями. Нужно попасть в центр круга. Победитель в этих соревнованиях получает звание «дальнобойная стрела».
3.Хакасская национальная игра «Килин - чарыс»
Весной, когда у какого-нибудь хозяина овца принесёт троих ягнят или корова отелится двумя телятами, то в аале проводили шуточные соревнования между невестками - «Килин - чарыс». Участвуют от 2 до 10 девушек. На «конях», иногда бегом, они должны пробежать назначенную дистанцию. Победительница получает приз.
4.Текст песни «Священная береза»
Сорока ветвями разрастается,
Пятьдесят зеленых кос
По плечам березы растекаются.
Припев
Если сорок у нее ветвей –
Начинают песню парни.
Если пятьдесят зеленых кос –
Начинают песню девы.
Царская береза издали
В лучах солнца собой светится,
Из года в год ее листвой
Мое сердечко сладко тешится
Припев:
К ней когда я ни приду,
Меня она волнует нежной песнею,
Хрустальный звон ее листвы
Влечет великой тайною небесной
Припев: