Трушникова Е.Н. Методика преподавания композиции прикладной в разделе «Народные художественные росписи» (из опыта работы)
Библиографическое описание:
Трушникова Е.Н. Методика преподавания композиции прикладной в разделе «Народные художественные росписи» (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства, созданные народными мастерами еще до появления художников-профессионалов, сыграли огромную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. Эти произведения отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Традиция в народном искусстве – это результат сложного процесса художественного осознания действительности, это память, связывающая прошлое и настоящее. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Издавна замечательные рукотворные изделия: кружева и вышивки, гобелены и лоскутные одеяла, вязаные скатерти и салфетки, расписные туеса и резные прялки создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Во всем мире больше всего ценятся рукотворные работы, которые отличаются уникальностью и изяществом.
Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной ценности. К народному орнаменту обращаются профессиональные художники и педагоги. Народный узор завораживает своей глубиной и отточенностью. Наиболее ярко русский узор проявился в художественной росписи по дереву. Дети особенно чутко реагируют на красоту и информационность народной росписи. Рисуя, они изучают древнерусскую историю, открывают язык знаков и символов своих предков. Совершенство произведений кистевой росписи при относительной простоте отдельных художественных и технических приемов всегда влечет к желанию сделать это собственными руками. В современном художественном образовании, где роль духовного и эстетического воспитания имеет особое значение, необходимо как можно шире приобщать детей к бесценному наследию наших мастеров.
И неслучайно в образовательной программе художественного отделения нашей школы вариативным предметом выбрана Композиция прикладная, который занимает важное место в комплексе предметов программы «Живопись». Он является базовой составляющей для последовательного изучения предметов в области изобразительного искусства.
Целью программы являются: развитие творческой активности художественных способностей учащихся, понимания художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства. И наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции станковой большую значимость приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Они способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся и их эстетическому воспитанию
Посредством данной программы учащиеся учатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров.
Задачи программы по композиции прикладной тесно переплетаются с другими изучаемыми предметами. Это:
- использование линии, ритма, силуэта, цвета, пропорций, формы, композиции как средства художественной выразительности в создании декоративного образа.
- развитие навыков работы с различными материалами и в различных техниках.
- создание предметов декоративно-прикладного искусства.
- создание условий для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности.
- раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей каждого ученика;
- формирование творческого отношения к художественной деятельности;
- развивитие художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения;
- приобщение к народным традициям;
- воспитание чувства патриотизма, любови к истории своего Отечества
Наша программа включает в себя два раздела, объединенных одной темой, содержанием которой являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности.
Первый раздел – основы декоративной композиции
Второй раздел – основы народного искусства (кистевые росписи).
В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети на протяжении всего курса обучения, учатся организовывать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию. Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.
Программа рассчитана на 4-5 лет обучения
Обучение кистевым росписям начинается с графических росписей.
В первом классе дети изучают мезенскую (палащельскую) роспись.
Во втором классе – северные росписи (ракульскую, пермогорскую, уфтюжскую, шенкурскую, обвинскую)
В третьем классе – городецкую роспись.
В четвертом классе приступаем к изучению живописной (маховой) Урало-Сибирской домовой росписи.
В пятом классе продолжаем тему Урало-Сибирской росписи.
Мир народной росписи очень разнообразен и оригинален, но в том и прелесть его, что при каноничности и малом наборе элементов и композиционных решений, нет предела его выразительным возможностям. Основные элементы любой росписи – это каплевидные и ланцетовидные мазки, усики, штришочки, спиральки, серпики. Выполнению всех этих элементов, постановке руки мы обучаем детей на примере архаичной мезенской росписи, в которой используется минимум краски – черную и красную. Начинаем знакомить учащихся с крестьянскими символами и их значениями, с принципами построения орнамента, особенностями традиционных композиций в народном искусстве.
Затем мы переходим к изучению северных графических росписей, расширяем цветовую палитру, знакомимся с бордюрами, углами, приписками. Продолжаем совершенствовать технические навыки.
К изучению городецкой росписи подходим уже с определенным багажом знаний и навыков. Казалось бы, многоцветный «городец» завораживает своей нарядностью, праздничностью. Но и в этой росписи мы имеем небольшую традиционную палитру красок. Разнообразие росписи мы получаем с помощью чертежек и оживок. Знакомимся с понятием «замалевок». Изучаем сюжеты городецкой композиции.
В четвертом классе мы переходим к изучению живописной урало-сибирской домовой росписи. Продолжаем знакомиться с семантикой изображений, технологией росписи, композицией, цветовой гаммой.
И в пятом классе мы продолжаем изучать урало-сибирскую «тагильскую» роспись, но уже более сложную в исполнении.
Методика изучения народных росписей, в принципе, традиционна. Это знакомство с историей и географией промысла, знакомство с оригиналами произведений, копирование с образцов, составление собственных композиций, роспись изделия. Большое внимание уделяется инструментам и материалам, которыми работают учащиеся. Важно подчеркнуть, что росписи выполняются в традиционных материалах: графические росписи – это темпера, живописные – масляные краски. Обучение происходит системно, начиная с прописи простых упражнений, мазков и элементов, которые постепенно переходят в мотивы. Освоение техники кистевой росписи требует терпения, многочисленных упражнений и кропотливой индивидуальной работы с каждым учеником. Поэтому роль педагога, профессионально владеющего кистью, очень важна на уроках по росписи. Личный показ наглядно демонстрирует как правильно сидеть во время работы, держать кисть, как «почувствовать» ее в руке, как набрать краску, сделать верное движение.
Итогом изучения каждого вида росписи является расписное изделие, выполненное учеником. Обязательный этап в обучении – это подготовка изделия под роспись (шлифовка, грунтовка и пр.).
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и образовательного заведения. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий».
Очень важным моментом также является мотивация. Создание предметов интерьера, рукотворных оригинальных авторских подарков, воплощение творческих замыслов, уникальных утилитарных предметов – все это вызывает неподдельный интерес у детей к прикладному искусству и дает замечательный результат в достижении поставленных нами задач.